Вы и мы
Мусор не в контейнерах, он в головах
Экология
02.11.2022

- Разруха не в клозетах, а в головах!

(с) «Собачье сердце», профессор Преображенский

«Мусорная реформа» в стране идет уже четыре года, а сюрпризы, которые она преподносит, никак не исчерпаются. Кроме того, опытным путем удалось установить: муниципальные власти с такой готовностью поспешили спихнуть всю ответственность за отходы на региональных операторов, что, сталкиваясь с новыми вызовами, оказываются неспособными быстро «разрулить» ситуацию. Обнинск намедни продемонстрировал очередной пример, подтверждающий вышесказанное...

На всякий случай напомним, что «мусорная реформа», стартовавшая в России в 2018-2019 гг., привела к созданию новой естественной монополии, как это было ранее со светом и водой. Сбор и обращение ТКО (твердых коммунальных отходов) были переданы на откуп государственным или выбранным государством компаниям, получившим статус региональных операторов. В квитках по квартплате появился отдельный тариф. 

Переход на новые мусорные рельсы оказался очень коротким, поэтому многие регионы столкнулись с серьезными проблемами уже на стадии передачи полномочий от муниципалитетов к регоператорам. В Калужской области было чуть лучше. Региональным оператором у нас назначили государственное предприятие КРЭО, которое худо-бедно с ситуацией справлялось, благодаря чему полноценного мусорного коллапса удалось избежать... но не локальных проблем.

 

КРУПНЫЙ МУСОР - БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ

Из обращения обнинских УК:

«Уважаемая Татьяна Николаевна!

Многие годы жителей города Обнинск приучали к тому, что мусор, в том числе крупногабаритный, забирается непосредственно от подъездов. Как таковых контейнерных площадок по городу практически не создавали. Данный сложившийся порядок вещей был понят и привычен.

Однако с октября 2022 года, без каких-либо предварительных уведомлений или переходных периодов, жителей и управляющие организации поставили перед фактом, что теперь собственники должны через управляющие организации (но в соответствии с законодательством УК не является участником взаимоотношений между ГК «КРЭО» и собственниками помещений) заказывать в ГК «КРЭО» специальный контейнер для вывоза именно крупногабаритных мусорных отходов или складировать  подобные отходы на контейнерных площадках»...

На этой неделе главы управляющих компаний, обслуживающих жилой фонд в Обнинске, выступили с обращением к главе администрации города, требуя обратить внимание на ситуацию с вывозом крупногабаритного мусора, а также пересмотреть взаимодействие с подрядчиками КРЭО, поскольку - по мнению УК - там стали сильно манкировать своими обязанностями.

Знаете, что в высшей степени иронично?

«Понятный и привычный порядок» разрушила именно Татьяна Николаевна, к которой обращаются представители УК. Причем пошла она на это, чтобы не решать проблему с вывозом крупногабаритного мусора самостоятельно.

Поясним ситуацию:

Город Обнинск довольно сложен в плане организации вывоза мусора. У нас узкие дворы, в них неудобно загонять и разворачивать мусоровозы. Кроме того, тарифная сетка не самая рентабельная. Все это привело к тому, что у КРЭО оказался небольшой выбор подрядчиков на оказание услуг по сбору отходов и вывозу их на полигон для утилизации либо переработки. Тем не менее, отлаженная система городского хозяйства, доставшаяся в наследство Татьяне Леоновой, довольно продолжительное время все же справлялась с нагрузкой, позволяя Обнинску оставаться вне «мусорных скандалов», потрясавших другие города.

 

ГДЕ СОБАКА ПОРЫЛАСЬ

Все вышеописанное, увы, не значит, что подрядчики были всем довольны: мелкие нерешенные частности накапливались. Вопрос по вывозу крупногабаритного мусора, в первую очередь сломанной бытовой техники и отходов после ремонта / перепланировки квартир, поднимался ими постоянно.

Такой мусор не помещается в санитарные баки, и жильцы сваливают его просто рядом. А это значит, что для уборки мусора требуется больше, чем автоматизированный мусоровоз, которым мог бы управляться один человек. Вместе с водителем выезжают и грузчики, вручную закидывающие крупногабаритный мусор в кузова. А поскольку грузчики не материализуются из воздуха, их необходимо нанимать. По нашим данным подрядчики КРЭО вынуждены привлекать к работе до 16 грузчиков сверх штатной потребности.

