Вы и мы
Обнинский театр Веры Бесковой молод и полон планов на будущее
Культура
28.03.2024

Осенью 2024 года театральная общественность наукограда отметит сразу два юбилея, значимых для культурной жизни Обнинска. Это 100-летие Веры Бесковой и 70-летие театра ее имени. Каждый год обнинские актеры готовили не меньше двух премьер. А это значит, что в репертуаре обнинского театра было не меньше 140 спектаклей!

Наукоградцы разных поколений запомнили свои самые любимые и самые яркие спектакли. У каждого времени свои темы, свои образы и свои герои. Неизменным остается только одно: любовь жителей Обнинска к своему театру и безмерное уважение к людям, которые творили его историю.

 

УШЕДШИЕ МГНОВЕНЬЯ ИЗ ЖИЗНИ ОБНИНСКОГО ТЕАТРА ОЖИВУТ

Сегодня театр Веры Бесковой возглавляет Елена Черпакова. Елена Валерьевна трепетно сохраняет традиции легендарного театра и охотно рассказывает о ближайших планах.

- Мы планируем отметить юбилеи с 27 сентября по 1 ноября. В Большом зале нашего музея Обнинского будет открыта выставка, которая будет включать в себя эскизы к спектаклям разных лет, - рассказывает режиссер Елена Черпакова. - Там будет стенд, полностью посвященный Вере Петровне, ее творческому пути. Сейчас мы готовим это мероприятие с нашими художниками, с музейными работниками.

А 7 ноября в музее пройдет необычная ночь искусств. Будет подготовлено тематическое мероприятие, оно будет внутри выставки, посвященной Вере Бесковой.

Зрители увидят ожившие сцены из жизни театра.

На доме, где жила Вера Бескова будет установлена мемориальная табличка. Доска уже заказана, разрешение на монтаж получено. Осталось только определиться с датой установки и открытия.

 

СОХРАНИМ АТМОСФЕРУ СПЕКТАКЛЯ «ЖЕНИТЬБА»

Еще одним памятником работе театра станет «Женитьба» Гоголя - восстановленный спектакль, который был сделан Верой Петровной на шестидесятилетие театра.

- Мы долго выбирали, какой материал нам взять для празднования юбилея, - рассказывает Елена Валерьевна. - Сошлись на том, что в спектакле «Женитьба» сходится работа трех больших творческих личностей. Доломанов Юрий - московский художник, сценограф, с которым Вера Петровна работала. Музыку к этому спектаклю писал Аркадий Александрович АРЗАМАСЦЕВ. И сам спектакль сделала Вера Петровна. Всех троих этих замечательных творческих людей уже с нами нет.

Но будет полностью сохранена стенография Доломанова, которая была сделана им с Верой Петровной. Актеры будут играть и новые, и старые.

- Постановка будет другая, но вот атмосферу спектакля мы сохраняем полностью. Вот так вот мы решили, это были долгие переговоры внутри труппы с администрацией Дворца культуры.

 

СЕКРЕТ ВЕРЫ БЕСКОВОЙ

Понятно, что для любого театра очень важен репертуар, и если классические пьесы находятся во всеобщем доступе, то качественные современные пьесы – дефицитный товар во все времена.

Вера Бескова умела не только ставить, но и добывать свежие пьесы. А это в те времена было непросто. Как ей это удавалось? Секрет раскрыл Владимир Жарский.

- Всегда выписывали журналы «Современная драматургия», «Театр». Все вместе читали, выбирали пьесы. Заказывали пропуск в театральную библиотеку, ездили в Москву, выписывали интересующие пьесы, - вспоминает Владимир Алексеевич.

- Вера Петровна всегда считала, что театр должен идти в ногу со временем, отражать действительность, современность, поэтому в репертуаре наряду с классическими произведениями всегда шли пьесы современников, - говорит Елена Черпакова. - Старожилы вспоминают, что «Таня» Арбузова вышла с разницей в несколько месяцев с премьерой в Театре на Таганке. И так очень многие пьесы: «Разгром» Радзинского, например.

