Вы и мы
Высшее образование в России теряет свою привлекательность?
Образование
06.10.2022

По оценкам экспертов, современные выпускники школ после 11-го класса совсем не торопятся поступать в вузы.

Десять лет назад на вопрос «Куда ваш ребенок пойдет учиться после школы?» - 80% российских родителей отвечали: в вуз. В 2020 году назад этот ответ выбрали 48% опрошенных, а в 2021 и вовсе только 43%.

- Что это за тревожная тенденция? - запаниковали специалисты. - Неужели социально-экономические изменения привели к трансформации ценностей молодежи? Неужели установка на получение высшего образования стала уходить в прошлое?

Обнинск, конечно, не вся Россия, но определенные тенденции можно проследить и на примере первого наукограда.

 

ЭКСПЕРТЫ В ПАНИКЕ

Пока стране нужны потребители, а не профессионалы, проблема привлекательности высшего образования власти мало интересует. Однако если в государстве работают созидательные тенденции, нежелание молодежи учиться превращается в серьезную проблему, поэтому непонятные сигналы в сфере подготовки кадров воспринимаются почти трагично.

Как известно, долгие годы высшее образование давало высокий социальный статус и привилегии при устройстве на работу. Советские учителя и врачи, даже получая небольшую зарплату, чувствовали себя вполне комфортно. Зарплаты хватало и на коммуналку, и на одежду, и на отпуск. При этом работать с утра до вечера не приходилось. Все изменилось после развала Союза. Бывало, что зарплата учителя равнялась 100 долларам, а в худшие моменты и меньше 20. Однако на привлекательности высшего образования это никак не отражалось. И не удивительно: кроме престижа и возможности продлить детство, студенты имели право на отсрочку в армии.

Что-то изменилось? Согласно данным мониторинга ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, за пять лет с 2017 по 2021 год доля одиннадцатиклассников, поступивших сразу после школы в вуз, составила от 20 до 70% в зависимости от федерального округа. И значение этой доли к прошлому году уменьшилось относительно 2017 г. Лишь в 11 из 85 субъектов Российской Федерации за рассматриваемый пятилетний период увеличилась доля выпускников 11-х классов, поступивших в вузы сразу после школы, а общий тренд, уверены исследователи РАНХиГСа, очевидно обратный.

Портал SuperJob тоже уверяет, что доля российских родителей, желающих отправить школьников получать высшее образование, за десять лет сократилась вдвое. При этом интерес к техникумам и колледжам, наоборот, в два раза вырос. Такие данные по итогам проведённого опроса приводит один из известных сервисов по поиску работы. В опросе участвовали 2 тысячи родителей выпускников из 357 населённых пунктов страны. Каждый пятый опрошенный (21%) ответил, что после школы их ребёнок поступит в учреждение СПО. Для сравнения: в 2010 году такой ответ давали только 8%, сообщает Минпросвещения РФ.

Эксперты уверяют, что можно говорить о смене приоритетов у молодежи. Если раньше была более популярна сквозная модель поведения «школа - вуз» или «школа - колледж - вуз», а потом уже выход на рынок труда, то сейчас молодежь либо совмещает работу и учебу, либо поочередно реализует свои образовательные и профессиональные потребности.

 

ЗАЧЕМ ТРАТИТЬ ПЯТЬ ЛЕТ ЖИЗНИ НЕИЗВЕСТНО НА ЧТО

Конечно, в Обнинске подобные тенденции прослеживаются далеко не так ярко, как во всей России, в том числе и потому, что детям с первого класса многие родители буквально вдалбливают схему «школа -вуз», а потом делай что хочешь. Сразу сломать классическую схему весьма проблематично, однако и в наукограде есть люди, которые отказались от получения высшего образования. Что говорят «отказники» в защиту своей позиции?

- Зачем мне высшее образование, если у меня уже работают студенты из ИАТЭ? - удивляется бывший выпускник обнинского колледжа технологий и услуг (в советском прошлом ПТУ-26), работающий с 18 лет в сфере создания мобильных предложений. Молодой человек вполне доволен своими материальными возможностями и все разговоры о высшем образовании категорически отвергает. - Я в 19 лет уже купил отличную машину, зачем мне пять лет тратить непонятно на что? В институте мне не дадут нужных знаний. Если мне понадобится что-то узнать, я лучше на курсы в Бауманке пойду.

