Вы и мы
Нихао, лаоваи! Наш автомобиль за юань покупай!
Главная тема
20.04.2023

(* лаовай - (китайск.) иностранец, человек из другой страны европейской внешности...)

Китай радушно принял делегацию из Калужской области.

Едва успев передохнуть после визита в дружественную Белоруссию, губернатор Шапша и экономический блок правительства области снова принялись складывать чемоданы. На сей раз путь лежал в Китай.

Поездку свою Шапша анонсировал крайне лаконично.

Владислав ШАПША:

- Нахожусь в рабочей командировке в Китае. Большая деловая программа. Принимаем участие в 20м Шанхайском международном автосалоне. С коллегами из Минпромторга РФ работаем над возобновлением деятельности нашего автопрома. И не только.

 

ЭХО ТОВАРИЩА СИ?

По итогам прошлого, 2022 г. Китай занял первое место среди внешнеторговых партнеров Калужской области.

Первое что приходит на ум - ​выезд калужской делегации, конечно же, спровоцировал недавний визит в Москву лидера Китая Си Цзиньпиня! Главный по Китаю так про дружбу распинался, что наши не усидели и кинулись ковать железо, пока горячо... в самом деле поездка готовилась заранее, да и экономические отношения между Калужской областю и Поднебесной возникли не вчера. Они и давние, и весьма серьезные. Нет такого, что Шапша вдохновился приездом товарища Си и ринулся с нуля все создавать.

К примеру, по итогам прошлого, 2022 г. Китай занял первое место среди внешнеторговых партнеров Калужской области. К­то-то может сказать, что это стало следствием разрыва экономических связей с Европой и переориентации и экспорта, и импорта на Восток... и будет неправ.

Специально подняли данные по внешнеэкономическому обороту за 2021‑й год, когда не было никаких санкционных вой­н, - ​первое место все равно за Китаем. Даже до санкций на КНР приходилось более 20% от всего товарооборота Калужской области. Второе место занимала Германия - ​17%. Причина вполне понятна: тесные торговые связи Калужской области с Китаем во многом обеспечивает прямое железнодорожное сообщение.

В общем, вопроса «ехать или не ехать» не стояло.

Вопрос был - ​когда? И зачем конкретно?

Ответ на последний вопрос у нас есть. Даже три ответа.

Основной интерес Калужской области к потенциальным китайским инвесторам и торговым партнером сформулировал Владислав Шапша: «Провели встречу с руководством китайских компаний, которые работают в сфере транспорта, энергетики, интеллектуальных технологий».

Вот вам и три «кита» отношений: транспорт (здесь же машинное производство), энергетика и IT.

Обгладаем... в смысле, разберем по косточкам каждого?

 

ШАНХАЙСКИЙ АВТОСАЛОН И КАЛУЖСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Шанхайский автосалон - ​вовсе не рядовое событие. Это один из крупнейших экономических форумов, связанных с производством автомобилей. На нем выставляется от 1 до 1,5 тыс. автомобилей.

Начнем с транспорта.

Автомобилестроительный рынок Китая в последнее время развивается усиленными темпами и заодно одновременно и подминает и поднимает российский рынок. Сегодня под видом «Москвича» фактически продается китайский JAC Jiayue X4. Впрочем, проблемы производителей «Москвича» - ​больше проблемы Москвы. Нас же, Калужскую область интересует, как будет развиваться бизнес китайских производителей автомобильных комплектующих, уже сегодня работающих на территории региона, таких, например, как компании «Япп» и «Фуяо гласс»? Или зайдет ли, наконец, в область крупный китайский концерн Chery Automobile?

С руководством последнего, к слову, Шапше удалось встретится на полях Шанхайского автомобильного форума. Конкретных обещаний не озвучено, но вежливую заинтересованность китайцы выразили.

Инь ТУНЪЯО, президент Chery Automobile:

- Мы хотим не только продавать наши машины в России, но и хотим у вас развивать их производство. Причём так, чтобы была высокая степень локализации. Это будет выгодно для обеих стран.

Здесь надо сделать небольшое отступление.

Шанхайский автосалон - ​вовсе не рядовое событие. Это один из крупнейших экономических форумов, связанных с производством автомобилей. На нем выставляется от 1 до 1,5 тыс. автомобилей, в этом году участие принимали сотни больших и маленьких компаний, занятых в индустрии из более чем 20 стран. Общее количество людей, посетивших площадки автосалона - ​не менее 1 млн. человек.