Наш театр всегда осуществлял эти постановки со столицей практически ноздря в ноздрю, - рассказывает Елена Валерьевна.

 

СПЕКТАКЛИ БЕСКОВОЙ СМОТРЕЛ ВЕСЬ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ!

Своими постановками обнинский театр радовал не только земляков. Во времена расцвета «Средмаша» с особо удачными спектаклями гастролировать нашему театру удавалось по разным городам. - По профсоюзной линии они возили свои спектакли и в Абхазию, и в Ригу. Куда только не ездили!

Да и как же не гастролировать, если работа «Мамаша Кураж и ее дети» по Брехту стала победителями Всесоюзного смотра телевидения и радио. С этим спектаклем обнинские самодеятельные актеры ездили и на телевидении, и на радио. Радиопостановку вся страна слушала по радио, а телевизионная съемка транслировалась по центральным каналам. Их в те времена было два. Так что не всякий профессиональный театр получал такую возможность: иметь своими зрителями весь советский народ.

Неудивительно, что тогдашние актеры обнинского любительского театра не особо стремились в профессионалы.

- У Людмилы Жарской спрашивали, почему она не пошла учиться в театральное училище, не попробовала стать профессиональной актрисой. А она отвечала, что вряд ли в профессиональном театре ей удалось бы сыграть столько больших и интересных ролей, - рассказывает Елена Черпакова.

 

ДЕНЬ НЫНЕШНИЙ И ДЕНЬ МИНУВШИЙ

Как формируется театральный репертуар?

- Как тогда, так и сейчас, репертуары настоящих театров составляются из классических произведений и произведений сегодняшнего дня. Это хорошая традиция, и зачем ее менять? Это единственный правильный ход развития театр. Если уйти только в современное творчество, ты так или иначе станешь конъюнктурным. Если ставить одну классику - ты станешь архаичным. Нужно совмещать, смотреть на давнее время, на наше время. Это интересно, и это делает нас какими-то более глубокими, проблемы показывается всеобъемлюще.

 

ПРОСТО КОСМОС!

О правильности выбора пьес обнинским театром свидетельствует еще один очень интересный факт.

- В современном мире я заметила такой момент, что как только мы берем пьесу в работу, она тут же всплывает в репертуарах других театров страны. Так было с пьесами «Дядюшкин сон» и «Мышеловка», так же случилось и с «Грозой», - удивляется Елена Валерьевна. - И если эта пьеса «всплывает», значит, она действительно «попадает» в сегодняшнее время, значит, проблемы, которые в ней заложены, актуальны. Какой-то вскрылся сейчас во временном континууме пласт, где нужна «Гроза», и надо ее много. Надо ее показывать. Мне кажется, это какая-то космическая история.

Общее информационное пространство или идеи, которые реально витают в воздухе, – кто знает, что подсказывает режиссеру выбор пьесы! Скорее всего действительно просто Космос.

 

ПЕРВЫЕ 35 ЛЕТ РАЗДЕЛИЛИ НА 4 ПЕРИОДА

В восьмидесятые годы прошлого столетия было принято все упорядочивать, деля историю на периоды. В то время, 35 лет назад, отмечая 35 лет со дня рождения театра, театральные критики поделили историю обнинского театра на 4 периода с четырьмя поколениями актеров.

1 период – 1954-1963 годы, спектакли «Иркутская история» Арбузова, «Океан» Штейна. Это актеры Л. Дольская, А. Сурова, Н. Вьюнникова, 3. Новикова, В. Макаров, В. Быковский, Ю. Егоров, В. Климов и другие.

2 период — 1963—1972 годы, от «Мамаши Кураж» Б. Брехта до «А зори здесь тихие» Б. Васильева. Это актеры: Т. Бологова, Т. Метелкина, Л. Смирнова, В. Акинин, В. Дворцов, Л. Леонов, В. Ломазов, С. Кузнецов, Н. Серегин, Н. Заеленков.

3-й период — 1972—1981 гг. — от «Валентин и Валентина» М. Рощина до «Синие кони на красной траве» М. Шатрова. Это актеры: М. Долганова, Г. Дорофеева, Н. Ефремова, А. Иванец, А. Бойцова, О. Воронцова, О. Маханько, В. Волошин, Г. Грамолин, Л. и В. Жарские, Г. Сунцов, В. Упоров.

