Вы и мы
В Москву! В Москву?
Точка зрения
20.07.2023

Вот уже больше недели прошло, а в политических кулуарах все бродит эхо недавнего заявления министра внутренней политики Калужской области Олега Калугина - об установке памятника Ивану III. Его еще и депутат Госдумы РФ Геннадий Скляр активно подсветил в своих аккаунтах.

Казалось бы - чего вдруг? Ведь в Калужской области итак два памятника Ивану III - бронзы не жалко, а властитель действительно был достойный. Он и в историю вошел как Великий, и тем удивительнее, что среди известных россиянам имен исторических персонажей Иван Васильевич звучит очень редко.

Но Олег Калугин будучи калужским министром предлагает ставить памятник не на малой Родине, а в Москве.

 

Олега КАЛУГИН:

- Русский парадокс: основателю российского государства в столице нашей родины  Москве нет ни одного памятника. Кому угодно есть, а основателю России - нет. Кстати, слово «Россия» появилось в эпоху Ивана III, равно как и наш герб - двуглавый орел. В Калужской области стоят аж два памятника Ивану III: в Калуге - напротив администрации губернатора и на территории Владимирского скита, в 20 километрах от областного центра. Это естественно. Калужская земля - родина российского суверенитета. Именно у нас было Великое стояние на Угре, которое в итоге стало победой на Угре. Однако историческая справедливость требует, чтобы памятник государю Ивану III стоял также и в нашей столице. Без него не было бы государства российского и, соответственно, российской столицы.

 

Казалось бы, вопрос о том, какие памятники ставить в Москве, решать Собянину и москвичам, но калужский министр готов взять дело в свои руки и уже вовсю скликает народ в поддержку своей инициативы: «Я призываю наших граждан, власти, творческих людей активно включиться в реализацию идеи памятника Ивану III в Москве».

В связи с этим и начали бродить кулуарные разговоры о том, что таким образом началась промо-акция перед переходом Калугина на новое место в Первопрестольную.

Я не стал по горячим следам подключаться к обсуждениям этой темы, решил понаблюдать за тем, сохранится ли «московская повестка» в последующих публичных заявлениях Калугина. И знаете что?

... как-то непохоже.

Выглядит именно как частная инициатива. Чтобы усилить ее, Олег Анатольевич даже какую-нибудь петицию со сбором подписей или инициативу на РОИ не замутил. Так что на платформенное заявление не тянет. У него вообще много околоисторических постов, просто именно этот подсветил Скляр.

 

Я ЗА ТО ЛЮБЛЮ ИВАНА, ЧТО...

И чтоб два раза не вставать, еще раз про Ивана III.

Так сказать, поддержу тренд, заданный министром Калугиным, хоть он и не «взлетел».

Исторический блокбастер «Сердце Пармы» смотрели? Так вот суровый московский царь с проникновенной речью, который появляется в финале в исполнении Федора Бондарчука, это вовсе не Иван Грозный, как решило большинство зрителей. Это как раз-таки Иван III, он же Иван Великий. Поход его доверенного боярина Федора Пестрого на Пермь с ее присоединением (а также присоединением Вятки и Угры) стал одним из элементов проводимой политики «собирания земель».

Вообще, фигура одного из самых великих правителей преступно мало изучается в школах, да и в медиа не продвигается - в отличие, например, от Александра Невского или Дмитрия Донского. А сделано было куда больше!

Когда речь заходит об Иване III все, кто хоть чуть-чуть помнит школьный курс истории, вспоминают самое драматичное событие в эпоху его правления - стояние на реке Угре, которым фактически закончилось 300-летие монгольского ига. Чуть глубже знакомые с историей назовут строительство Кремля (руками итальянских зодчих, к слову), а также пресловутое  «собирание земель» - придя к власти московским князем, фактически одним из многих удельных князей, Иван III оставил мир царем большой страны, объединившей веками разрозненные русские земли.

Но как по мне - не менее важным его наследием стал Судебник.

Иван III собрал самые светлые умы своего времени, чтобы создать общерусский правовой документ, установивший единые правила и законы для всех в границах своей державу. В 1497 г. такого комплексного документа не было даже в Англии и Франции, задававших тон в Европе. Судебник стал тем цементом, который скрепил вновь создаваемое - в том числе кровью (см. московско-новгородская война или тот же поход на Пермь) государство.

И сегодня, когда доверие к судам в российском обществе, увы, предельно низко, стоит об этом вспомнить.

Евгений СЕРКИН

Поделиться