Вы и мы
Министр строительства и ЖКХ Вячеслав Лежнин об очистных в Обнинске и перспективах ремонта
Точка зрения
24.08.2023

Проблем в сфере ЖКХ в Обнинске хватает. Например, неприятный запах, основными причинами которогостали изношенный старый коллектор, очистные сооружения и частные канализационные насосные станции. Обо этом и многом другом мы поговорили с министром строительства и ЖКХ Калужской области Вячеславом Лежниным. Ведь он, как никто другой, в курсе не только всех коммунальных трудностейпервого наукограда, но и того, какие меры принимаются, чтобы их решить.

 

-Вячеслав Вячеславович, в последнее время возросло количество жалоб на неприятные запахи в городе. С чем онисвязаны?

-  Основная проблема в первой, старой линии очистных. Ее износ более 70%. Строго говоря, со времени строительства очистных не только выросло количество жителей Обнинска, но изменились и сама среда. Например, стала более агрессивной «химия» (в том числе, бытовая), стоки стали концентрированнее, что также внесло негативный вклад. Были трудности с финансированием ремонтов, особенно в 1990-е. Так что на сегодняшний день очистные работают на пределе своих возможностей. А старую линию очистных никак не модернизировали и капитально не ремонтировали с момента постройки.

- Подождите, но у нас ведь две линии очистных?

- Совершенно верно. Вторая линия была введена в эксплуатацию 2017 году с целью увеличить производительность сооружений, в том числе и для того, чтобы старые можно было «вывести» и заняться их ремонтом - работать в комплексе. Но очистные работают только в комплексе, это единый «организм». И при наличии новой линии нужно, тем не менее, чтобы хорошо работала старая - первая. Для этого её необходимо привести в порядок.

- А что мешало сделать это раньше?

- Отсутствие финансирования. По этой же причине при строительстве новой линии городу пришлось вводить инвестнадбавку для жителей - без этого построить ее было невозможно. А на старой линии ситуация «заморозилась». Денег хватало только на то, чтобы провести плановые работы, и то с трудом. И именно с накопившимися там проблемами связаны неприятные запахи, исходящие от очистных, которые чувствуют жители, особенно Старого города.

- Что нужно сделать со старой линией?

- Старой линии необходима модернизация. Именно поэтому было принято решение о заключении концессионного соглашения с «Русатом Инфраструктурные Решения». Получить финансирование в таких размерах, в которых требовалось, иным способом, кроме привлечения инвестора, нереально - мы перебрали все возможные варианты. Так что данное решение было своевременным и правильным. Подобрали надежного партнера -«дочку» Росатома, который рассматривает Обнинск как один из ключевых городов своего присутствия и планирует здесь много масштабных проектов.

- То есть работу инвестора вы держите на контроле?

- Конечно, и городские, и региональные власти в курсе всех шагов и планов инвестора. РИР уже ведет работы на очистных. Но весь комплекс мероприятий, которые предусмотрены соглашением, требует времени. Когда онбудет выполнен, жители смогут забыть о неудобствах. Пока же, к сожалению, трудности возможны.

- В РИР говорят, что проблема запаха связана не только не только с очистными, но и с коллектором. Это так?

- Да, совершенно верно. С начала года на  магистральном хозфекальном коллекторе произошло восемь провалов. На очистные попал грунт - это сказывается на технологических процессах. Кроме того, из открытого коллектора тоже идет запах. Но ремонт ведется.

Хочу подчеркнуть, что Обнинск никогда не оставался в стороне от проблемы с изношенным коллектором. С конца 2000-х город каждый год менял небольшие участки. Удалось построить новую ветку от очистных до Привокзальной площади. Дальнейшие 4 километра построит уже РИР до конца 2025 года.

- Проблемные очистные - беда только Обнинска или всей области?

- Всей Калужской области. Сейчас мы постепенно решаем эти наболевшие вопросы. В этом году наконец-то введут в эксплуатацию очистные в Ермолино, Детчино и Юхнове. Эти объекты финансируются с привлечением федеральных средств. Также пять очистных сооружений будут отремонтированы по области за счет специального казначейского кредита. Область участвовала в конкурсе проектов и их включили в федеральную программу. Для Обнинска, с учетом необходимых объемов вложений, сложности объектов и того, что инфраструктурный кредит город получил на реформирование общественного транспорта, единственным вариантом было концессионное соглашение - и его заключили. Так что ведетсяплановая и системная работа.

Поделиться