Вы и мы
Если скачки напряжения привели к поломке техники
Под острым углом
20.10.2022

Ситуация, когда из-за скачков напряжения выходит из строя бытовая техника, к сожалению, стала обыденной. Подобные случаи имели место и в Обнинске, но чаще всего об этой проблеме рассказывают жители сельской местности. В частности, Малоярославецкого района. И многие из них не знают, что делать дальше, как доказать, что холодильник или телевизор сгорел по вине энергетиков. За разъяснением мы обратились к обнинскому юристу Олесе АНТОНОВОЙ.

 

ВИНОВАТЫХ МОЖЕТ БЫТЬ МНОГО

– К качеству электроэнергии предъявляются определенные требования и скачки напряжения недопустимы. Существует такое понятие, как категория надежности электроснабжения, – отметила Олеся Викторовна.

Но обещать качественные услуги и предоставлять их по факту – не одно и то же. И если скачки напряжения привели к поломке бытовых приборов, необходимо провести экспертизу, которая поможет выявить виновную сторону. Как мы поняли из беседы с юристом, виновной в такой ситуации может оказаться любая из сторон, которая фигурирует в договоре электроснабжения. Зоны балансовой принадлежности распределены между управляющей компанией, электросетевой организацией, гарантирующим поставщиком и другими владельцами объектов электросетевых хозяйств. В том числе виновным в поломке электроприбора может оказаться и сам собственник квартиры, если причиной случившегося стала, к примеру, ветхая электропроводка в его жилье.

– Но здесь нужно будет разбираться досконально. Бывает, что у трансформатора один владелец, электричество поставляет другой, а надежность сетей обеспечивает третье предприятие. Сторон несколько – это и владельцы объектов электросетевых хозяйств, и представители энергоснабжающей организации, а также гарантирующего поставщика. А есть еще управляющая компания, которая отвечает за внутридомовые сети. Все это взаимодействие между ними фиксируется в договорах. И всегда нужно выяснять, в результате чьей недобросовестной работы возникли скачки напряжения, – пояснила Олеся Антонова.

Если состояние проводки внутри дома оставляет желать лучшего, то вина ложится на УК. Огульно обвинять энергетиков, как считает Олеся Викторовна, здесь не стоит.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА РАЗНИТСЯ

Если дело дойдет до суда, то там необходимо будет предоставить сведения о том, был ли это общий скачок напряжения во всем доме или проблема возникла в конкретной квартире.

– Имеется положительная судебная практика взыскания денежных средств за поврежденные электроприборы как с сетевых организаций, так и с управляющих компаний. Но есть и отказная практика, когда в ходе рассмотрения дела выяснялось, что в сгоревшей бытовой технике виноват вовсе не поставщик электроэнергии, – рассказал юрист.

Ответчикам в этих случаях удавалось доказать, что сгоревшая бытовая техника неправильно эксплуатировалась или была достаточно старой и у нее давно закончился гарантийный срок.

– Ситуация, когда кажется, что электроприбор перестал работать из-за скачка электроэнергии, может скрывать за собой совсем другие обстоятельства, – резюмировала Олеся Антонова.

Но что делать гражданам, если они обнаружили поломку и пытаются найти виноватых? Как проинформировала юрист, все скачки напряжения в электросетевых организациях, все аварийные отключения фиксируются. Там есть для этого специальные автоматические фиксирующие устройства. Поэтому нужно обратиться в управляющую компанию, которая должна составить соответствующий акт и передать его энергетикам с требованием возместить нанесенный жильцам ущерб. Причину поломки техники может выявить и вызванный на дом мастер. Он проведет диагностику и составит заключение, с которым потом можно обратиться в суд.

В добровольном порядке энергетики редко соглашаются оплатить компенсацию, но если жильцы все сделают правильно, и управляющая организация им поможет, то ответчику придется самому оплачивать стоимость экспертизы. Другой вопрос, все ли управляющие компании станут этим заниматься. Он пока остается открытым.

 Инна Емелина

Поделиться