Вы и мы
Обнинский музей кукол Лили Абрамычевой поселился в школе №4
Культура - детям
01.09.2022

Обнинский музей кукол в образах и культурологии России был создан в 1992 Лилей АБРАМЫЧЕВОЙ. Ему даже присвоен статус клуба ЮНЕСКО. Но недавно тысяча кукол остались без крыши над головой.

Когда мы написали об этом печальном событии, калужские и обнинские чиновники оживились и даже пообещали решить проблему. Однако этот вызов остался без ответа со стороны городских и областных властей. 18 апреля Павел СУСЛОВ, глава министерства культуры Калужской области, по поручению губернатора Владислава ШАПШИ даже приезжал в Обнинск, чтобы вместе с главой администрации Обнинска Татьяной ЛЕОНОВОЙ решить вопрос с музеем кукол.

Решали простенькую задачку и весной, и летом. В результате, куклы свезли на склад и выгрузили. И вряд ли им удалось бы оттуда выбраться, если бы не директор школы №4 Владимир СВЕТЛАКОВ.

 

МУЗЕЙ В РЕКРЕАЦИИ

На третьем этаже школы, прямо в рекреации, нашли пристанище некоторые куклы из уникальной коллекции Лили Абрамычевой.

- Мы взяли часть кукол под свое крыло, но, к сожалению, у меня школа маленькая, у нас только пятая часть коллекции, — сожалеет Владимир Борисович.

- Удивительно! Как Вам удалось уговорить Лилю Абрамычеву? – интересуемся у Владимира Светлакова. – Она всегда отказывалась делить коллекцию даже за большие деньги.

- Когда ее попросили освободить помещение. Лиля Ильинична спросила меня: «Что же мне делать»? Я ответил: «Я могу взять только часть, которая связана исключительно с учебным процессом. Давайте вот эту часть возьму». Она согласилась.

Лиля Ильинична поначалу была против разделения коллекции, но потом, видимо, поняла, что чиновники от культуры и социалки не помогут, и попыталась спасти хотя бы часть коллекции. Ту, которая посвящена истории нашей страны.

- Наш музей называется «История России в куклах», — говорит Владимир Светлаков.

Куклы рассказывают, как зарождалась и развивалась история России, сначала о династии Рюриковичей: кто они такие, как правили вплоть до Ивана Грозного. Дети узнают о воссоединении земель русских. И это только первый шкаф!

Дальше идет династия Романовых, от первого до последнего царя Николая II, советский период, куклы Ленина, Сталина и других правителей Советского Союза и его преемницы — России.

Последний шкаф с куклами — это история Обнинска, космонавтики, Гагарин и Циолковский.

Впрочем, ни шкафы, ни сами куклы не расскажут детям об истории России и о многих важных вещах.

 

КОГДА ОЖИВАЮТ ОБРАЗЫ УШЕДШИХ ЛЮДЕЙ И ЭПОХ

Одно дело просто подойти к витринам, посмотреть на куклы, и совсем другое, когда экскурсия сопровождается интересным рассказом. Тогда оживают образы давно ушедших людей и эпох. Обретают очертания исторические события и рождается понимание, что такое преемственность поколений. Детям нужны зрительные образы, чтобы что-то понять и запомнить истории и события.

Но вот беда — далеко не все взрослые могут интересно рассказать о том, что знают.

– Куклы не должны просто стоять, про них нужно рассказывать. В нашем школьном музее говорить об истории России будут дети. Конечно, лучше Лили Абрамычевой сложно провести экскурсию, поэтому мы записали ее рассказ, и при подготовке своих сообщений ребята будут опираться и на то, что поведала о своей коллекции Лиля Абрамычева.

В школе №4 готовы стать частью обнинского туристического маршрута, готовы показать коллекцию ученикам других школ. Детям и взрослым есть, о чем рассказать тем, кого интересует российская история.

 

В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ НЕТ МЕСТА ДЛЯ КУЛЬТУРЫ

Сейчас Лиля Абрамычева болеет, поэтому в открытии музея участия принять не сможет. А ее коллекция, рассказывающая о сказках Пушкина, о старинном русском быте, об игрушках, в которые играли родители, бабушки и прабабушки сегодняшних школьников, и о многом другом, пока ждет своих спасителей.

Но пока ни обнинские библиотеки, ни школы куклами не заинтересовались. У культуры нет места для культуры? Или старые игрушки не так интересны некоторым обнинским чиновникам, как роскошные размалеванные и богато одетые куклы, продающиеся на аукционах за большие деньги? Для такого новодела место точно нашлось бы.

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ОБНИНСКУ НЕ НУЖНО?

2022 год — Год народного искусства и нематериального культурного наследия. Значит ли это, что мы можем уничтожать материальное культурное наследие? Куклы и игрушки, рисунки и поделки, сделанные руками обнинских детей — это часть духовной культуры.

В музее есть куклы 1939 или 1942 года рождения. Где, в каких коробках, на каких складах лежат эти ценные свидетели истории? Или уже не лежат?

84-летней Лиле Ильиничне предлагали оставить коллекцию в Москве, она отказалась. Не согласилась и продать по экспонатам. Все хотела оставить любимому Обнинску.

Тысяча кукол 30 лет рассказывали детям об истории России и Обнинска, о советском детстве их родителей, о писателях, русских царях и почетных гражданах наукограда. Куклы помогают найти самый короткий путь к сердцу и сознанию ребенка.

А как найти путь к сердцу и мозгу чиновников, от которых зависит судьба уникальной экспозиции?

 

ОБНИНСКИМ ЧИНОВНИКАМ ГОВОРИТЬ О КУЛЬТУРЕ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ЕЕ СОХРАНЯТЬ

Пока на складах томятся куклы из музея Лили АБРАМЫЧЕВОЙ, обнинские чиновники заняты разговорами об истории. Говорить о культурном и историческом наследии гораздо легче, чем его реально сохранять и передать детям.

2 сентября в 14:30 состоится очередной круглый стол в Доме ученых. Тема: «Историческое просвещение как инструмент сохранения национально-культурной идентичности русского народа», посвященный 10-летию Фонда Владимира Храброго.

А в качестве инструмента никому не пришло в голову достать кукол, собранных Лилей Ильиничной?

Прекрасно, что у нас есть повод вспомнить Владимира Храброго, но не пришло ли время вспомнить о том, что мы обязаны передать детям весь исторический спектр? И желательно в доступных для детей формах.

Рената Белич

Поделиться