журнал

9 января Валентина Авдеева, министр финансов Калужской области, выступила на заседании правительства с отчетом об исполнении регионального бюджета за прошлый год. Итоги пока предварительные, но все равно очень бодрые: по словам министра потратили почти все, что планировали потратить. И даже немного больше. Последнее не сильно огорчительно, потому что налогов и сборов нагребли еще больше. Бюджет-2023 изначально планировался дефицитным, но по итогу удалось свести дебет с кредитом.
Валентина АВДЕЕВА:
- По оперативным данным, доходы областного бюджета за 2023 года исполнены в сумме 91,4 млрд. рублей, или 107 процентов от уточненного годового плана. Налоговые и неналоговые доходы получены в сумме 72,7 млрд. рублей. Рост по сравнению с 2022 годом - 14 %. Расходы составили 91,4 млрд. рублей.
Упоминание о том, что годовой план был уточненный - важное.
Это означает, что пресловутые проценты выводили не от тех цифр, которые депутаты Заксобрания приняли в конце 2022 г., а от тех, с которыми область приблизилась к завершению года.
И тут мне стало интересно - а насколько хорошо у нас прогнозируют в финансово-экономическом блоке правительства? То есть насколько цифры бюджета, принятого в первоначальном виде, до первой и последующих корректировок, совпадают с итоговыми? То есть с реальными сборами и тратами?
А то ведь каждый год принимаем трехлетний бюджет, а смысл в этом, если даже на текущий год точного прогноза не получается? Или получается?
Увы, ответ отрицательный. Не получается.
Смотрим закон Калужской области о бюджете на 2023 г. от 1 декабря 2022 г.:
- доходы - 76,2 млрд. рублей (а собрали в итоге 91,4 млрд.);
- расходы - 80,94 млрд. (а потратили в реальности 91,4 млрд);
- дефицит 4,7 млрд. рублей (а дефицита нет).
Чувство несколько двоякое. С одной стороны мы видим, что правительство показало себя с хорошей стороны: в области собрали на 15,2 млрд. рублей больше доходов, чем планировали, а дефицитный изначально бюджет свели к бездефицитному! Отлично!
... но в то же самое время мы видим, что планирование и прогнозирование, увы, в регионе на весьма низком уровне.
Расхождение прогнозов и реальности составило 15-17%, а это значительно. И, возможно, сигнализирует нам о некоторых манипуляциях. Либо цифры занижаются, чтобы потом подгоняться под объективную реальность, любо специалисты плохо понимают ресурсы и потенциал области.
Евгений СЕРКИН