Вы и мы
Ощипанный ИАТЭ. В ходе реорганизации МИФИ из наукограда уведут всю науку
Под острым углом
28.07.2022

Под лозунги о том, какой же все-таки крутой наукоград Обнинск, наш город медленно, но уверенно теряет позиции кузницы научных кадров для страны. И подтверждение этому мы получили не абы откуда, а со страниц корпоративной газеты «Росатома», которая скромно называется «Страна «Росатом».

В выпуске №25 «Страны» (за июль) вышла публикация, посвященная перспективам реорганизации вузов, патронируемых атомной госкорпорацией. Речь идет о сети филиалов НИЯУ МИФИ, в число которых входит и наш обнинский ИАТЭ - институт атомной энергетики. Публикация содержит выдержки из проектов решений, а также комментарии руководителей МИФИ и «Росатома», из которых следует, что решения эти уже практически приняты.

И хотя на первый взгляд отзыв об ИАТЭ на страницах ведомственного издания выглядит вполне комплиментарно - стоит только вчитаться, как все начинает звучать практически как реквием.

Владимир ШЕВЧЕНКО, ректор МИФИ:

- ИАТЭ - крупнейший филиал МИФИ, и мы предполагаем, что он станет центральным хабом иностранных студентов для всех международных проектов «Росатома». Здесь будет проходить первое определение индивидуальной образовательной траектории студента в нашей филиальной сети и в организациях-партнерах, где он будет проходить практику. Здесь же будут разрабатывать индивидуальные учебные планы в зависимости от того, какое направление учащийся выбрал.

Весомо звучит?

Ну а то! Международные проекты, иностранные студенты, станет хаб...

Но чтобы понять масштаб случившегося и долю нам оставленного, следует учесть, что МИФИ взял курс на специализацию филиалов. Это означает, что каждое структурное подразделение будет вести конкретное направление, заниматься конкретной областью науки.  К примеру, подготовка научных кадров для работы над ядерным щитом останется за Саровским ФТИ. Ядерная медицина и исследовательские реакторы отошли Димитровградскому ИТИ. Вологодский ИТИ займется вопросами эксплуатации атомных энергостанций, а также атомным машиностроением. Новоуральский технологический институт возьмет на себя IT и аддитивные технологии.

Одним словом, все сферы практического применения мирного (и не очень) атома, а также разделы глубоких научных изысканий поделены поровну между «птенцами гнезда МИФИ». И только ИАТЭ как нелюбимый кукушонок - самый крупный, головастый и горластый, но не очень любимый - получил абстракт. Нам достались международные проекты, иностранные студенты и разработка учебных планов.

И понятно, что такая смена курса разрабатывалась еще до февраля 2022 г., когда Россия начала специальную военную операцию, следствием которой стал разрыв не только политических и экономических, но и научных связей. Но с реальностью-то мы сталкиваемся уже сегодня.

Международные проекты? С кем?

Иностранные студенты? Откуда, из каких стран?

Ответы на эти вопросы повисают в воздухе. Да, какая-то часть студентов может прибыть из атомных держав вроде Китая и Индии, но с кем двигать международные проекты и обмениваться студентами по общим программам дальше?

С Ираном, который развивает свою атомную энергетику чуть не полуподпольно? С Пакистаном? С Северной Кореей, где признают только один атом - тот, что можно запихнуть в ракету и грозить миру?

А иного варианта не предлагается.

Подчеркнем: главная идея реорганизации МИФИ в том, чтобы каждый филиал стал центром компетенций по направлению, в котором у него уже есть заделы. Этот постулат сформулировал все тот же Владимир Шевченко. По мнению ректора МИФИ, везде учить всему - неэффективно. «Жизнь убедительно показывает, что это неработающая схема», - считает Владимир Игоревич. В каждом филиале надо учить тому, что у него до сих пор получалось лучше всего.

И как так вышло, что на долю обнинского института не выпало вообще ничего существенного?! Все ключевые направления в атомной науке в рамках специализации растащили по прочим филиалам, а нам досталась фактически подготовка первичного звена для других вузов. Прекрасное наследие оставила г-жа Леонова (предпоследний директор ИАТЭ) перед тем, как оставить науку и перебраться руководить, собственно, градом.

Самое интересное, что ИАТЭ формально мог претендовать (и по нашим данным даже претендовал) на то, чтобы оставить за собой ядерную медицину - в конце концов именно у нас работает МРНЦ им. Цыба, у нас идет взаимодействие с ФМБА (Федеральным медико-биологическим агентством)...

Но тут явились более уверенные и решительные ученые из Димитровграда и просто подвинули нас плечом: мы сможем взять эту отрасль и вывести ее на нужный уровень. Именно в Димитровграде было создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» как базовый центр компетенций в области ядерной медицины Федерального медико-биологического агентства. Представители Обнинска на такую уверенную наглость смогли только сдавленно вздохнуть и отойти в сторонку.

Тот случай, когда скромность - порок. Ведь в итоге прочим атомным городам достались научные сферы практического применения, а Обнинску - подготовка студентов, которые будут превращаться в полновесных научных мужей уже в других филиалах, в зависимости от того, кого и куда заведет выбранная специализация.

И давайте уже начистоту: в Госкорпорации «Росатом» и НИЯУ МИФИ фактически зафиксировали решение - роль некогда крутейшего вуза сводится к эдакому продвинутому техникуму, готовящему бакалавров для стран третьего мира (в условный первый сегодня попасть труднее).

Чем был славен ИАТЭ?

Он готовил научную элиту - ученых-разработчиков новых реакторов, а также оперативный персонал для атомных станций. Теперь пришло время понижать планку: нет ядерной медицины, нет исследовательских реакторов, нет гражданских технологий.

И одна из причин - во главе вуза давно нет человека, которого можно было бы считать «паровозом» в хорошем смысле. Судьбу, вес и качество многих вузов определили их ректоры или директора. Увы, ИАТЭ здесь похвастать не может.

Татьяна Леонова, руководившая вузом до 2019 г., не блистала ни в науке (в чем мы убедились по сегодняшней ситуации), ни в управлении (а это уже прочувствовали всем городом). Похвастать авторитетом в научном сообществе она тоже не могла. Скорее наоборот - из-за тлеющего конфликта Леоновой с тогдашним ректором Михаилом Стрихановым с будущей главой Обнинска особо не считались.

Пришедшие ей на замену ситуацию уже исправить не смогли. Для прорыва, для выхода на новый уровень, для элементарного веса в научном сообществе работу надо не просто делать - ей надо гореть.

Евгений СЕРКИН

Поделиться