Вы и мы
Режем по-маленькой! Бюджет-2023: мы станем беднее на 830 миллионов
Тема номера
17.11.2022

На этой неделе администрация Обнинска спустила в Городское собрание депутатов проект бюджета на 2023 г. с прогнозными цифрами на два последующих года, 2024 и 2025. Это главный финансовый документ города, по которому можно попытаться представить, как жить будем, понять, какие приоритеты у наших властей, и сделать общие выводы. Поскольку читать сам проект бюджета и дюжину таблиц и росписей, к нему идущих - дело непростое (для неподготовленных людей), мы взяли это на себя и подготовили для вас более-менее читабельный обзор основных параметров. А еще - сравнили цифры с теми, что принимались на уходящий 2022-й.

Давайте посмотрим, что получилось.


МЕНЬШЕ, НО ЛУЧШЕ?

Первое, на что стоит обратить внимание: у бюджета-2023 нет принципиальных отличий от аналогичных общегородских смет, принимавшихся раньше. Что бы не говорили из телевизора,  что бы не писали в социальных сетях и на сайтах - не похоже, что мы вступили в эпоху военного времени и готовились жить по нему. Бюджет даже не выглядит антикризисным - обычный среднегодовой документ... только денег стало меньше.

Иными словами, получился почти стандартный, что называется социально ориентированный бюджет. Причем термин «социально ориентированный» следует понимать, как «потраченный в основном на зарплату и пособия бюджетникам, как того требует федеральное законодательство». Потому что с социалкой вышло не очень хорошо.

Но обо всем по порядку.

Начнем с того, что по сравнению с текущим годом денег в казне действительно станет заметно меньше. Самым серьезным образом уменьшилась доходная часть, и чтобы не допустить большого дефицита, администрация пошла на сокращение расходов. Это означает, что финансирование некоторых важных отраслей было срезано. Местами - чувствительно.

В то же время нельзя не отметить радикальное снижение дефицита, который снизился почти в 10 раз. И это чуть не единственное светлое пятно, обнаруженное нами в тьме цифр.

Чтобы удобнее было смотреть, насколько просели цифры по сравнению с текущим годом, мы подготовили таблицу:

Обращаем внимание: смотрим мы только цифры на 2023 г. Изучать прогнозные цифры на два последующих года (2024 и 2025) особого смысла просто не имеет. Каждый год складывается полное впечатление, что они берутся, пардон, из головы и никогда не бьются с реальностью.

Справедливости ради, такая картина почти повсеместно. Прогнозные цифры на два последующих года принимаются, потому что Россия перешла на трехлетнее бюджетное планирование, но качество этого самого планирования очень невелико. То ли счетоводы плохие, то ли жизнь в стране слишком непредсказуемая.

Просто, чтобы  вы понимали: в 2021 г., принимая бюджет-2022 с прогнозными цифрами на 2023 и 2024 гг., администрация Обнинска закладывала на 2023-й год следующие цифры:

- доходы - 5,876 млрд рублей;

- в том числе безвозмездные поступления - 3,232 млрд рублей;

- расходы - 6,033 млрд рублей;

- дефицит - 157 млн рублей.

Сравните их с теми, что приведены в таблице. Ни одна цифра даже близко не совпала с тем, что они насчитали спустя год! Разброс в сотни миллионов рублей. Ближе всего попали с доходами, по остальным параметрам разлет просто неприличный.



КАК ВЛАСТЬ НА СЕБЕ ЭКОНОМИЛА

Первое, на что хочется обратить внимание - сокращение расходов на обеспечение органов местного самоуправления. Оно незначительное, но есть... на первый взгляд.

В 2023 г. на себя (органы местного самоуправления) «слуги народа» планируют потратить 198,1 млн рублей против 201,9 млн в году уходящем. Экономия на себе - аж 3,8 млн рублей. В процентном соотношении это, правда, меньше 2%.

Скромно.

