Вы и мы
Министр финансов РФ Силуанов: «Денег даже не просите!»
В фокусе
06.10.2022

3 октября в Совете Федерации состоялись парламентские слушания по принципиально важным вопросам - обсуждались параметры бюджета на грядущий год, прогнозные цифры на 2024-2025-й год и, в частности, ситуация с бюджетным финансированием регионов. Официально, впрочем, власти нашли другую формулировку - «о повышении финансовой самодостаточности регионов». На русский язык это переводится, как: денег не просите, ищите варианты зарабатывать сами, будьте самодостаточны! Владислав ШАПША, однако, намека не понял и нескромно попросил 30 млрд  рублей. И даже намекнул, что в тучные годы федеральная казна неплохо от нас получала налогов (и сейчас получает); долг платежом красен.

А теперь по порядку.

Мероприятие в Совете Федерации еще 30 сентября анонсировал глава Бюджетной комиссии СовФеда и бывший губернатор Калужской области Анатолий АРТАМОНОВ.

Анатолий АРТАМОНОВ:

- Тема самодостаточности регионов постоянно присутствует на заседаниях нашего комитета и в пленарных заседаниях Совета Федерации, парламентских слушаниях, когда рассматриваем проект закона о бюджете, проект закона об исполнении бюджета, концепцию исполнения бюджета. В этом году парламентские слушания пройдут 3 октября в 11 часов утра. Практически работа [по формированию проекта бюджета] правительством завершена, и мы в скором времени получим проект закона для рассмотрения.

Проект принес в Совет Федерации лично министр финансов России Антон СИЛУАНОВ, представлявший на слушаниях исполнительную власть. Выступая, он заверил: про регионы страна помнит, и именно регионы станут главным предметом внимания правительства в следующем году, что особо отражено в проекте бюджета на 2023-2025 гг. Правда, есть важное уточнение. Речь идет не о старых 85 субъектах РФ, а об новых 4: ДНЛР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области.

Антон СИЛУАНОВ:

- Предметом трехлетнего бюджета станет предстоящая интеграция новых регионов в состав России. В федеральном бюджете предусмотрены на это необходимые ресурсы: как на текущее обеспечение, на обеспечение тех социальных стандартов, которые действуют в РФ, так и средства на восстановление экономик регионов.

В общем, про новичков не забыли. А вот губернаторам «старой России» министр финансов посоветовал не просить денег напрямую, а вместо этого оптимизировать свои расходы и принимать косвенные меры, которые воздействуют на развитие экономик и пополнение их бюджетов.

Вообще из выступления министра сложилось впечатление, что прогнозирование как таковое на следующий год вообще носит гипотетический характер. Из-за военных действий ситуация меняется так быстро, что любые планы, связанные с экономикой, устаревают раньше, чем их кто-то начнет исполнять. Поэтому главным словом в части бюджета в 2023 г. будет импровизация. В версии Силуанова это прозвучало так: «нам придется реагировать по ходу на исполнение бюджета, поэтому нужно рачительно расходовать средства, которые есть прямо сейчас».

Большинство губернаторов, присутствовавших на слушаниях, такие перспективы молча скушали. И то сказать, куда им деваться? Практически все субъекты Российской Федерации глубоко дотационны и сводят концы с концами только за счет трансфертов из федерального бюджета. Что дадут - на то и будут жить.

Причем с экономическим потенциалом и богатством территорий это не связано. К примеру, гигантская Якутия, чьи недра забиты полезными ископаемыми всех видов - золото, нефть, газ, алмазы, уголь - из года в год занимает место в первой тройке дотационных регионов. В этом году - она на втором после Дагестана. Лишь недавно выбыла из этой тройки Чечня, обладающая солидными запасами нефти и собственным нефтепроводом, уступив место Камчатке...

Число регионов-доноров, то есть субъектов Федерации, сумевших (несмотря на откровенно несправедливую налоговую систему, при которой все деньги идут в Москву) развить свою экономику и промышленность до такого уровня, чтобы обеспечивать себя самостоятельно, всегда было невелико. В этом году оно в четыре раза меньше числа сидящих на дотациях - 23!

Калужская область в него входит.

