Вы и мы
«Всем выйти из сумрака!» Шапша призвал чиновников общаться с людьми не только в интернете
В центре внимания
04.08.2022

Мы живем в интересных реалиях. Ругаем и критикуем чиновников, если они не становятся публичными. То есть не хотят или не умеют работать в социальных сетях, избегают Интернета... и в то же время предъявляем им за то, что они спрятались за своими аккаунтами и потеряли живой контакт с населением!

Самое интересное здесь, что и то, и другое - чистая правда. Это две стороны одной медали. Абсолютно очевидно, что современный чиновник не может и не должен чураться социальных сетей, обязан обладать определенной компьютерной грамотностью, должен ориентироваться в современных коммуникационных системах. И в то же время никакие соцсети, никакие ЦУРы и системы электронного инцидент-менеджмента не могут полностью заменить  живой контакт с человеком. Элементарно иногда важно увидеть глаза собеседника, чтобы принять правильное решение!

Лучше всех в Калужской области это сознает губернатор Владислав ШАПША, живые встречи которого с населением с недавних пор превратились в полноценные марафоны - ​длятся по несколько часов, а число людей, которых успевает принять глава во время своих визитов на местах превышает 20-30 человек. Причем, что интересно - ​численность жителей населенного пункта чем дальше, тем меньше имеет значение. Если есть вопросы - ​надо выслушать всех.

В Калуге, к примеру, глава региона принял около 50 человек - ​в рамках прямого общения с жителями. Чуть ранее в Обнинске почти столько же. Несмотря на дефицит времени и выбивание из рабочего графика, жителей своего родного города бывший мэр и действующий губернатор принимал, что называется, «до упора», почти 9 часов. И вот на днях столько же людей Шапша принял и в маленьких (населения около 14,5 тыс. человек) Сухиничах.

Сам губернатор прокомментировал прием довольно сдержанно.

Владислав ШАПША:

- Личный прием в Сухиничах завершился. Удалось обсудить более 50 вопросов, выслушал всех, кто пришел. Самые частые вопросы: газификация, дороги, вода, освещение. К­ому-то удалось помочь сразу, ­где-то нужно время, чтобы найти решение.

Хорошая практика. Возможность не из формальных отчетов, а из уст людей узнать, как живет район.

Последняя реплика - ​толстый намек брать пример, адресованный подчиненным и муниципальным руководителям. Глава Калужской области напоминает, что нельзя от людей прятаться за мониторами и дверями кабинетов.

Трудно решать проблемы благосостояния населения, если из этого самого населения ты общаешься только с женой, родственниками и подчиненными. Что ты об их жизни и проблемах вообще знаешь? Особенно, если параллельно еще и внушаешь себе, что критику и неодобрительные реплики в адрес власти в интернете пишут исключительно оппозиционеры и недовольные?

Есть и еще одна причина, по которой Шапша пока мягко, но все же акцентирует внимание на живом контакте. Нам доводилось наблюдать, как проходят встречи с главой, читать стенограммы поступивших вопросов, даже постановочных вопросов (это те, которые задают депутаты). Мы даже делали на страницах «ВЫ и МЫ» обзоры по итогам таких «раутов».

И знаете, что? По мере анализа поступающих обращений, вопросов и просьб о помощи, возникает желание крепко почесать в затылке. Как же так получается, что подавляющее количество проблем, с которыми жители Калужской области обращаются к главе - ​прямая ответственность и компетенция местных органов власти?

Починить тротуар, восстановить бордюр, отрегулировать подачу воды в жилые дома, заменить погасшие лампочки в уличных фонарях... все это просят у губернатора. При этом для решения этих вопросов мы выбираем себе депутатов местных органов, которые в свою очередь выбирают глав администраций.

И где же работа?

Неужто не знают о проблемах на подотчетной территории?

Можно, конечно, заломить руки: да все они знают, но денег нет, бюджета не хватает, однако - ​удивительное дело - ​после того, как глава Калужской области берет на контроль ту или иную ситуацию, она быстро решается. Находятся и деньги, и ресурсы, и возможности. А значит, они были - ​вопрос в рациональном использовании, в приоритетах и, главное, в понимании проблем, которые на бумаге могут выглядеть совсем иначе, чем в жизни.

Абсолютно правильно сказано главой: отчет может быть совершенно формальным. Бумага - ​стерпит. А вот люди - ​нет.

С другой стороны, это вообще неплохо - ​когда люди перестают терпеть. Например, во время все того же вояжа в Сухиничах, губернатора Шапшу во время выезда в новый сквер, презентованный местными чиновниками, поймали простые жители. Сквером они, безусловно, довольны, но только не одними общественными пространствами жив человек. Люди начали активно жаловаться: построен новый большой микрорайон, а аптеки нет, приходится ездить далеко в центр, очень неудобно.

Понятия «далеко» и «неудобно» в отчете особого дискомфорта глазам читающего не создадут. А вот если тебя на месте берут в оборот бойкие пенсионерки, то - ​другое дело.

Владислав ШАПША:

- В новом сквере в Сухиничах подошли жители. Говорят: «В микрорайоне нужна аптека. В центр далеко ездить». Тут же дал поручение: на базе ФАП можно организовать аптеку, такая возможность есть. Такой вариант людей устроит.

У себя в «телеге» глава еще рассказывает, что разговорившиеся бабушки его заверили, что «частенько занимаются на площадке физкультурой» и даже продемонстрировали в воркаут-зоне, как именно, но мы эту умильную часть опустим.

Мы выделили этот эпизод, чтобы поговорить не о конкретных бабушках, а о другом.

О коммуникациях. Как современных электронных, так и самых что ни на есть простых, человеческих.

В идеале они должны не подменять и замещать друг друга, а дополнять.

Яркий пример из все тех же Сухиничей: группа жителей очень хотела попасть на прием, не смогла и оставила соответствующие комментарии в аккаунтах главы. Как результат - ​были приглашены отдельно.

Владислав ШАПША:

- Увидел комментарий от группы жителей Сухиничского района, что не смогли попасть на прием. Несмотря на то, что люди не были записаны, пригласили и поговорили и с ними.

Как видим, губернатор все, о чем мы говорим, хорошо понимает. Важно, чтобы понимали и другие руководители.

Можно записывать видосы, проводить стримы, ежедневно обновлять аккаунты самыми разными постами - ​от текстов до фоточек (это все здорово и современно!) - ​но без живого общения полного проникновения в проблемы людей не будет.

Электронные коммуникации обеспечивают оперативность, быстрый отклик и сокращают дистанцию. Живые - ​позволяют понимать, насколько озабочено население теми или иными вопросами, насколько оно чувствует, что делают для них органы власти, насколько они одобряют выбранный курс.

Опять же ботами живых людей не заменишь!

Евгений СЕРКИН

Поделиться