Увы, даже скромным снижениям расходов на власть не получится. Сократив расходы на администрацию на 3,8 млн рублей, «слуги народа» увеличили траты на представительный орган, то есть депутатский корпус. Было 35,6 млн рублей, стало 40,6 млн рублей. То есть, отминусовали 3,8 млн рублей и добавили 5 млн, так что экономия по факту вышла отрицательная.

Словосочетание «слуги народа» мы берем в кавычки, хотя, если подумать, имеем полное право писать без них, поскольку по факту основными кормильцами города остаются горожане и предприниматели. Если вычесть из общих доходов Обнинска безвозмездные поступления (преимущественно то, что нам перечисляют из бюджета области и федеральной казны), то останется 2,77 млрд рублей собственных доходов.

Почти 2/3 этой суммы складываются из двух налогов:

1. НДФЛ, то есть налога на доходы физических лиц (13%, удерживаемых с наших зарплат) - планируется собрать 1,03 млрд рублей;

2. УСН, то есть упрощенной системы налогообложения (выплачиваются предпринимателями) - 1,183 млрд рублей.

Так что да, именно мы с вами, простые горожане и малый бизнес, содержим городскую администрацию и Горсобрание, финансируем значительную часть всех городских расходов, и имеем полное право именовать чиновников и депутатов слугами народа без всяких кавычек.

 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ: ГДЕ ГУСТО, ГДЕ ПУСТО

Почти 90% всех расходов бюджета идут на финансирование муниципальных программ. И здесь получается интересный казус: на первый взгляд у нас идет сокращение расходов бюджета. Но большинству муниципальных программам есть некоторый рост - 5-10 млн рублей. Однако в этом есть определенное лукавство.

Предусмотренное проектом бюджета сокращение программы соцподдержки населения (второй по значимости и по объему бюджетных ассигнований после программы развития систему образования) на 20% «съедает» весь рост прочих программ! К примеру, что толку радоваться прибавке 170 тысяч рублей к программе «Молодежь города Обнинска», если 200 млн рублей снято с социальной поддержки населения?

Впрочем, давайте не будем забегать вперед, а пойдем по пунктам.

 

1.     ОБРАЗОВАНИЕ

Расходы предусмотрены муниципальной программой «Развитие системы образования города Обнинск». Это основная расходная строка бюджета вообще, и она - одна из немногих, кто показывает не сокращение, а рост.

На 2023 г. предусмотрено выделение 2,33 млрд рублей, что больше, чем мы тратим в уходящем году - 2,09 млрд. Правда, при этом почти все деньги, предусмотренные по программе «Развитие системы образования» - около 2,17 млрд из 2,33 млрд рублей - уйдут на заработные платы работникам образования. Но здесь мы с вами не забываем о том, что в Обнинске были введены новые школы и сады. А значит и расходов больше. 

Акцентируем: только на зарплаты педагогов, гарантированные Трудовым Кодексом РФ в 2023 г., будет потрачено больше денег, чем на всю программу «Развитие системы образования» тратится сегодня!

Это, увы, говорит не о том, что администрация нашла дополнительные средства, которые потратила по принципу «все лучшее детям», а о том, что доходы педагогов были проиндексированы, и эта индексация «съела» все остальные возможности. О развитии говорить не приходится. Фактически почти все средства идут на текущее обеспечение отрасли.

Из новых, не существовавших ранее расходов, по данной программе - 27,3 млн рублей направлено на социальную поддержку детей военнослужащих, направленных на Украину (двухразовое бесплатное горячее питание) и туда же командированных лиц.

