Вы и мы
Еще раз про «автобусный вопрос», или как съесть слона и не подавиться?
Материал номера
23.06.2022

«Автобусный вопрос» с недавних пор в Обнинске стоит не то, чтобы актуально, а прямо очень остро! С одной стороны качество услуг со стороны частных перевозчиков регулярно вызывает нарекания у пассажиров, с другой - ​муниципальный автобусный парк (ПАТП) не справляется, и вообще нуждается в материально-­техническом переоснащении. А на горизонте еще и маячит очередная реформа, настоятельно рекомендуемая «сверху», которая связана с переходом на «брутто-­контракты». Это когда извозчик получает деньги от муниципалитета в обмен на оказываемые услуги, а не зарабатывает с каждого вошедшего пассажира. Люди при этом продолжают платить за проезд, но деньги поступают в казну.

Одним словом, масса проблем! А где же решения? ПРИЯТНАЯ ЗАДАЧА: ПОТРАТИТЬ 1,3 МИЛЛИАРДА!

Решать «автобусный вопрос» власти решили комплексно, вкладываясь одновременно и в реформирование муниципального автобусного парка, и в приобретение новой техники, и в дорожное строительство, и даже в строительство новых АЗС. Основные расходы принял на себя региональный бюджет, выпросив под это дело из Москвы инфраструктурный кредит на сумму более 1 млрд. руб­лей.

В СМИ часто акцентируется, что это - ​федеральные деньги, но на самом деле - ​нет. Эти деньги Калужская область будет возвращать. Пусть очень долго, пусть они были взяты под очень маленький процент, но все же. Кредит - ​деньги не подаренные и не переданные. Кроме того, выделение кредита подразумевало софинансирование из бюджета региона, так что пришлось раскошелиться...

Увы, то, как реализацию планов начали на практике, нас, прямо скажем, не вдохновило. Несколько номеров назад мы публиковали материал, посвященный планам городской администрации в части обеспечения работы общественного транспорта, и сделать его оптимистичным не получилось. Не то, чтобы стояла такая задача, но очень хотелось принести читателям хорошие новости.

На деле все пошло по Черномырдину - ​автобусов в нужном количестве закупить не удалось, со строительством газовых АЗС для их заправки город попал в полную зависимость от милостей и планов «Газпрома», а частники, предчувствуя, что их начнут выживать с рынка, перестали следить за качеством услуг по перевозке пассажиров - ​по крайней мере на отдельных маршрутах... Кроме того, за это время успели поднять цену проезда!

Отличный старт.

При этом инфраструктурный миллиард уже во всю осваивается - ​по частям, что напоминает детскую загадку-­шутку.

- Как надо есть слона?

- И как?

- По кусочкам! ...

Такими «кусочками» можно считать аукционы с начальной ценой 50-60 млн. руб­лей, которые начали производить (через калужское министерство конкурентной экономики) на ремонт подъездных путей и помещений ПАТП. Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Чтобы понять, как в деталях в Обнинске едят слона, мы отправились поговорить по душам со специалистами администрации, курирующими транспортный комплекс. Пообщаться с нами согласилась Анна ЕРЕМИНА, руководитель управления транспорта, и ее помощники. И вот что удалось собрать.

 

РОССИЙСКИЕ АВТОБУСЫ ЗА ПАРУ МЕСЯЦЕВ ПОДОРОЖАЛИ НА ТРЕТЬ!

СКОЛЬКО ВЕСИТ «СЛОН»

Общая сумма инфраструктурного кредита, учитывая региональное и муниципальное финансирование, составляет 1 миллиард 186 миллионов 385 тысяч 638 руб­лей. Самая маленькая доля вложена городом - ​118 тыс. руб­лей. Это примерно 0,01%. Основные расходы - ​закупка нового транспорта. На строительно-­монтажные работы планируется направить примерно четверть от общей суммы.

До начала спецоперации (и февральского взлета цен) планировалось закупить для нужд города 112 автобусов, преимущественно на газу (лишь небольшая часть - ​на дизеле).

Однако в феврале-­марте стало понятно, что такое количество не наскрести. Когда я писал предыдущий материал, собеседники из администрации, включая советника Татьяны Леоновой по транспорту Дмитрия Заемского объясняли это отсутствием техники у производителей.

Мол, заводам просто нечего продавать, все выгребли.

Сейчас, однако, становится очевидно, что причина куда банальнее и с производственными мощностями отечественного автопрома связана в меньшей степени. Все упирается в деньги. Ценник на автобусы взлетел, и купить 112 автобусов по старым ценам стало просто невозможно.

Сейчас закуплено 72 автобуса. 46 из них уже в городе, еще 26 частично оплачены и должны прийти до конца года. Преимущественно это МАЗы, СИМАЗы и НИФАЗы.

На эти покупки ушла большая часть «слона» - ​более 908 млн. руб­лей. О том, насколько рванул вверх ценник после февраля 2022 г., можно судить уже по тому, что в конце 2021 г. ровно на эти же деньги планировалось купить на 36 автобусов больше!

