Вы и мы
Кто может предсказать и предотвратить аварию и стимулировать карьерный рост?
Человек и производство
01.06.2023

Психолог Наталья Труженикова: «Наиболее ценный ресурс атомной отрасли – персонал».

Наталья ТРУЖЕНИКОВА, начальник лаборатории психофизиологического обеспечения (ЛПФО), отвечает за очень важное направление работы Физико-энергетического института им. А.И. Лейпунского (АО «ГНЦ РФ – ФЭИ», входит в научный дивизион Госкорпорации «Росатом»). Она занимается профессиональной надежностью персонала предприятия. Для того чтобы справиться с этой непростой задачей и отвечать запросам современности, мало получить профильное образование, приходится изучать лучшие психологические практики. Наталья Сергеевна – кандидат психологических наук, сертифицированный тренер Росатома, проводит более 20 обучающих тренингов в год. Стаж работы в институте – 10 лет.

 

В 80% АВАРИЙ ИЛИ ТРАВМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВИНОВЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

- Наталья Сергеевна, для чего на атомном предприятии нужен психолог? Казалось бы, все люди, которые здесь работают, проходят регулярно медкомиссию.

- Человеческий фактор в современных организациях зачастую играет решающую роль при возникновении аварий и травм. И проблемы, обусловленные им, еще далеки от решения. Понятие безопасности неразрывно связано с вопросами надежности человеческого фактора, который является следствием действий и поступков человека. По исследованиям, проведенным МАГАТЭ, в 80% случаях именно ошибки персонала приводят к авариям. Но именно человек может и предотвратить трагическое развитие событий.

- Что является основным аспектом в обеспечении безопасности и эффективной работы предприятий атомной отрасли?

- Профессиональная надежность сотрудников. Именно в поддержании успешности и надежности профессиональной деятельности и заключается основная задача лаборатории психофизиологического обеспечения ГНЦ РФ – ФЭИ. В настоящее время наиболее ценным ресурсом атомной отрасли является персонал, работающий в зоне высоких рисков и ответственности. Эффективная деятельность психологов ЛПФО была и остается одним из ключевых звеньев в фундаменте безопасной работы, поскольку является проактивным барьером безопасности. Мы работаем на прогнозирование и недопущение возникновения нештатной ситуации по причине человеческого фактора: проводим не только психодиагностику наших сотрудников, исследования социально-психологического климата в коллективах, но и карьерное консультирование.

- Часто ли сотрудники ФЭИ сами обращаются к Вам за помощью?

- За последние несколько лет количество обращений увеличилось в разы. Данная тенденция говорит о высоком доверии к психологам и их высоком профессионализме. Мы проводим индивидуальное психологическое консультирование не только работников ГНЦ РФ–ФЭИ, но и членов их семей для оказания психологической помощи и поддержки.

 

ЖЕЛАНИЕ ЗАНИМАТЬСЯ НАУКОЙ - НАСЛЕДСТВЕННОЕ

- Что (или кто) повлияло на Ваше решение заниматься наукой?

- Мои бабушка и мама работали психиатрами, и все свое детство я провела у них на работе. Еще обучаясь в вузе, на последних курсах я пошла работать в психоневрологическую больницу психологом. Моя дипломная работа и кандидатская были посвящены именно пограничным и кризисным состояниям. С самого детства мне было интересно понимать, как же функционирует наша психика и каковы причины тех или иных расстройств. Наверное, все это и является основой моего научного интереса.

- Чем людям могут быть полезны результаты ваших исследований?

- Производительность и эффективность труда напрямую связана с нашим эмоциональным состоянием. В последнее время возросло количество сотрудников, переживающих профессиональное выгорание, внутриличностные кризисы и другие негативные состояния. Все это не может не сказываться на работе и жизни наших сотрудников. Наша работа направлена на выявление (в рамках проводимых психофизиологических обследований) и помощь сотрудникам и членам их семей, переживающим сложные периоды жизни.

 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

- Давно ли в мире поняли, что на атомных предприятиях нужен психолог или даже целая психологическая служба?

- Предпосылкой для появления психологической службы в атомной отрасли послужила авария, произошедшая 29 марта 1979 года в США в Пенсильвании на атомной станции «Три-Май-Айленд». Техники, проводившие незадолго до аварии ремонтные работы, не открыли задвижки аварийных питательных насосов, но никто из операторов этого не увидел, так как индикаторы были закрыты бумажками. Допущенные ошибки привели к миллиардным тратам на ликвидацию последствий и нанесли огромный удар по американской атомной отрасли.

