журнал
29 ноября депутаты Городского собрания Обнинска встретились по важному поводу: чтобы обсудить и принять основной финансовый документ, определяющий жизнь города на следующие 365 (с 1 января) дней. Речь идет, понятно, о бюджете на 2023 г.
Впрочем, это мы так все преподнесли - солидно, официозно, почти пафосно. А на деле обсуждение бюджета города, представленного депутатам, прошло очень быстро и без всяких проблем. Собственно, никакого обсуждения и не было. У народных избранников не возникло вопросов по цифрам, приоритетам, сокращениям, передвижкам. Вот мы, к примеру, знакомясь с проектом бюджета, сгенерировали массу вопросов. Трудно, знаете ли, не задаваться вопросами, когда доходы проседают на 830 млн рублей. Или когда обнаруживаешь, что расходы на социальную поддержку населения в самое тяжелое время вдруг урезаются почти на 20%. В большом материале «Вы и Мы», посвященном проекту бюджета города на 2023 г., мы выразили надежду, что такие вопросы появятся и у народных избранников:
«А пока надеемся, что наш материал прочитают и депутаты Городского собрания, которым предстоит утвердить бюджет. Может, у них возникнут вопросы к администрации, прежде чем на автомате проголосовать «за». |
Ну очень нам хотелось услышать, как депутаты - представители народа - уточняют: «А почему так и столько?». Но не случилось. Депутаты Обнинска проголосовали за бюджет, не вдаваясь в детали.
У МАТРОСОВ НЕТ ВОПРОСОВ
Официальное объяснение такому голосованию у них есть: «все обсуждали на комитетах». Там якобы шли дебаты, звучали вопросы, обсуждались поправки. Однако есть нюанс: в работе каждого отдельно взятого комитета принимает участие не весь депутатский корпус, а лишь его небольшая часть. И, значит, внести поправку, задать вопрос, потребовать уточнения могли только несколько народных избранников. А что остальные? Неужели им все равно?
Не говоря уже о том, что голосование молча, без обсуждения, означает полное согласие со всеми пунктами бюджетной росписи. Никто даже не воспользовался своей трибуной - как депутат - чтобы выразить личное отношение к сокращению расходов там, где ничего сокращать нельзя или наоборот - возмутится тратами, которые сейчас неуместны. А значит, за все, что будет недофинансировано и недополучено в 2023 г., ответственность будет нести и весь депутатский корпус.
Все согласны с уменьшением на 206,8 млн рублей социальной поддержки населения? С сокращением финансирования аварийно-диспетчерской службы (на 5 млн рублей)? С почти полным урезанием городской программы энергосбережения?
... впрочем, будем справедливы: отмолчались все-таки не все.
При принятии решения ровно один вопрос прозвучал - от директора ДК ФЭИ Дмитрия Зеленкова. Точнее, это технически даже не вопрос был, а, скорее, напутствие - не забудьте там профинансировать подведение электричества к памятнику у академии Росатома (а то там скоро открытие памятника, надо же аппаратуру подключить, чтобы говорить всякие пафосные вещи).
В этом месте хочется прочистить уши. Господа депутаты, вы серьезно? Принимаете бюджет Обнинска с резко сократившимися доходами, с порезанными вдвое непрограммными расходами, но интересует вас только наличие розетки у памятника?
И, кстати, если «все обсуждалось на комитетах», то как могли забыть столь важную розетку?! |
«КОГДА МЫ БУДЕМ ДЕЛИТЬ НАШИ ДЕНЬГИ» (с)?
Есть, конечно, небольшая надежда на то, что весь пыл народные избранники приберегли до второго чтения (29-го бюджет приняли только в первом), и уж там-то может развернуться дискуссия - и за поправки, и за передвижки средств по статьям. Но в то же самое время есть опасение, что вся работа над поправками в основной финансовый закон сведется к распределению средств, которые город должен получить из областного бюджета в качестве софинансирования.
На момент голосования в первом чтении полной ясности с этими средствами у городских депутатов не было, поскольку бюджет области еще вообще не рассматривался в Заксобрании. Об этом коротко упомянул в своем выступлении глава Городского собрания Геннадий Артемьев.
Геннадий АРТЕМЬЕВ:
- Конечно, мы очень ждем дополнительное финансирование из области, межбюджетные трансферты... 1 декабря примут бюджет области, и мы поймем, будет ли такое финансирование...
Честно говоря, этот спич слегка нас озадачил.
Во-первых, муниципальная власть как бы не должна «ждать» финансирования из области! Она должна его добиваться, плотно работая с министерством финансов, выдвигая цифры потребного и обосновывая их действующими методиками и нормами законодательства. Понятно, что администрация города этим худо-бедно занимается - непонятно, почему в процесс не вовлечены представители депутатского корпуса. Хотя бы в рамках исполнения контрольных функций Городского собрания.
Во-вторых, чтобы знать, что городу перепадет от областных щедрот, ждать 1 декабря было абсолютно не обязательно. Минфин Калужской области давно уже выложил на официальном портале органов государственной власти уточненное приложение № 19 к проекту регионального бюджета. Это приложение так и называется: «Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Калужской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
Изучив таблицы, которые в нем приведены, мы, например, в отличие от депутатов Обнинска, уже знаем, что в 2023 г. нам полагается (в порядке убывания):
- 129 млн рублей на детские сады и учреждения дошкольного образования; - 129,3 млн рублей на стимулирование строительства жилья и строительство / ремонт дорог; - 99,8 млн рублей на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения; - 83,3 млн рублей на организацию горячего питания в школах; - 51, 3 млн рублей на осуществление дорожной деятельности; - 44 млн рублей на создание школы «креативной индустрии»; - 35,6 млн рублей в виду субсидии Обнинску как наукограду; - 4,6 млн рублей на обеспечение жильем молодых семей; - 3,8 млн рублей на техническое оснащение музеев; - 2,47 млн рублей на организацию отдыха и оздоровления детей; - 1,6 млн рублей на поддержку предпринимателей; - 1,5 млн рублей на господдержку организаций, входящих в систему спортивной подготовки; - 925 тысяч рублей на кадастровые работы; - 800 тысяч рублей на работы по межеванию и планировке; - 405 тысяч на поддержку культуры; - 236 тыс. рублей на рекламу работы архитектором (официально на «повышение уровня привлекательности профессиональной деятельности в сфере архитектуры и градостроительства»); - 10 тысяч (не опечатка, не смейтесь) рублей на инженерные изыскания в целях строительства сетей и дорог; |
При этом по ряду направлений субсидии городу составили 0 рублей - не доработали или не смогли доказать, что имеем право на них претендовать. |
Но вернемся в 29 ноября, в день голосования за бюджет.
После того как депутаты, не задавая вопросов, все одобрили, случился итоговый (и довольно) скучный «стендап» Татьяны Леоновой, который почему-то состоял из сплошных «нам надо», в то время как сама суть главной темы заседания подразумевает совсем другой посыл - «мы сделаем»: у нас есть столько-то денег и на эти деньги мы вот что сделаем. Почему глава администрации рассуждала больше гипотетически о том, что надо бы сделать, если честно, осталось непонятно. Но депутаты и этого спрашивать не стали, а благодарно покивали (благо не слишком длинно получилось) и разошлись, довольные собой.
Поработали. На славу?