 

КУДА БАЛЛОВ ХВАТИЛО НА БЕСПЛАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В Обнинске это незаметно, поскольку мест вузах больше, чем в училищах, а в стране спрос на среднее профессиональное образование сильно вырос, причём и после 9-го, и после 11-го классов. В отдельных регионах больше 50% выпускников идут в колледжи - и на юге страны, и в северных регионах, и на Урале. Появились частные колледжи, они тоже пользуются спросом. Среднее профессиональное образование намного дешевле, программы там короче, и трудоустройство после них вполне себе оправданное.

Правда, в первом наукограде со средним специальным образованием своя история. В училища, которые, действительно, готовят специалистов, а не менеджеров, поступить совсем не просто, а временами и недешево. Например, мы постоянно слышим, что медсестер катастрофически не хватает. А вот девочка, которая с 13 лет ухаживает за полупарализованной мамой, которую в 36 лет разбил инсульт, уже освоила некоторые азы профессии. Мечтала стать медсестрой, но не хватило балов ОГЭ, чтобы поступить на бюджетный. Платить 50 тысяч за обучение семья не могла, пришлось девчонке учиться на повара - туда баллов хватило, - но работать по специальности не собирается.

 

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ ТОЖЕ БРОСАЮТ УЧЕБУ

А вот программист Сергей изначально был не против высшего образования, честно поступил «на бюджетный» в Менделеевку и даже отучился два года. Это не помешало ему успешно работать программистом. А вот больше половины его одногруппников ни одного дня по специальности не работали. Как так получилось? Дело в том, что Сергей ушел из института не потому что у него не хватало денег или способностей учиться. Молодой человек просто очень ответственно относился к экзаменам, и если не был уверен, что знает «на отлично» все вопросы, на экзамен просто не являлся.

Преподаватели отлично понимали, что студент способный, и немало с ним повозились, буквально умоляя дойти до экзамена, но тщетно. Парень оставил вуз, самостоятельно освоил специальность программиста и сейчас успешно работает в немецкой фирме, удивляясь откровенному раздолбайству и необязательности немцев. Закончить вуз Сергей тоже категорически отказывается.

Впрочем, гораздо более частая история, когда в семье выпускника просто нет денег, чтобы дать ребенку высшее образование.

 

ДЕНЕГ НЕТ!

Советский студент, сдавший сессию, получал стипендию в 40-50 рублей, и этих денег ему хватало на то, чтобы заплатить за общежитие, еду, книги. У особенно бережливых оставались деньги и на кино. Кому не хватало, всегда можно было подработать.

- Похоже, ключевой фактор, который обуславливает снижение готовности молодежи получать высшее профессиональное образование, заключается в материальных и финансовых ограничителях, а также отсутствии явно выраженных преференций для молодых выпускников вузов при возможности получения работы, - считает Аркадий Кузнецов, ученый, отец дочери, недавно закончившей школу и категорически отказавшейся трудиться на ниве науки.

- Ученые получают мало, основные деньги идут тем, кто организует процесс, - заявляет меркантильная девушка, забрасывает на полку диплом престижного технического вуза и отправляется продавать недвижимость.

Молодежь хочет поскорее начать самостоятельно зарабатывать и помогать своим семьям. И даже несмотря на значительное количество бюджетных мест в вузах страны у многих представителей молодежи нет возможности или желания воспользоваться этими преимуществами и получить высшее образование и специальность по которой они не будут работать. Не для всех очевиден смысл платить за образование, которое можно получить гораздо дешевле, а отрабатывать деньги, заплаченные за диплом вуза придется долго и упорно.

 

А ТАК МОЖНО БЫЛО?

Юная жительница Обнинска Катерина мечтала стать учителем начальных классов. Готовиться к поступлению в вуз стала заранее и ЕГЭ сдала неплохо. Однако в Калужском вузе для будущих учителей начальных классов предусмотрено еще написание сочинения на тему «Почему я захотел стать учителем» (формулировка может быть разной, но смысл остается). По результатам сочинения баллы могут добавить, а могут и не очень. Оценивается работа совершенно субъективно, но Катерина в результате на бюджетный не поступила.

Родителям пришлось платить за образование такие деньги, которые юная учительница будет отрабатывать не один и не два года. При этом, барышни, поступившие на бюджетные места, в институте почему-то учатся хуже Катерины.