Возможно потому Владислав Шапша не чувствовал себя попрошайкой, когда, несмотря на увещевания Силуанова, все же поставил вопрос о необходимости финансовой поддержки не только бывших украинских территорий, но и собственных субъектов.

В ситуациях, когда на федеральной площадке дают слово регионалу, есть сильное искушение использовать высокую трибуну, дабы рапортовать о своих успехах в надежде, что «сверху» заметят, оценят и благосклонно кивнут. Ну или чтобы публично взять под козырек - министра услышали! пояса затянем! не подведем! да мы уже социалку режем!

Но калужский губернатор предпочел сосредоточиться на проблемах, с которыми приходится сталкиваться.

Владислав ШАПША:

- Будучи регионом-донором, мы не получаем дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, компенсацию на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и другие целевые трансферты. С учетом сложившейся ситуации, в целях повышения финансовой устойчивости таких регионов, как Калужская область, ощутимой помощью стала бы, например, дотация на частичную компенсацию расходов по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.

Такие заявления Шапша делает не от хорошей жизни. Статус региона-донора звучит достойно, однако ситуация такова, что именно такие регионы - с сильной, развитой экономикой и мощным промышленным потенциалом - больше всего пострадали из-за кризиса, вызванного санкционными войнами и разрывом экономических связей с иностранными партнерами и поставщиками. Это еще весной (в конце марта) предсказывала известный экономический географ Наталья Зубаревич, выступая с лекциями в Твери. 

Наталья ЗУБАРЕВИЧ:

- Кому будет лучше всего? Тыва, Ингушетия, Чечня, Дагестан, Севастополь, Крым... у них все прекрасно. Они ничего не зарабатывают, а трансферты никто не отменял, будут только добавляться. А вот в самых продвинутых производствах будет пффф!... Соответственно в самых зарабатывающих регионах, которые все сами, будет максимальное падение. В России [регионам] вообще плохо быть развитым. Как ты развился, так тебя и накрыло кризисом...

Помимо просьбы выделить средства на выравнивание бюджетной обеспеченности Шапша также попросил средства на строительство крупных объектов, которые регион не может осилить самостоятельно, потому что приходится переходить в режим выживания, а не развития. В частности - на реконструкцию очистных сооружений и строительство водозабора в Калуге.  Стоимость этих проектов составляет порядка 30 млрд рублей.

Чтобы вы понимали - это чуть меньше половины годового бюджета Калужской области! Ни единовременно, ни в долгосрочной перспективе таких денег самостоятельно не собрать. А без строительства таких объектов нет возможности вводить новое жилье - не хватает мощностей имеющейся инженерной инфраструктуры - что ставит под вопрос исполнение перспективы сохранения стабильного объема ввода жилья в областном центре.

Владислав ШАПША:

- У нас есть огромная просьба к правительству Российской Федерации и Верхней палате Федерального Собрания помочь с организацией финансирования этих жизненно важных для областного центра проектов... Рассчитываю, что наши инициативы будут учтены. Это позволит Калужской области в непростой период сохранить финансовую устойчивость, реализовать важные проекты развития.

Будет ли принято положительное решение по этим инициативам - покажет ближайшее будущее, но одна хорошая новость, связанная с экономикой и бюджетным планированием, у нас все-таки есть. В следующем году должны уйти в прошлое пресловутые КГН - консолидированные группы налогоплательщиков. В свое время власти приняли решение об их создании, чтобы поддержать крупные компании, а регионы в результате взвыли от несправедливости. Не все, но многие.

Что такое КГН?

Это, грубо говоря, когда группа компаний, ведущая деятельность в нескольких регионах, складывает все доходы в один котел, вычитает из них все расходы и так оплачивает налог. Иными словами, компания может хорошо зарабатывать в одном регионе и нести большие расходы в двух других, но при этом налога во всех трех будет платить примерно поровну. По словам Антона Силуанова в 2023 году консолидировать будут 80% поступлений налога на прибыль от бывших участников КГН, в 2024 году речь будет идти уже о 60%, в 2025-м - 40%.

Владислав Шапша заявил, что поддерживает отказ от такой практики. Компании, состоящие в КГН, на территории области работают.

Евгений СЕРКИН

Поделиться