 

2.     КУЛЬТУРА

Еще одна программа, которая не попала под сокращения - муниципальная программа «Развитие культуры города Обнинска». Ее увеличат на 33,8 млн рублей - до 457,8 млн. рублей. Отдельное внимание привлекает выделение средств в размере 11,6 млн рублей на целевое финансирование отдельно взятого проекта, который звучит так:

 «Разработка проектной документации на проведение работ по приспособлению объекта культурного наследия регионального значения "Дом, в котором жили и работали художники Поленов Василий Дмитриевич и Серов Валентин Александрович и в период строительства атомной электростанции Курчатов Игорь Васильевич, 1901, 1954 гг." для современного использования (для размещения учреждения культуры)»

Если только проект обойдется в 11,6 млн рублей, в какую копеечку вылетит его реконструкция и реставрация?!

 

3.     МОЛОДЕЖЬ

Расходы на молодежь не только не тронули, но и прибавили чуть-чуть денег. Оно и понятно, государство очень печется о том, чтобы активная часть молодежи оставалось лояльной действующему политическому режиму и не поддавалась искусам тлетворного Запада. Кроме того, сейчас в тренде патриотическое воспитание, так что здесь сокращение просто не поняли бы кураторы сверху.

Как результат - на молодежную политику добавили целых... 179 тыс. рублей, и теперь расходы по программе «Молодежь города Обнинска» составляют аж 8,97 млн рублей. На эти деньги, увы, даже небольшой клуб не открыть, но такие задачи и не стоят, ведь основные расходы - на «поддержку инициатив молодежи».

 

4.     СОЦПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ

На фоне 170 тыс. рублей, от щедрот добавленных на молодежь, «отрицательно радует» резкое сокращение расходов на социальную поддержку.
Именно сейчас, когда все так непросто, когда предприятия уходят в простой, а цены растут как на дрожжах из-за нестабильной ситуации в экономике, нужно срезать поддержку населения.

Муниципальная программа «Социальная поддержка населения города Обнинска» в проекте бюджета-2023 составляет 788,7 млн рублей. Это аж на 206,8 млн рублей меньше, чем в бюджете уходящего года!

Сокращение социальной поддержки составило более чем 20%! Финансирование срезано даже со строки «компенсация оплаты жилищно-коммунальных услуг отдельными категориями граждан». И это при том, что уже в декабре нас ждет второе за год повышение коммуналки, причем сразу процентов на 9.

 

5. ЖИЛОЙ ФОНД, ИНФРАСТРУКТУРА И ДОРОГИ

Как говорят в народе? Раз пошла такая пьянка - режь последний огурец.

В будущем году власти города планируют экономить на содержании и обслуживании жилищного фонда. Соответствующая муниципальная статья - «Содержание и обслуживание жилищного фонда муниципального образования "Город Обнинск"» - сокращена на 12%. Было 74,5 млн рублей, стало 65,5 млн рублей.

Сокращение вроде и небольшое, но так и программа - маленькая. Кроме того, больше половины «экономии» взялось за счет урезания расходов на обеспечение деятельности аварийно-диспетчерской службы. Их сократили на 5 млн рублей.

Утешать себя можно тем, что хоть расходы на развитие и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры города урезаны не были. Эта программа даже получила небольшое увеличение финансирование - до 112 млн рублей.

И отдельно о дорогах.

Строительство и ремонт дорог - первая обязанность муниципальной власти. В следующем году справляться с этой обязанностью придется с меньшими ресурсами. Расходы на дорожное хозяйство Обнинска сокращены на 34 с лишним миллионов рублей по сравнению с текущим годом. В 2023 г. на эти цели предусмотрено 590,3 млн рублей против 623,4 млн рублей в году уходящем.

 

6. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

Сколько раз на совещаниях мы слышали, как чиновники рассуждают про «повышение энергетической эффективности» и «энергосбережение»! Что можем сказать... ни то, ни другое больше не в тренде.

Соответствующая муниципальная программа - «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании "Город Обнинск"» - и раньше не впечатляла суммами, которые на нее закладывали, но, по крайней мере, там были какие-то деньги.
Сейчас от программы осталось название.

В 2022 г. на эти цели выделяли 16,5 млн рублей, в 2023 г. будет 3 млн рублей.