А вот приехавшая в Обнинск из Таджикистана молодая мать троих детей пошла по другому пути: получила гражданство, закончила сравнительно недорогой социальный университет по специальности «Социальный работник» и отправилась работать в школу учительницей начальных классов. Оказывается, нынче достаточно пройти дешевые курсы в интернете, чтобы получить право учить детей! Курсы барышня не прошла, а на работу ее уже приняли. Правда, проработала она там недолго, второго сентября уволилась. Зато отправилась трудиться воспитательницей в детский сад. Как говорится, дешево и сердито.

- Когда в девяностых годах наша семья переехала в Обнинск, и я решила устроиться на работу в детсад, - вспоминает жительница наукограда Элла Евгеньевна. - Мне сказали, что два моих образования: строительное и педагогическое в обнинском гороно не подходят для работы воспитателем. Нужно только профильное: сотрудник дошкольного учреждения. И даже тот факт, что у меня уже было два года работы в детсаду, не помог мне устроиться воспитателем. Сегодня, чтобы стать воспитателем, достаточно пройти курсы в интернете.

В общем, государство само сомневается в нужности высшего профильного образования в тех сферах, в которых еще совсем недавно оно было необходимо.

Работодатели тоже мало интересуются дипломом, им важнее навыки и умения.

 

КОЛЛЕДЖ, КАК ПРОМЕЖУТОЧНАЯ СТУПЕНЬ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Однако снижение интереса не значит, что высшее образование совершенно обесценилось. Для некоторых колледж становится промежуточной ступенью между школой и вузом, поскольку выпускники техникумов поступают в вузы немного на других условиях. Люди сразу отправляются на второй курс профильного университета.

Более того, в большинстве вузов золотая медаль (для школьников) и красный диплом (для выпускников СПО) дают одинаковые льготы. Но для золотой медали нужны исключительно отличные оценки, а красный диплом допускает существование 25% четверок. Кроме того, появилось огромное количество новых специальностей и направлений, где высшее образование не требуется, и можно успешно развиваться в этих отраслях.

 

ОПЛАЧИВАТЬ И РЕПЕТИТОРОВ, И УЧЕБУ В ВУЗЕ?

Эксперты говорят, что снижающаяся ценность высшего профессионального образования быстро откорректирована вряд ли будет.

Социологи тем временем подчеркивают, что на готовность отдавать детей в вузы могла повлиять пандемия. Качество образования из-за «удаленки» снизилось, родители не всегда могут оплачивать и репетиров, и учебу в университете.

В ведущих университетах конкурс не падает, наоборот, с каждым годом он все выше, хоты некоторые вузы в провинциях не добирают людей. Но стоит ли по этому поводу паниковать? Возможно, у выпускников просто появилось больше возможностей выбрать реально свой путь? Например, преподаватели ИАТЭ уверяют, что в последние годы студенты демонстрируют лучшую подготовку и мотивацию на получение профессии, а не просто желание получить документ о наличии высшего образования. И это отличные тенденции - государство не тратит деньги на тех, кто использует вуз только как время повзрослеть и определиться с выбором специальности, зачастую никак не связанную с той, которую молодой человек получает в институте.

ПРЕСТИЖ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБНИНСКЕ РАСТЕТ

В первом наукограде ценность и престиж высшего образования только растет - 85,5 % обнинских выпускников в 2022 году поступили в вузы.

- Наблюдается ли снижение популярности высшего образования среди обнинских выпускников? - поинтересовались мы у Татьяны ВОЛНИСТОВОЙ, заместителя главы администрации Обнинска по образованию и начальника управления общего образования.

- У нас в вузы идет столько же детей, даже больше. Бывает, что ребята идут в институт, потому что поступить в техникум или медучилище очень сложно. В медучилище на бюджетном мест мало, конкурс очень высокий, поступают только отличницы. Но я ещё один момент заметила, наверное, хороший. Пять лет назад, непременно всем высшее образование надо было, а сейчас есть понимание у родителей, и многие всё-таки стараются детям дать профессию.

Осенью подсчитывают не только поголовье выживших цыплят, но и количество поступивших в вузы или колледжи выпускников. Обнинские цифры как всегда радуют и даже идут против общероссийского тренда снижения востребованности высшего образования.

85,5 % обнинских выпускников 2022 года поступили в вузы. С чем мы их и поздравляем и желаем помнить советы предков: «Первые годы ты работаешь на «зачетку», а потом она работает на тебя!» Если кто-то еще не понял, о чем это, переводим: не расслабляйтесь, чтобы не вылететь из вуза, - дальше будет легче. Вузовские преподаватели - это не школьные учителя: они не будут бегать за студентами и просить учиться. Заставляйте себя сами - большие дети уже.

