журнал
Даже если потребитель знает свои права, отстоять их порой бывает не так просто. В нашу редакцию время от времени обращаются граждане с теми или иными вопросами, касающимися данной проблемы. Разъяснения нам дают специалисты Роспотребнадзора и Управления потребительского рынка, транспорта и связи обнинской городской администрации.
ДЕНЬГИ КЛИЕНТКЕ ВЕРНУЛИ
Есть перечень товаров, не подлежащих возврату, и в него, как известно, входят лекарства. Но обратившаяся к нам читательница еще перед Новым годом приобрела в одной из аптек средство для промывания носа, которое оказалось негодным для употребления.
– Само средство проверенное и мне оно всегда помогало, но в этот раз оказался сломанным клапан на аэрозольном баллоне, позволяющий регулировать подачу лечебной жидкости в нос. При нажатии на него содержимое баллона буквально выливалось со всех сторон, а не распылялось в одну сторону, как это должно быть, – рассказала нам покупательница.
Все бы ничего, если б средство было дешевым, но оно оказалось достаточно дорогим, чтобы просто выбросить его и купить новое. Да и где гарантия, что второе не окажется таким же бракованным?
В Роспотребнадзоре пояснили, что в этом случае прием товара назад и возврат денег возможен, ведь его брак может установить экспертиза. Потребитель даже имеет право участвовать в проверке качества этой покупки.
Важно то, что в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу за свой счет. Если же клиент не согласен с ее результатами, он имеет право оспорить заключение в судебном порядке. Но в том случае, если будет установлено, что недостатки возникли по вине потребителя, он должен возместить расходы за проведение экспертизы.
Эту информацию мы донесли до нашей читательницы, и она обратилась в аптеку с соответствующим заявлением. Баллончик с лекарством взяли на экспертизу, и примерно через месяц стало известно, что клиентка была права – брак подтвердился. Деньги ей вернули.
А ЕСЛИ ПОТЕРЯЛСЯ ЧЕК?
Случай этот далеко не типичный. Большинство наших граждан в такой ситуации никуда не обращаются и даже не пытаются вернуть свои деньги назад. «Ну, не повезло», – рассуждают они, не выказывая желания отстаивать свои права. Хотя обменять или вовсе вернуть можно даже качественную покупку.
Хотелось бы напомнить, что согласно закону «О защите прав потребителя» клиент вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, который ему его продал, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Но сделать это можно в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. А также при условии, что приобретенная вещь не была в употреблении, сохранены ее товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.
Что касается товарного или кассового чека, то их отсутствие у покупателя не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания – покупку могут подтвердить свидетели. Кроме того, продавцу не составит труда восстановить чек из памяти фискального накопителя. Так что и потерянный чек сейчас не является проблемой. Свои права потребитель может отстоять даже в этом случае.
Для сдачи вещи, купленной в Интернете, нужно проверить, есть ли на сайте магазина информация, как это сделать. Если нет, способ потребитель выбираем сам. Это может быть пункт самовывоза, почтовое отправление с уведомлением о вручении и описью. Причем расходы на возврат товара несет покупатель, а не продавец. Если продавец своими силами организовал возврат товара, то он вычтет соответствующую сумму из возвращаемых покупателю денег.
Инна Емелина