Вы и мы
Цифровизация обнинского общественного транспорта идет полным ходом
Инновации
25.08.2022

С 1 января по 1 августа МП «ОПАТП» перевез 1357 193 человек.

В среднем, в день получается около 6 400 поездок, около 35% - это льготники самых разных категорий.

Городской транспорт в нынешнем году реализует масштабный проект «Модернизация транспортной инфраструктуры на территории Обнинска».

- Что позитивного получили и получат в ближайшем будущем пассажиры от обновления автобусного парка и цифровизации городского транспорта? - поинтересовались мы у руководителя Управления потребительского рынка, транспорта и связи Анны ЕРЕМИНОЙ.

 

БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ

- Анна Валерьевна, что такое цифровизация общественного транспорта?

- В целом, цифровизация - это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства. В нашем случае - цифровизация общественного транспорта. Современные цифровые технологии, применяемые на транспорте, призваны решить задачи повышения комфортности транспортного обслуживания (автоматизированная система учета и оплаты проезда - возможность оплаты проезда при входе/выходе в автобус без контакта с водителем, системы информирования пассажиров - возможность визуального и звукового информирования об остановках и иной информации, например информации от ОВД или МЧС), защиты пассажиров и водителя (системы информирования пассажиров и система видеонаблюдения), а также облегчения труда водителя за счет оптимизации отдельных процессов, учета и контроля за работой водителя и предприятия в целом (автоматизированная система учета и оплаты проезда, система ГЛОНАСС и т.д.).

- Как идет цифровизация транспорта в Обнинске?

- Цифровизацию общественного транспорта мы начали более трех лет назад. Первое внедрение Автоматизированной системы учета оплаты проезда (АСУОП) на МП ОПАТП - это установка терминалов-валидаторов и возможность оплаты банковской картой, проездным билетом. Следующий шаг мы сделали в 2020 году. Тогда у нас в городе появился оператор АСУОП и во всех транспортных средствах города появились терминалы-валидаторы, в том числе и у частных пассажироперевозчков. Все помнят и знают, что это был не самый легкий период, но зато льготники по единым социальным проездным билетам смогли пользоваться маршрутками. Все просто, пассажироперевозчик должен получать компенсацию за перевезенных льготников, а как вести учет? У льготника проездной - пластиковая карта, но если нет терминала, то и учета его проезда нет. Посредством терминала и Единого социального проездного билета в системе фиксируется поездка, формируется отчет, и перевозчик, подав документы, получает от области компенсацию. Нет терминала - нет компенсации.

 

ЖИТЕЛИ ОЦЕНЯТ ИЗМЕНЕНИЯ

- Могут ли горожане рассчитывать, что пользование общественным транспортом станет удобнее, - поинтересовались мы у Анны Ереминой.

- Мы очень надеемся, что жители и гости города оценят, то, что сейчас мы внедряем, о чем так много говорили последние два года, - отвечает Анна Валерьевна. - Конечно, необходимо время, чтобы привыкнуть и к системе оплаты, отрегулировать работу систем оповещения пассажиров, но эти задачи выполнимы. В ближайшее время, заработает ресурс, на котором в онлайн режиме будут видны наши транспортные средства. Мы уже протестировали её, остались последние штрихи, и жители смогут пользоваться.

Важна обратная связь от пассажиров. Мы рассматриваем все обращения, стараемся разобраться в любой ситуации и тут нам в помощь как раз все умные решения, которые мы воплощаем.

Как пример: пассажир стоит на остановке в ожидании транспортного средства, звонит нам, и говорит, что автобуса нет, сотрудники тут же на своем рабочем месте смотрят, где находится сейчас автобус и может сразу проинформировать пассажира какое время ожидания и взять на контроль ситуацию - транспортное средство идет с опозданием или произошел сбой в расписании, например, по причине поломки транспортного средства или затора на дороге. Ситуации могут быть разные, но все системы призваны облегчить жизнь, как пассажиру, так и нам.

 

НОВЫЕ АВТОБУСЫ И НОВОЕ ДОПОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КОМФОРТА ОБНИНСКИХ ПАССАЖИРОВ

- Что позитивного получили и получат в ближайшем будущем обнинские пассажиры от обновления автобусного парка и цифровизации городского транспорта? - поинтересовались мы у директора Муниципального предприятия «Обнинское пассажирское автотранспортное предприятие» (МП ОПАТП) Леонида ТЮЛЕНЕВА.

 

НОВЫЕ АВТОБУСЫ НА НОВЫХ МАРШРУТАХ

- Леонид Александрович, сколько получено новых автобусов?

- Новые автобусы город получил недавно. 10 Симазов средней вместимости, работающих на дизеле на 65 мест общей вместимости и 36 автобусов большой вместимости, рассчитанных на сотню пассажиров.

- Горожане интересуются, на каких маршрутах ходят новые автобусы.