- А когда у нас задумались о специальной работе с людьми на атомных предприятиях?

- Расследование показало, что изначальной причиной случившегося стал отказ оборудования, к серьезным последствиям привела неподготовленность персонала к нештатной ситуации. Данные выводы заставили задуматься правительство СССР о необходимости более глубокой профессиональной подготовки операторов, особого профессионального отбора, в котором должны проверяться не только знания и умения, но психологические способности человека работать в условиях атомной станции. Было принято решение о создании лаборатории психофизиологического профотбора.

- Помнится, в Советском Союзе психологов было немного, да и мест, где можно было получить такую специальность – по пальцам перечесть.

- На момент решения создания лаборатории психофизиологического профотбора была острая нехватка специалистов-психологов, не было ни научной, ни нормативно-правовой базы, поэтому дело двигалось медленно. Но авария на Чернобыльской АЭС вновь заставила задуматься над проблемами обеспечения безопасности атомных станций, в том числе и над проблемой надежности человеческого фактора.

- Прямо как в поговорке — пока гром не грянет, мужик не перекрестится, или пока жареный петух не клюнет…

- За кратчайший срок провели психофизиологические обследования персонала ЧАЭС, разработали методики для работы психологов на атомных станциях и узаконили проведение психологических (психофизиологических) обследований и вынесение на их основе заключений о профессиональном соответствии работников по профессионально важным психологическим личным данным. Психолог Владилена Николаевна АБРАМОВА за рекордные сроки провела огромную работу, и уже к концу 1986 года была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Прогноз». «Прогнозу» поручили координацию и проведение научных исследований в отрасли по разработке психологических стандартов профотбора, расстановки, подготовки и воспитания кадров.

 

С 2001 ГОДА И В ОБНИНСКЕ

- А когда в Обнинске появилась эта служба?

- Именно при личном участии Владилены Николаевны, методическом и организационном содействии ОНИЦ «Прогноз» в 2001 году в ГНЦ РФ – ФЭИ была создана лаборатория психофизиологического обеспечения для поддержания успешности и надежности профессиональной деятельности работников института. С начала формирования ЛПФО начальником лаборатории долгие годы состояла Галина Петровна РУБЦОВА, именно благодаря ее вкладу и работе лаборатория стабильно показывала прекрасные результаты.

- Чем занимается лаборатория?

- Основными направлениями деятельности ЛПФО и сегодня является проведение психофизиологического обеспечения работников, работающих на ядерно- и радиационно-опасных объектах ГНЦ РФ – ФЭИ и в сторонних организациях. В рамках реализации мероприятий психологической поддержки проводятся тренинговые занятия по итогам проведенных психофизиологических обследований и выявленных психофизиологических или психологических групп риска. Мы разрабатываем и проводим мероприятия по поддержанию и повышению культуры безопасности в рамках деятельности ЛПФО.

- Какое образование у сотрудников лаборатории, которую Вы возглавляете?

- На сегодняшний день в лаборатории работают высококвалифицированные клинические психологи с многолетним опытом в практической деятельности.

 

НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ ПРИ ИОНИЗИРУЮЩЕМ ИЗЛУЧЕНИИ

- Какие новые направления появляются в работе вашего отдела?

- Это обучение работников института по программам безопасного поведения на рабочем месте, участие в слетах по культуре безопасного поведения, координация и взаимодействие с уполномоченными по культуре безопасности ГНЦ РФ – ФЭИ. Мы работаем над определением и поддержанием высокой квалификации и факторов, влияющих на производство труда и формирование благоприятного социально-психологического климата в производственных коллективах нашего предприятия.

- Как работаете с молодыми сотрудниками?

- Проводим Welcome-тренинги для вновь принятых сотрудников для знакомства с атомной отраслью и улучшения адаптации в ГНЦ РФ – ФЭИ, консультации, которые являются частью карьерного менеджмента, помогающего сотрудникам определиться в выборе карьеры. Идет обучение по программе «Наставничество» для вновь назначенных наставников. Основной же деятельностью ЛПФО остается проведение психофизиологических обследований для сотрудников ГНЦ РФ – ФЭИ и сторонних организаций на основании наличия на рабочих местах вредного производственного фактора в виде ионизирующего излучения.

- Чем занимаетесь сейчас и какие планы на будущее?

- В настоящий момент разрабатываются психологические тренинги и тренинги личностного и профессионального роста. Ведется работа в рамках программы нулевого травматизма и культуры безопасности.

- Спасибо за беседу. Желаем и Вам нулевого травматизма и успехов в научном труде!

 Рената Белич

Поделиться