Вы и мы
Некогда вопросы задавать, надо руки поднимать! Как депутаты Обнинска принимали бюджет города
Тема номера
01.12.2022

29 ноября депутаты Городского собрания Обнинска встретились по важному поводу: чтобы обсудить и принять основной финансовый документ, определяющий жизнь города на следующие 365 (с 1 января) дней. Речь идет, понятно, о бюджете на 2023 г.

Впрочем, это мы так все преподнесли - солидно, официозно, почти пафосно. А на деле обсуждение бюджета города, представленного депутатам, прошло очень быстро и без всяких проблем. Собственно, никакого обсуждения и не было. У народных избранников не возникло вопросов по цифрам, приоритетам, сокращениям, передвижкам. Вот мы, к примеру, знакомясь с проектом бюджета, сгенерировали массу вопросов. Трудно, знаете ли, не задаваться вопросами, когда доходы проседают на 830 млн рублей. Или когда обнаруживаешь, что расходы на социальную поддержку населения в самое тяжелое время вдруг урезаются почти на 20%. В большом материале «Вы и Мы», посвященном проекту бюджета города на 2023 г., мы выразили надежду, что такие вопросы появятся и у народных избранников:

 «А пока надеемся, что наш материал прочитают и депутаты Городского собрания, которым предстоит утвердить бюджет. Может, у них возникнут вопросы к администрации, прежде чем на автомате проголосовать «за».

Ну очень нам хотелось услышать, как депутаты - представители народа - уточняют: «А почему так и столько?». Но не случилось. Депутаты Обнинска проголосовали за бюджет, не вдаваясь в детали.

 

У МАТРОСОВ НЕТ ВОПРОСОВ

Официальное объяснение такому голосованию у них есть: «все обсуждали на комитетах». Там якобы шли дебаты, звучали вопросы, обсуждались поправки. Однако есть нюанс: в работе каждого отдельно взятого комитета принимает участие не весь депутатский корпус, а лишь его небольшая часть. И, значит, внести поправку, задать вопрос, потребовать уточнения могли только несколько народных избранников. А что остальные? Неужели им все равно?

Не говоря уже о том, что голосование молча, без обсуждения, означает полное согласие со всеми пунктами бюджетной росписи. Никто даже не воспользовался своей трибуной - как депутат - чтобы выразить личное отношение к сокращению расходов там, где ничего сокращать нельзя или наоборот - возмутится тратами, которые сейчас неуместны. А значит, за все, что будет недофинансировано и недополучено в 2023 г., ответственность будет нести и весь депутатский корпус. 

Все согласны с уменьшением на 206,8 млн рублей социальной поддержки населения? С сокращением финансирования аварийно-диспетчерской службы (на 5 млн рублей)? С почти полным урезанием городской программы энергосбережения?

... впрочем, будем справедливы: отмолчались все-таки не все.
При принятии решения ровно один вопрос прозвучал - от директора ДК ФЭИ Дмитрия Зеленкова. Точнее, это технически даже не вопрос был, а, скорее, напутствие - не забудьте там профинансировать подведение электричества к памятнику у академии Росатома (а то там скоро открытие памятника, надо же аппаратуру подключить, чтобы говорить всякие пафосные вещи).

В этом месте хочется прочистить уши. Господа депутаты, вы серьезно? Принимаете бюджет Обнинска с резко сократившимися доходами, с порезанными вдвое непрограммными расходами, но интересует вас только наличие розетки у памятника?

И, кстати, если «все обсуждалось на комитетах», то как могли забыть столь важную розетку?!



«КОГДА МЫ БУДЕМ ДЕЛИТЬ НАШИ ДЕНЬГИ» (с)?

Есть, конечно, небольшая надежда на то, что весь пыл народные избранники приберегли до второго чтения (29-го бюджет приняли только в первом), и уж там-то может развернуться дискуссия - и за поправки, и за передвижки средств по статьям. Но в то же самое время есть опасение, что вся работа над поправками в основной финансовый закон сведется к распределению средств, которые город должен получить из областного бюджета в качестве софинансирования.

На момент голосования в первом чтении полной ясности с этими средствами у городских депутатов не было, поскольку бюджет области еще вообще не рассматривался в Заксобрании. Об этом коротко упомянул в своем выступлении глава Городского собрания Геннадий Артемьев.

Геннадий АРТЕМЬЕВ:

- Конечно, мы очень ждем дополнительное финансирование из области, межбюджетные трансферты... 1 декабря примут бюджет области, и мы поймем, будет ли такое финансирование...

Честно говоря, этот спич слегка нас озадачил.

Во-первых, муниципальная власть как бы не должна «ждать» финансирования из области! Она должна его добиваться, плотно работая с министерством финансов, выдвигая цифры потребного и обосновывая их действующими методиками и нормами законодательства. Понятно, что администрация города этим худо-бедно занимается - непонятно, почему в процесс не вовлечены представители депутатского корпуса. Хотя бы в рамках исполнения контрольных функций Городского собрания.

Во-вторых, чтобы знать, что городу перепадет от областных щедрот, ждать 1 декабря было абсолютно не обязательно. Минфин Калужской области давно уже выложил на официальном портале органов государственной власти уточненное приложение № 19 к проекту регионального бюджета. Это приложение так и называется: «Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Калужской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».

Изучив таблицы, которые в нем приведены, мы, например, в отличие от депутатов Обнинска, уже знаем, что в 2023 г. нам полагается (в порядке убывания):

- 129 млн рублей на детские сады и учреждения дошкольного образования;

- 129,3 млн рублей на стимулирование строительства жилья и строительство / ремонт дорог;

- 99,8 млн рублей на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения;

- 83,3 млн рублей на организацию горячего питания в школах;

- 51, 3 млн рублей на осуществление дорожной деятельности;

- 44 млн рублей на создание школы «креативной индустрии»;

- 35,6 млн рублей в виду субсидии Обнинску как наукограду;

- 4,6 млн рублей на обеспечение жильем молодых семей;

- 3,8 млн рублей на техническое оснащение музеев;

- 2,47 млн рублей на организацию отдыха и оздоровления детей;

- 1,6 млн рублей на поддержку предпринимателей;

- 1,5 млн рублей на господдержку организаций, входящих в систему спортивной подготовки;

- 925 тысяч рублей на кадастровые работы;

- 800 тысяч рублей на работы по межеванию и планировке;

- 405 тысяч на поддержку культуры;

- 236 тыс. рублей на рекламу работы архитектором (официально на «повышение уровня привлекательности профессиональной деятельности в сфере архитектуры и градостроительства»);

- 10 тысяч (не опечатка, не смейтесь) рублей на инженерные изыскания в целях строительства сетей и дорог;

При этом по ряду направлений субсидии городу составили 0 рублей - не доработали или не смогли доказать, что имеем право на них претендовать.

Но вернемся в 29 ноября, в день голосования за бюджет.

После того как депутаты, не задавая вопросов, все одобрили, случился итоговый (и довольно) скучный «стендап» Татьяны Леоновой, который почему-то состоял из сплошных «нам надо», в то время как сама суть главной темы заседания подразумевает совсем другой посыл - «мы сделаем»: у нас есть столько-то денег и на эти деньги мы вот что сделаем. Почему глава администрации  рассуждала больше гипотетически о том, что надо бы сделать, если честно, осталось непонятно. Но депутаты и этого спрашивать не стали, а благодарно покивали (благо не слишком длинно получилось) и разошлись, довольные собой.

Поработали. На славу?

Евгений СЕРКИН

Поделиться