- Десять машин среднего класса ходят по 18 и 19-му маршрутах. Несколько машин, большой вместимости добавлены к действующим машинам на маршрут 3.

- А остальные?

- Сейчас идет дооборудование и настройка остальных новых машин. Как только будет установлено дополнительное оборудование, автобусы выйдут на маршруты.

Доп. оборудование: глонасс, тахограф, видеонаблюдение 8 камер, система без кондукторной оплаты, датчики пассажиропотока, маршрутоуказатели, автоинформатор, мультимедийная система. Все оборудование необходимо установить и настроить, и синхронизировать с существующими системами.

 

ВСЕ ФИКСИРУЕТСЯ И ПРОСМАТРИВАЕТСЯ

- Леонид Александрович, чем должны быть дооборудованы современные автобусы?

- Нужно установить 6 видеокамер, это целый комплекс видео. В большом автобусе должно быть 8 камер.

- Где они размещаются?

- На каждую дверь, на водителя и в салоне 2-3 камеры. Это требование закона о транспортной безопасности. Любая ситуация, произошедшая в автобусе или около автобуса, может быть детально разобрана. Все наши автобусы, которые сейчас ходят по городу тоже оборудованы камерами. Мы поставили новую систему. Она позволяет даже посмотреть, что происходит в салоне удалённо с компьютера или телефона, если вдруг потребуется, например, правоохранительным органам.

- Как происходит оплата проезда?

- Мы работаем без кондуктора. В новых автобусах около каждой двери установлен блок оплаты, принимающий любые банковские карты. Пассажир может оформить транспортную карту. Пополнять её можно через «Сбербанк онлайн». Её нужно один раз приобрести, и, чтобы пополнять ее, не нужно никуда ходить. Это можно сделать с телефона или в банкомате.

 

ЗА ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ АВТОБУСОВ МОЖНО БУДЕТ НАБЛЮДАТЬ В ПРИЛОЖЕНИИ

По закону, автомобили общественного транспорта должны быть оборудованы системой «ГЛОНАСС». Это нужно для контроля за работой транспорта и за самим транспортным средством. Система помогает следить за маршрутом водителей, контролировать часы работы и отдыха, что сокращает количество аварий. К дополнительному оснащению относятся датчики расхода топлива, помогающие еще и предотвратить угон.

- Система «Глонасс» помогает пассажирам, потому что весь транспорт можно сразу отследить либо у нас на сайте на картах, либо на яндекс-картах. В любой момент можно посмотреть, где автобус сейчас находится и рассчитать время, - рассказывает Леонид Александрович. - Можно рассчитать, во сколько к остановке подойти, чтобы не стоять, не ждать.

- А уже есть такие приложения?

- Да, конечно. Сейчас мы разрабатываем такое приложение. Прямо на нашем сайте будет возможность отследить автобус онлайн.

- Что это?

- Бегущая строка на автобусе с 3 сторон. Кроме того, на каждой двери в новых автобусах, а в ближайшем будущем и на существующем парке старом, мы ставим счетчик пассажиров. То есть, заходящих в автобус пассажиров считает датчик. Дальше человек подходит к терминалу оплачивает проезд. И в онлайне-службе эта информация отражается. Ответственная за сбор денег служба видит, в каком автобусе сколько человек едет без билета. И в дальнейшем можно на эту информацию быстро реагировать.

- Приезжать и штрафовать зайцев? И когда это будет?

- Датчики пассажиропотока уже стоят. Терминалы для оплаты тоже стоят, - рассказывает Леонид Александрович. - Сейчас система тестируется. И чем больше она работает, тем больше данных появляется со временем. Можно анализировать любые маршруты, где сколько человек едет, на какой остановке больше пассажиров садится. Есть вся статистика движения по городу. Она нужна в будущем для разработки либо новых маршрутов, либо изменения существующих.

 

КОМФОРТАБЕЛЬНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ

- Насколько безопасен транспорт на газовом топливе?

- Они достаточно давно уже работают, - отвечает Леонид Александрович. - И это совершенно безопасно. Там установлены не обыкновенные баллоны, а специальное оборудование. Естественно, все тестируется. Проверяется как положено. Это более экологичный вид транспорта и экономически он более выгоден, потому что на сегодня разница практически в 2 раза.

- В чем новые автобусы более комфортабельны?

- Новые автобусы низкопольные. Любые люди с коляской или малоподвижные группы населения могут спокойно войти, и для этого не надо скакать по ступенькам. Подъезжая к остановке, автобус наклоняется в сторону пассажиров.

- Очень рада, что в непростых экономических условиях мы, несмотря ни на что, реализуем проект модернизации общественного транспорта. Новые автобусы не только комфортные, но и «умные», благодаря современным цифровым решениям, - сказала глава Администрации Обнинска Татьяна ЛЕОНОВА.

Рената Белич

Поделиться