Вы и мы
Кирилл Дзюбенко: «Нужно ввести уголовную ответственность для руководителей управляющих компаний»
Точка зрения
04.08.2022

После ухода на повышение в Москву начальника ГЖИ по Калужской области Алексея ДУЛИШКОВИЧА на его место в качестве исполняющего обязанности пришел Кирилл ДЗЮБЕНКО, ранее более 4 лет занимавший должность начальника отдела инспектирования жилищного фонда, лицензионного контроля и контроля за капитальными ремонтами. Несмотря на молодой возраст, Кирилл Геннадьевич имеет достаточный опыт работы в сфере ЖКХ и строительства. По образованию он инженер-строитель. В наш регион приехал из подмосковного Подольска, но корни его семьи ведут в Калужскую область. 

 

 ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В ПРИОРИТЕТЕ

- Кирилл Геннадьевич, сотрудникам ГЖИ приходится работать с населением. Что самое главное в этом взаимодействии?

- Я уже не первый год говорю о том, что самое важное - это наличие диалога между собственниками и управляющими организациями. И в нашем регионе он тесный и прозрачный. Когда такая связь налажена, граждане будут получать услуги надлежащего качества, а в управляющей организации будут знать, что граждане не безразличны к общему имуществу дома, что они не закрылись за железной дверью. Практика показывает, что чем теснее этот диалог, тем лучше управляющая компания работает. Есть прекрасные примеры в нашем регионе, где УК в тесном контакте с собственниками, и работа там идет успешно. Да, у них, может быть, недешевые тарифы, но там люди понимают, что для того, чтобы содержать надлежащим образом общедомовое имущество, на это нужны средства. Ведь и материал дорожает, и услуги, однако тариф у нас только индексируется.

- Чаще всего наши граждане не согласны с требованиями, которые в их адрес предъявляют управляющие компании, а УК не согласны с гражданами.

- И вот поэтому вторым важным моментом является правовое просвещение жителей. Граждане не всегда знают, где их зона ответственности заканчивается и начинается зона ответственности управляющих организаций. К сожалению, жители всегда помнят, что им должны, забывая при этом о своих обязанностях.

- Но нередко эти требования граждан оправданы.

- Зачастую оправданы, да. Но подчас люди не осознают, что ремонтные работы стоят больших денег. Возьмем, к примеру, обычную трехподъездную пятиэтажку с жилой площадью порядка двух с половиной тысяч квадратных метров. При существующем тарифе на текущий ремонт и с учетом того, что среди жильцов есть должники, в год такой дом собирает в среднем от 30 до 50 тысяч рублей на текущий ремонт. А ремонт одного подъезда стоит от 80 до 100 тысяч рублей. Не забывайте, что часть собранных средств уходит еще и на содержание дома. Должна проводиться подготовка к отопительному сезону.

Я согласен с тем, что не все управляющие организации должным образом исполняют свои обязанности перед гражданами в рамках договора управления. Есть такие, которым действительно не место на рынке жилищно-коммунального хозяйства.

- Тем не менее, они работают.

- Действительно, они работают. Потому что, во-первых, чтобы получить лицензию на свою деятельность, они собрали пакет документов и заплатили государственную пошлину. А, во-вторых, лишить их лицензии могут только судебные органы. Да и защиту прав предпринимателей никто не отменял. Действует Постановление правительства № 336, в соответствии с которым контрольные мероприятия ограничены. Мы все работаем по 248-му Федеральному закону. Плюс в прошлом году была расширена реформа контрольно-надзорной деятельности, и теперь бизнес защищен со всех сторон. С одной стороны, мы стоим на защите прав граждан, но с другой стороны управляющие организации могут обратиться в другие контрольно-надзорные органы и заявить, что ущемляются их права и им мешают работать.

 

УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ ПРОДОЛЖАЮТ ЛИШАТЬ ЛИЦЕНЗИЙ

- Как же исправить эту ситуацию?

- Чтобы исправить ее кардинально, на мой взгляд, нужно ввести уголовную ответственность для руководителей управляющих компаний и соучредителей. Здесь речь идет об экономических преступлениях, о подделке протоколов общих собраний. Есть практика, согласно которой субсидиарная ответственность судебными органами вводится и в отношении соучредителей управляющих организаций, которые должны ресурсоснабжающим организациям. Когда эта практика станет массовой, когда соучредители будут знать, что у них не получится набрать многомиллионные долги, а затем обанкротиться и закрыть юридическое лицо, тогда и будет наведен серьезный порядок. Они должны отвечать за это личным имуществом. 

- Сколько в регионе в настоящее время действующих лицензий управляющих компаний?

- Их 206 и порядка 95% от этого числа - это добросовестные УК. Если у них что-то не получается, то по причине нехватки финансов и кадров.    

- Кирилл Геннадьевич, на какие структуры ЖКХ поступает больше всего жалоб от граждан? На управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, либо на Фонд капремонта?

- Жалобы приходят пропорционально, это еще зависит от сезона. Так, в летний период граждане недовольны отключением горячей воды на две недели. Казалось бы, живем в 21 веке, а воду по-прежнему отключают на две недели. Но от плановых работ в автоматических котельных никуда не деться. Зимой претензии граждан связаны с завоздушиванием системы отопления. В конце отопительного сезона многие просят раньше времени отключить отопление.

- В прошлом году несколько управляющих компаний лишили лицензий. В этом году есть такие прецеденты?

- Да, с 1 августа аннулирована лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданная управляющей организации ООО «УК МЖД города Калуги». Вступило в действие соответствующее решение суда. Эта организация имеет многомиллионную задолженность перед ресурсоснабжающими организациями. Еще одна управляющая организация - ООО «Вега» прекратит свое действие после 10 августа. Видимо, руководство поняло, что данная компания осуществлять свою деятельность в этой сфере не в силах. Подобные примеры есть, к сожалению.

- А бывает так, чтобы управляющая компания обратилась в ГЖИ с жалобами на жильцов?

- Безусловно. Ведь ГЖИ осуществляет надзор не только за юридическими, но и за физическими лицами. Правила содержания жилого помещения никто не отменял. Порой граждане осуществляют незаконную перепланировку своей квартиры или реконструкцию общедомового имущества, о чем нам сообщает УК. Хотя чаще всего все-таки жалуются граждане, и нередко управляющая организация оказывается в ситуации «между молотом и наковальней». Скажем, жилец написал нам письмо с претензией, что УК не выполняет какую-то работу. Эта работа, например, стоит 200 тысяч рублей, а на счету дома всего 20 тысяч. Представители УК собирают жильцов, объясняют им ситуацию и предлагают собрать дополнительные средства. На что граждане отвечают отказом. Дескать, кто жаловался, тот пусть и платит. В итоге у компании и денег нет, чтобы работы провести, и она получает от нас предписание.

- Планируете ли Вы что-то изменить в работе ГЖИ?

- Об этом пока рано говорить. Тем более, что я являюсь исполняющим обязанности руководителя.

- Спасибо за беседу!              

 Беседовала Инна ЕМЕЛИНА 

Поделиться