А в отдельных случаях арендуется даже трактор.

Все это - деньги, дополнительные расходы, которые никем и никак не компенсируются.

Поэтому и возникло требование о необходимости организации отдельных пунктов сбора крупногабаритного мусора - дабы просто оптимизировать расходы на его вывоз. В противном случае подрядчики КРЭФ грозили просто отказаться работать с «нестандартными» отходами. С недавних пор угрозы переросли в действия, и некоторые жильцы это уже успели заметить по состоянию своих дворов: крупногабаритные отходы не вывозятся.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления РФ», ст. 13.4, п. 4:

«Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов».

Поскольку за КРЭО стоит министерство строительства и ЖКХ, проигнорировать ситуацию было нельзя.

Отсюда и появилось пресловутое требование администрации города о том, что «теперь собственники должны через управляющие организации заказывать в ГК «КРЭО» специальный контейнер для вывоза именно крупногабаритных мусорных отходов или складировать подобные отходы на контейнерных площадках». Причем адресовалось требование собственникам (жильцам), а исполнять его потребовали от УК.

Вот и выходит, что письмо коммунальщиков о решении проблемы адресовано к автору этой проблемы.

В письме справедливо отмечается: ответственность за крупногабаритный мусор переложена на управляющие компании, которые не являются участниками отношений между региональным оператором и собственником помещения (производителем мусора). А вот муниципалитет и муниципальные власти как раз являются!

Если вам не удалось продраться через эту юридическую казуистику, переводим на человеческий: муниципальные власти должны организовать места накопления мусора! У нас же власти решили: должны, но не обязаны, поэтому просто передали требование - сами заказывайте в КРЭО контейнеры под крупный мусор и поставьте куда-нибудь...  желательно рядом с мусоркой!

 

ДАЛЬШЕ - СМЕШНЕЕ

Обнинск - город сознательных людей. Поэтому нашлись и дома с ответственными собственниками, и законопослушными управляющими компаниями, которые попытались проявить ответственный подход. Они получили пресловутые контейнеры, привезли их во дворы... и немедленно стали возникать споры по поводу их размещения. 

- Почему вы ставите контейнер у нашего дома, а вон тот чем хуже?!

- У нас детская площадка рядом! А у вас соседи уже месяц ремонт делают, кирпичи на помойку таскают! Пусть стоит, где стоит!

- Че так далеко поставили?! Я туда свой старый диван не дотащу!

Давайте честно, положа руку на сердце - даже если завтра в Обнинске будет создан дополнительный реестр размещения площадок для сбора крупногабаритного мусора, это вопрос никак не решит. Такие площадки не удастся разместить рядом с каждой мусоркой - будут выделять один контейнер на несколько дворов. А таскать тяжелые отходы дальше своей помойки люди, увы, просто не станут. Будут валить, куда привыкли.

И все вернется к тому краеугольному камню проблемы, с которого все начиналось. К вопросу погрузке крупногабаритного мусора в мусоровозы.

Могут заниматься такой погрузкой подрядчики КРЭО?

Могут. Они это собственно, делали. Люди и техника у них есть.

Значит вопрос только в  деньгах. Конкретно: в оплате дополнительных расходов. Ее можно, например, включить в тариф, незначительно его повысив, или компенсировать небольшой целевой субсидией из бюджета.

Можно поискать и другие варианты, но примерно в этом направлении. Скажем, обратится в суд и доказать, что уборка территории вокруг санитарной точки - прямая обязанность регионального оператора, уже учтенная в тарифе. И пусть уже госпредприятие разбирается со своими подрядчиками.
Одним словом, есть масса вариантов, как подступиться к РЕШЕНИЮ проблемы.

Вместо этого власти Обнинска предпочитают проблемы множить. Ведь вопрос с вывозом мусора никуда не делся, к нему просто добавились препирательства с городскими УК.

А просто взять и закрыть глаза на накапливающийся крупногабаритный мусор во дворах Обнинска тоже нельзя, даже если бы КРЭО не дергало. Ведь формально это будут несанкционированные свалки, за невывоз которых спросят опять же с администрации.

 

P.S.:

Проблема с крупногабаритным вывозом началась не вчера. Переписка с городскими властями идет уже несколько месяцев. Иными словами, у администрации было достаточно времени, чтобы как-то подступиться к ситуации. Но предпочли накопить...

Евгений СЕРКИН

Поделиться