Калужская делегация на этом большом мероприятии старательно презентовала экономический потенциал области и зазывала китайских производителей в гости.

Владислав ШАПША:

- Наращиваем связи с крупнейшими китайскими автоконцернами, в том числе производителями автокомпонентов. Провели целую серию встреч. Презентуем инвестиционный потенциал калужского автокластера. Вижу живую заинтересованность китайских партнеров в выходе на российский рынок. Обсуждаем возможности глубокой локализации производства у нас.

 

ПОСАДИМ КИТАЙЦЕВ В «ЗОНУ»!

Три «кита» отношений: транспорт (здесь же машинное производство), энергетика и IT.

Теперь про энергетику.

Главным результатом поездки стало соглашение с китайской компанией IGBR, которое может обеспечить приток инвестиций в Калужскую область в размере до 1 млрд. руб­лей. Суть совместного калужско-­китайского проекта в строительстве на Боровской площадке завода по производству оборудования для нефтегазовой и геотермальной промышленности, а также теплоэнергетики.

Чтобы у китайцев был интерес заходить в регион, калужская сторона гарантирует получение статуса резидента особой экономической зоны «Калуга», персональное сопровождение на уровне правительства и вообще «всестороннюю поддержку новым инвесторам».

Ну и последний, третий, «кит» - ​сотрудничество в сфере IT.

Иногда кажется, будто все, что знают в России про китайские IT, это страшилки про страшный файервол «Великая Китайская Стена», который не пропускает ничего западного, не прошедшего цензуру. При этом ­как-то забывается, что китайскими айтишниками построены такие гиганты рынка, как Baidu, Alibaba, Tencent, а буквально в последние годы прогремел ByteDance (возможно, название вам ничего не скажет, но именно они создали TikTok).

Вообще устоявшийся у многих стереотип «китайское, значит а) дешевое и б) некачественное» давно себя изжил. Китай все последние годы усиленно вкладывался в развитие своей экономики, в станкостроение, обучение профессиональной рабочей силы, прокачку технологий. И результат очевиден.

Сегодня китайские смартфоны вроде Oppo или Realme вполне успешно конкурируют на рынке с южнокорейскими, автомобили пытаются потеснить японские, а корпорация Xiaomi, кажется вознамерилась завалить мир безумными техногаджетами - ​от «умных» гантелей для фитнеса до блютуз-­колонок размером с коробок и роботов для уборки по дому.

Поэтому перспективы сотрудничества в области IT - ​очень даже неплохие. И не одной «стеной» жив сектор.

 

А С НАС ЧТО ВЗЯТЬ?

Добравшись до этого места, внимательный читатель должен задаться вопросом: а ­мы-то, что можем предложить китайцам, кроме призывов прийти, тряся юанями, и обещаний создать условия для комфортного ведения бизнеса? Поверьте, много чего.

По объемам потребления экспорта из Калужской области Китай занимает второе место. От нас в Поднебесную везут: топливно-­энергетические товары, продукцию химпрома, каучук и даже продовольственные товары, сырье и алкоголь. Да-да, Калужская область по мере сил кормит-поит многомиллионный Китай... ну, по крайней мере его малую часть.

Да вы просто посмотрите на перечень калужских компаний, занятых экспортом.

Названия говорят сами за себя: «Мега Эпитех», «Карелия-­Упофлор Сиайэс», «Ламинам Рус», «Птицефабрика в Белоусово», «Троицкая бумажная фабрика», «Диал-­К», «ФОРБО Калуга», «Обнинскогсинтез», «Калужский ликеро-­водочный завод «Кристалл»» (тоже наш, кстати, обнинский).

Резюмируя все вышесказанное: база для сотрудничества есть. Остается ее развивать. Для чего, собственно, наши и ездили. Сейчас, по возвращении, ждем более предметных отчетов. Но даже если реализуются только два проекта - ​с заманиванием в Калужскую область Chery Automobile и IGBR - ​уже билеты и командировочные «отбили».

P.S.:

Кстати, а вы знаете, что Обнинск - ​побратим китайского города Мяньян?

Ну, теперь знаете! Соглашение было подписано 24 года назад и формально до сих пор действует.

 

Евгений СЕРКИН

Поделиться