И, судя по всему, снятые 13,5 млн рублей - единственное «сбережение», которое можно обеспечить при таком финансировании.

Важное уточнение: в текущем году за счет этих денег ремонтировали ветхие участки водопроводных сетей. Почти все деньги (без 2 миллионов) только на этот ремонт и уходили. В следующем году таких расходов не предусмотрено вообще. Видимо, ветхих сетей в городе не осталось?

 

7. БЛАГОУСТРОЙСТВО

На фоне сокращения расходов на социалку, экономии на жилищном фонде и работе аварийно-диспетчерской службы администрация частично реабилитируется, повышая траты на городское благоустройство. Муниципальная программа «Благоустройство города Обнинска» увеличена более чем на 50 млн рублей - 317,8 млн в грядущем году против 261,4 в уходящем.

Но именно эта программа вызывает ряд вопросов, поэтому хотелось бы, чтобы депутаты ее рассмотрели особенно внимательно.

К примеру, в 2022 году почти половина всех денег, предусмотренных по программе благоустройства,  шла на озеленение города. С этим не бог весть, как получалось, но все же деньги выделялись и осваивались. 123 млн рублей было выделено!
В 2023 г. при общем увеличении программы расходы на озеленение города уменьшаются более чем на 30 млн рублей.

Основные средства администрация планирует направить на подпрограмму «Развитие парков, парковых зон и скверов города Обнинска», которая увеличена почти вчетверо - с 30 млн рублей до 110 млн. Казалось бы, хорошая новость, но есть свое «НО».

Работы по организации этих самых парков и скверов сегодня заставляют чесать в затылке. Вы ведь читали наши материалы о гениальных эстетических решениях по оформлению клумб битым камнем? Впрочем, оставим  стороне субъективизм. Знаете, что особо интересно?

Пресловутые 30 млн рублей, предусмотренные на парки в бюджете текущего года, почти в полном объеме направлялись, собственно, на благоустройство и расширение парков и скверов. То есть, исключительно целевым образом.

А вот в 2023 г. из 110 млн рублей, предусмотренных на парки, на  благоустройство и расширение парков да скверов пойдет только половина - 57,6 млн рублей. Остальные же деньги распределятся в значительной степени на субсидии частным лицам и организациям.

Странное изменение приоритетов.

 

8. ПРАВОПОРЯДОК

Муниципальная программа «Обеспечение правопорядка и безопасности населения на территории города Обнинска» сокращаться не будет - на нее даже добавят немного денег, увеличив финансирование с 42,4 млн рублей до 49,6 млн рублей. Рост произойдет главным образом за счет повышения расходов на установку систем видеонаблюдения по городу: если в текущем году на это было предусмотрено всего 800 тысяч, то в следующем году - аж 13 млн рублей.

Это вы часом не на уклонистов о мобилизации и призыва решили охотиться?!

Но это не все!

Есть важное новшество, связанное с обеспечением безопасности.

В следующем году появится новая муниципальная программа, которой нет в бюджетной росписи на 2022-й год. Называется она «Профилактика терроризма и экстремизма на территории муниципального образования "Город Обнинск"». Благодаря сумасшедшим деньгам, которые выделены на эту программу, все террористы и экстремисты будут обходить наш наукоград по дальней дуге, понимая - там, где на противодействие им выделяются такие деньжищи, ловить просто нечего.

Речь идет, внимание, о 25 тысячах рублей!

Целая муниципальная программа.

25 тысяч.

Месячная зарплата двух сторожей на неполной ставке.

Впрочем, сторожам эти 25 тысяч не светят, их потратят на прохождение курсов повышения квалификации сотрудниками администрации города, «задействованными в реализации мероприятий по противодействию распространения идеологии терроризма и экстремизма». Видимо, речь идет о клерках, которые будут мониторить соцсети в поисках неблагонадежных постов и писать заявления в полицию.

