Вы и мы
Стартанули-то феерично...
09.03.2023

Год педагога и наставника в Калужской области открыли ярким шоу. Что же будет дальше?

Повернуться лицом к учительству — это главная, но не единственная цель всех усилий федерального правительства в области образования. В преддверии начала общероссийского «школьного» года из столичных министерств, связанных с системой образования, шло немало обнадеживающих известий и идейных посылов.

Это и отказ от парадигмы «учитель оказывает образовательную услугу», согласие на сокращение бумаготворчества, реформирование ЕГЭ, решение о единых согласованных учебниках (истории, например). Наконец, заявлены фундаментальные сдвиги: отход от Болонской системы. На все эти «дальние зарницы» грядущих изменений многие педагоги смотрели с замиранием сердца.

 

ДОЖДАЛИСЬ ПЕРЕМЕН?

Президент России открыл Год педагога и наставника в стране второго марта, в день 200-летнего юбилея со дня рождения основоположника научной педагогики Константина Ушинского. После этого череда региональных «стартов» прокатилась по всей России.

То, что происходило седьмого марта в зале импрессионистов КГУ, и мероприятием назвать сложно. Вместо привычного торжественного заседания собравшиеся учителя и наставники стали участниками своеобразного учебного дня.

Прозвенел школьный звонок, и молодая калужская художница Мария Щербакова нарисовала своеобразный символ всего процесса обучения - отпечаток пальца ребенка, подчеркивая уникальность каждого ученика.

Призер Всероссийского конкурса «Классная тема» Наталия Тараканова провела короткий урок химии. Это было действительно интересно: учитель с помощью химических опытов показала восприятие учебного материала школьником.

Каждый импровизированный урок как полагается заканчивался тем же традиционным школьным звонком. «Уроки» вели и заместитель губернатора области Константин Горобцов, и депутаты Госдумы Геннадий Скляр, Ольга Коробова.

А министр образования региона Александр Аникеев вместе с ректором КГУ Максимом Казаком провели своеобразный мастер-класс быстрых ответов на каверзные вопросы. А вопросы были действительно необычные. От «Есть ли у нас конкуренты?» до совсем уж креативного: «что интересно для подростка с 9 до 17 лет: Ваша база атакована, вы победили дракона, нашли меч экскалибур или вечерело близ церквушки, в можжевельнике стрекотали сверчки?». К чести ученых мужей они сумели не ударить лицом в грязь.

Завершилось это действо импровизированным педсоветом.

- Главная миссия года педагога и наставника — изменить сформировавшийся на сегодня у общества образ педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. И в нашей с вами власти перевернуть взгляд на профессию в целом, - подытожил церемонию Александр Аникеев.

 

ПЕДАГОГИКА НЕ ДЫШЛО – КУДА ПОВЕРНУЛ, ТУДА И ВЫШЛО

Наивно предполагать, что стоит лишь притормозить, повернуть руль и мы поедем в другую сторону. Сломать сложнейший многоуровневый механизм системы образования гораздо легче, нежели потом починить его, вновь настроить на слаженную, безотказную работу.

Можно построить десятки школ, оборудовать их самым современным оборудованием, избавить педагогов от ненужной, порой бессмысленной, бюрократической бумажной рутины и поднять зарплаты учителям. Однако для того чтобы все это количество отразилось на качестве, необходимы новые Ушинские, Выготские, Сухомлинские, да и учитывая нынешнее отношение школьников к педагогам, пригодился бы и новый Макаренко. А Таракановых в России, увы, можно по пальцам пересчитать.

Это прекрасно понимали и те, кто седьмого марта сидели в зале КГУ, улыбаясь креативному действу, и десятки тысяч учителей и наставников по всей стране. «Верхи» дали отмашку, «низы» давно этого ждали, а вот готова ли к «перестройке» армия начальников образования от руководителей управлений, региональных министерств до их федеральных коллег? Ведь сейчас пришло время думать, а не только цитировать спущенные сверху циркуляры.

Сложность еще и в том, что сегодня к школьным доскам приходят те, кого обучали по методичкам последних десятилетий. Их, этих самых педагогов, получивших дипломы, теперь нужно снова переучивать. Впрочем, совсем молодых не сложно переучить – они и сами к этому готовы. Радует, что они хоть пошли в школы, а не в офисы. Только в прошлом году в учебные заведения Калужской области пришло 184 молодых учителя.

И, наконец, главное. То, ради чего вся эта образовательная махина России, как тектоническая плита, начала двигаться. Дети. Школьники. Студенты. Им сейчас будет сложнее всего. Именно поэтому Президент России особо подчеркивал постепенный переход на новые рельсы. Постепенный и трудный.

Весело покреативить на старте Года педагога и наставника – дело хорошее, теперь хорошо бы понять, во что выльются все нынешние заявления о грядущих переменах.

Владимир Андреев

Поделиться