По словам Анны Ереминой, впрочем, частично нехватка техники компенсируется большей вместимостью, которые удалось закупить в нынешних условиях.

Анна ЕРЕМИНА:

- Не все, но часть приобретенных автобусов рассчитана не на 22, а на 36 посадочных мест.

Это еще не все. Просто закупить автобусы мало.

Помимо этого городские власти уже провели аукцион на их дооборудование. Процедура включает оснащение всех 72 единиц транспортных средств дополнительным оборудованием, обязательным для пассажирских перевозок - ​начиная от медиакомплексов и информаторов до валидаторов, позволяющих оплачивать поездку картами.

Сумма выходит солидная: в среднем 1 млн. на автобус. В стоимость входит устройство подключения к ГЛОНАСС, тахограф, система видеонаблюдения, маршрутоуказатель и т. д.

Таким образом, чисто на автобусы шел почти миллиард, но расходы на этом не кончились.

 

ДЕНЬГИ - ​В АСФАЛЬТ И БЕТОН!

Оставшаяся часть денег будет вложена (уже вкладывается) собственно в автобусный парк Обнинска - ​подъездные пути, ремонт основных технических помещений.

В настоящее время проведено как минимум два аукциона, связанных с ПАТП. Благодаря конкурентной борьбе между подрядчиками номинальную цену удалось изрядно скинуть. В первом случае - ​аж на треть, точнее на 28%, с 54,4 млн. руб­лей до 38,9 млн. Во втором уже только на 12% - ​с 67,7 млн. руб­лей до 59,6 млн.

В первом случае на эти деньги должны произвести капитальный ремонт части дороги и подъездных путей. Во втором - ​отремонтировать сразу несколько зданий, эксплуатируемых ПАТП:

  • мастерскую техобслуживания;
  •  склад;
  • трансформаторную подстанцию;
  • закрытую стоянку автобусов;
  • гаражный бокс (на 14 автобусов).

К сожалению, действия администрации здесь вызывают некоторое недоумение. Вместо того, чтобы утвердить единый комплексный план модернизации муниципального автопарка, проводятся разрозненные аукционы, не связанные даже единым планом работ. Торги на ремонт дорог и прокладку асфальта состоялись вперед конкурса на ремонт помещений парка, хотя логика советует сначала произвести реконструкцию и не возить строительный мусор и тяжелые стройматериалы по новенькому асфальту...

Впрочем, сейчас коллеги г-же Ереминой уверяют, что сроки в технической документации разные, поэтому асфальт ­все-таки начнут класть в середине августа. Уже после того, как основные ремонтные работы закончатся.

Но и это еще не все.

Анна ЕРЕМИНА:

- Помимо этого нам надо сделать площадку под размещение передвижного автогазозаправщика. Он необходим до момента, пока не появится стационарная (газовая) заправка. Соответствующий конкурс на стадии объявления. «Газпром» готов к реализации проекта, но ­кто-то еще может изъявить желание.

Честно говоря, есть большие сомнения, что ­кто-то сможет обойти на торгах «Газпром», тем более, что он уже определен в качестве поставщика газа. Решение же о приобретении автобусах на газу, несмотря на отсутствие в Обнинске газовых АЗС было принято в целях экономии. Дизель куда дороже...

Остатки «слона» уйдут на обучение дополнительного персонала.

Обучение персонала производит МП ОПАТП, помогают заводы производители, персонал будет направляться на заводы для обучения, и специалисты будут приезжать к нам.

В настоящее время обучение прошло 12 человек, а нужно - ​250.

Но многие водители приходят на предприятие, уже имея необходимую квалификацию.

Вдогонку

МИНИСТР ЛЕЖНИН ДОБЫВАЕТ ЕЩЕ 20 АВТОБУСОВ

Возвращаясь к теме покупки автобусов. Цены, конечно, выросли, а сумма кредита осталась той же, но, как ни крути, есть объективная реальность. В этой реальности Обнинску нужно не 72 автобуса, пусть даже более вместительных, а не меньше 100 штук. Поскольку администрация вопрос такого уровня решить не может, на помощь снова приходит областное правительство. Еще 20 автобусов для Обнинска пообещали закупить власти области, если сумеют привлечь дополнительный инфраструктурный кредит. Министр строительства и ЖКХ Вячеслав Лежнин уже заявил, что заявка в федеральные органы не просто подготовлена, но и направлена. Более того, есть даже предварительное «добро».

Вячеслав ЛЕЖНИН:

- На сегодняшний день получили предварительное согласование от Министерства экономики РФ и Дом. РФ. Ждем одобрения от федерального Минстранса и Минфина. В течение двух недель планируем выйти с проектом на защиту в штаб правительственной комиссии, возглавляемой Маратом Хуснуллиным. Данный вопрос находится на личном контроле губернатора.


Евгений СЕРКИН

Поделиться