журнал
Нет большей радости для нашего человека, нежели увидеть, как силовики крутят богатея. Изучаю реакцию соцсетей на арест блогера Елену Блиновской, увидел одну сплошную радость, переходящую в откровенное злорадство. Причем радуются совсем не те, кто покупал ее курсы за безумные деньги. Радуются люди, которым вообще все эти курсы и тренинги личного роста по барабану, они просто слово «инфоцыгане» знают. Социальные сети - коварная штука. Они легко конвертируют узнаваемость в деньги, популярность во влияние, эксцентричность в продукт, а затем все это - в сроки и репрессии.
Народная молва и технологии раскрутки легко поднимают вчерашних ноунеймов до небес и так же легко свергают их и бросают на дно. Вчера ты популярный стример с миллионной аудиторией и рекламными контрактами на сотни тысяч евро, сегодня живешь в Дубае на квартире у знакомого и плачешь, что нет денег. Арест Блиновской, попытавшейся сбежать из страны, зная, что в отношении нее проводится проверка по неуплате налогов почти на млрд. рублей - частный случай, но в то же время закономерность. Она ведь хвасталась гигантскими доходами на весь Интернет, пытаясь создать флер успеха и увеличить аудиторию.
Как тут не начать присматриваться? Это ровно то, чем занимаются - в несопоставимо более мелких масштабах - тысячи других блогеров и админов ТГ-каналов. Все пытаются продавать придуманный образ аудитории. Некоторые преуспевают и начинают чувствовать себя мегазвездами и распоясываются все больше... а потом жизнь грубо приземляет. Кого-то прихватывают на попытках вымогать деньги за молчание, кого-то деанонимируют, и выясняется, что крутой независимый обозреватель живет на подачки определенных политиков или бизнесменов, кто-то откровенно раскручивал канал с целью мочилова личных врагов. На этом фоне Блиновская, продававшая способ прикормить удачу, еще прилично выглядит. Но ее все равно никто не жалеет. Судя по тому, что это не первый случай (до нее еще двух крупных «инфоцыган» прихватывали за неуплату налогов), государство начинает устанавливать контроль за блогерами-бизнесменами. Сначала в поле зрения попадут обладатели аудиторий, исчисляемых миллионами человек, а дальше инициативу могут спустить и на региональный уровень, где хватит и пары-тройки тысяч.
Евгений Серкин