 

9. МАЛЫЙ БИЗНЕС

Муниципальная программа поддержки предпринимательства в Обнинске увеличена до 28,7 млн рублей супротив нынешних 21,9 млн рублей. На фоне последних событий, связанных с увеличением налоговой нагрузки на отдельных предпринимателей в 4, 8, 10 и более раз, эти щедроты выглядят, как припарки для покойника.
Но куда печальнее, что малый бизнес этих денег и не увидит, поскольку почти вся сумма - 26,6 млн рублей будет направлена на «развитие инновационной деятельности в городе Обнинске».

Более того, из 26,6 млн рублей, предусмотренных «на инновации», 10,1 млн рублей уйдут на обеспечение информационно-имиджевой поддержки инновационной деятельности.

В то же время на субсидии начинающим предпринимателям и компенсацию затрат тем, что пострадали из-за ухудшения делового климата, предусмотрены такие смешные копейки (300 тыс. и 1 млн рублей соответственно), что даже заикаться не стоит.

Профанация мер поддержки, как она есть.



10. ТУРИЗМ

О, чуть не забыли!

Помимо малого и среднего бизнеса у нас есть еще бизнес туристический. Его поддержке посвящена отдельная муниципальная программа, которая называется «Стыд и позор Обнинска»... простите, муниципальная программа «Развитие туризма в муниципальном образовании "Город Обнинск"».

Сумма финансирования этой программы не изменилась с прошлого года - целых 1,8 млн рублей. Понятно, что на такие средства не то, что невозможно осуществить поддержку приоритетных направлений туризма - привести в порядок хотя бы одну достопримечательность города, которую можно показать туристам, не получится. Но город продолжает позориться и закладывать средства, на которые можно только имитировать поддержку.

 

11. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Программе «Обеспечение функционирования системы управления в муниципальном образовании "Город Обнинск"», за счет которой осуществляются кадастровые работы, обеспечивается разработка градостроительной документации и т.д., урезана почти на 3 млн рублей.

Было 44,7 млн, стало 41,9 млн рублей.


12. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Программа изменилась на 208 тысяч. В текущем году на эти цели выделено 21,347 млн рублей, в 2023 г. предусмотрено 21,139 млн.

Основное назначение средств - благоустройство общественных территорий, в том числе подготовка проектной документации линий электропередачи, а также проверки смет, финансируемых за счет федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».


ГДЕ МАМОНТ ПОРЫЛСЯ

Все расходы на муниципальные программы сведены в специальное приложение к бюджету, так называемую «программную роспись», в эту же роспись включен еще один важный пункт. Это финансирование расходов, связанных с исполнением программных обязательств власти, но не включенных напрямую в муниципальные программы. Называется этот пункт «Непрограммные расходы». И именно здесь администрация прошлась ножницами с особым тщанием, вырезая все что можно. В результате объем непрограммных расходов сократился более чем в два раза.

В проекте бюджета на 2023 г. на эти цели оставили 701,3 млн рублей, из которых чуть не половина - расходы на содержание всей муниципальной власти, то есть и администрации, и аппарата, и депутатов. В бюджете текущего года непрограммные расходы составляют почти 1,9 млрд рублей при почти тех же расходах на содержание власти!

Вот где не то что собака, какой-то мамонт порылся.

Чтобы изучить, что именно больше не финансируется или финансируется крайне урезанно,  требуется, пожалуй, отдельный лонгрид, потому что в непрограммных расходах чего только не сидит - от поддержки организаций, помогающих ветеранам ВОВ (финансирование на 2023 г. сокращено на 100 тыс. рублей) до поддержки мероприятий по здоровому образу жизни (сокращено почти вдвое).

Возможно, мы к этому еще вернемся.

А пока надеемся, что наш материал прочитают и депутаты Городского собрания, которым предстоит утвердить бюджет. Может, у них возникнут вопросы к администрации, прежде чем на автомате проголосовать «за».

Евгений СЕРКИН

Поделиться