Вы и мы
Автоматическое согласие на страховку незаконно
Территория 02
14.07.2022

Очень часто при реализации авиа- и железнодорожных билетов дистанционным способом посредники сразу ставят «галочку» в графе на заключение договора добровольного страхования, подтверждающую намерение заключить дополнительный договор.

Наличие такого автоматического согласия может вводить потребителя в заблуждение относительно заключаемых им договоров и приводить к нарушению его законных прав и интересов.

 

НИКАКИХ ЗАРАНЕЕ ПРОСТАВЛЕННЫХ ГАЛОЧЕК В ДОГОВОРАХ

Роспотребнадзор и Банк России сообщают, что проставление за страхователя автоматического согласия на заключение допдоговора при покупке дистанционным способом авиа- и железнодорожных билетов не является подтверждением ознакомления страхователя с условиями, содержащимися в дополнительном договоре, и правилами страхования, а также выражения страхователем волеизъявления на заключение дополнительного договора страхования.

К обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, относятся, в частности, следующие условия:

- потребителем получена полная и достоверная информация об услуге. К элементам волеизъявления потребителя прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги, и потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги и условиях ее приобретения;

- в веб-форме или программном обеспечении посредника отсутствует заранее проставленное автоматическое согласие.

 

ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Роспотребнадзор и Банк России обращают внимание страховых организаций на то, что пунктом 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) установлен запрет обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг).

Таким образом, навязывание потребителям дополнительного договора при приобретении основного договора является недопустимым.

Навязывание дополнительных услуг статьей 16 Закона N 2300-1 запрещено. Страховая организация или посредник, виновные в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должны возместить потребителю все убытки, включая цену навязанной услуги.

Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, а в случае получения массовых жалоб - предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту группы пострадавших потребителей.

Рената Белич

Поделиться