48,7 % обнинских студентов попали на бюджетные места и 6 % прошли в рамках целевого набора. В школе №5 вообще все 100% выпускников поступили на бюджетные места. Больше 80 % выпускников Обнинской свободной школы тоже будут учиться за счет государства. На третьем месте - лицей «Держава». Немного отстает от лицея гимназия.

6,9% закончивших школу в 2022 году поступили в учреждения среднего образования.

5,6% - пошли работать, а 0,6 % - отправились в армию.

0,3% вчерашних одиннадцатиклассников вообще нигде не учатся и не работают.

МЕСТ В КОЛЛЕДЖАХ ОБНИНСКУ НЕ ХВАТАЕТ

Выбор профессии - сложный и напряженный этап жизни не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких.

Поэтому очень важно создать специальные условия, позволяющие получить качественную профориентационную помощь, в том числе психолого-педагогическую.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

В Обнинске определяющие направления реализации кадровой политики среди школьников на период до 2025 года зафиксированы в Концепции системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся города Обнинска. Концепция разработана в 2021 году и начала реализовываться в 2021-2022 учебном году.

Для профориентации в школах Обнинска проводятся встречи школьников с будущими работодателями и людей, состоявшихся в своей профессии, организуются экскурсии в организации и праздники на тему труда, в том числе с участием родителей. В городе существуют программы профессионально-трудового обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью, открыты специализированные информационные ресурсы по теме профориентации.

У школьников наукограда есть возможность участвовать в проектах и конкурсах по профориентации (федеральных, региональных и муниципальных), «Днях открытых дверей», «Ярмарках профессий», «Фестивале образования от 0 до 100». В Обнинске сложилась эффективная работа по профориентации в образовательных организациях в рамках учебного процесса и во внеурочной деятельности. На базе МБУ «Учебно-методический центр» г. Обнинска (МБУ «УМЦ») проводятся педагогические консультации по психологической профориентации для учеников 8-11 классов. В образовательных организациях реализуются учебные планы одного или нескольких профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального.

Но мало знать, куда хочешь поступить, надо еще иметь такую возможность.

 

МАЛО ПОВАРОВ, МЕДСЕСТЕР, ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ЭЛЕКТРОТЕХНИКОВ

- Каких специальностей не хватает в среднем профессиональном образовании Обнинска? - поинтересовались мы у Татьяны ВОЛНИСТОВОЙ, заместителя главы администрации Обнинска по образованию и начальника управления общего образования.

- Хотелось бы, конечно, что бы было побольше технических специальностей в колледжах. У нас, как правило, из 1300 девятиклассников-выпускников человек 700 идут в 10-й класс. Остальных 600 нужно куда-то устраивать. Востребовано медицинское направление, медсестры. Сестринское дело надо бы расширить. И на наши предприятия нуждаются в кадрах. Например, заводу «Сигнал» нужны электромонтажники, а у нас такого направления в техникумах нет. Нужны повара.

- У нас же есть эта специальность в колледже, бывшем ПТУ-26.

- Поваров не хватает. Подготовленные кадры убегают в рестораны Москвы. А у нас открываются новые школы и детские сады. Руководитель обслуживающей организации, которая по контракту сейчас обслуживают наши школы, сказал, что даже готов внести посильную лепту в дело подготовки поваров для своего предприятия. У него в штате есть специалисты, которые имеют право осуществлять практическую подготовку. Нужны только площадки, где можно обучать. Мы сейчас эту систему выстроим и постараемся её запустить уже с января.

- Раньше в городах были учебно-производственные комплексы, и ребята там могли получить знания по специальностям помощника воспитателя, токаря, шофера, секретаря, медсестры и других.

- Мы планируем на базе одной из школ или учреждения допобразования открыть Центр подготовки по дополнительному профессиональному образованию есть такая форма обучения. Нужно отлицензировать эту программу, чтобы выдавать выпускникам свидетельство установленного образца о завершении обучения. С этими свидетельствами предприятия смогут брать на работу. Мы сейчас над этим работаем и надеемся с нового календарного года запустить это направление, чтобы уже нынешние девятиклассники определялись с профессией и получили дипломы установленного образца. Сейчас как раз продумываем, какая должна быть программа, какие направления.

Рената Белич

Поделиться