И 4-й период - с 1981 г. — от «Остановите Малахова» А. Аграновского до «Звезды на утреннем небе» А. Галина. Это актеры: Л. Калинина, О. Мартынюк, А. Рыжонкова, Л. Пономарева, В. Бабенко, О. Демидов, С. Процуков, А. Турукин, А. Сейфульмулюкова, А. Якименко, В. Буймисторов.

 

СТРОКИ ИЗ ПРОШЛОГО

Советские историографы театра 35 лет назад писали: «35 лет - большой срок и в жизни актеров. И интересно следить по годам за тем, какие роли играют актеры. Например, Зоя Новикова, игравшая в 1964 году героиню пьесы Радзинского «104 страницы про любовь» Наташу, в 1979 году играет Пелагею, мать Альки, в спектакле «Пелагея и Алька» Ф. Абрамова, а в 1983 году — бабку Милены, Дариду в «Диогене» Рацера и Константинова.

Время идет, меняется возраст героинь, а мастерство, яркость таланта не убывают.

За эти годы появились в театре и свои театральные династии. В пятидесятых годах играл в театре А. В. Матвеев, потом пришла в театр его дочь Н. Вьюнникова, а сейчас играет в театре и ее сын Д. Заеленков.

Одним из старейших актеров является Ю. Егоров, одно время в театре играла его старшая дочь Светлана (очаровательная Ворона в «Снежной королеве» Е. Шварца), а сейчас младшая дочь Маша дебютировала в сложной психологической роли Маши в спектакле «Звезды на утреннем небе» А. Галина.

А Людмила и Володя Жарские не только играют в театре, но и успевают растить двух сыновей, пока постоянных зрителей детских спектаклей. Прекрасным музыкальным оформлением спектаклей мы обязаны А. Облеухову, а его сын Роман — один из представителей нашего молодого поколения».

С тех пор прошло еще 35 лет. «Людмила и Володя Жарские» вырастили сыновей, но продолжают выступать на театральных подмостках. Театр пережил лихие девяностые, относительно спокойные нулевые и десятые годы 21 столетия и теперь отмечает юбилей в своем очередном периоде, уже без своего известного режиссера Веры Бесковой, талантливого и скромного актера Виктора Упорова, оставившего нас в марте нынешнего года, но с талантливой и трудолюбивой Еленой Черпаковой.

Можно долго говорить о театре, его радостях и горестях, творческих успехах и повседневных трудностях. Но главное — обнинский народный театр молод был и в 35 лет, и сегодня - в свои 70 лет.

 

ТЕАТР – ЭТО БОЛЕЕ СТА ПРОФЕССИЙ

Для одних Народный театр - это увлечение на всю жизнь, для других стартовая площадка в профессию.

- Всего околотеатральных профессий больше ста, - рассказывает Елена Черпакова, режиссер театра Веры Бесковой. - Мы ребятам прививаем понимание этого. Уже несколько лет работаем по схеме, которая мне кажется максимально педагогически удачной.

 

СЦЕНАРИСТЫ, ХУДОЖНИКИ, КОСТЮМЕРЫ

- Из моей студии уже выпорхнул один актер, Рома Ланин, сейчас учится в Ярославле, - говорит Елена Валерьевна. – Дарья Шишлякова тоже актриса, сейчас она учится на режиссерском отделении. В этом году собираются поступать ребята из студии.

Но театр – это не только актерство. Здесь может себя реализовать человек с любым видом мышления.

Очень показательна в этом плане работа режиссера с театральной студией и подготовка спектакля «Волшебник Изумрудного города».

- Мы берем произведение, с ребятами его обсуждаем. Решаем, какие сцены хотели бы видеть в спектакле, что интересного в этих сценах? Ребята узнают все этапы создания спектакля: от написания сценария до изготовления реквизита, костюмов. Я так делаю сознательно, чтобы ребята видели и знали, что вокруг театра есть масса профессий сопутствующих. Это и художники по костюмам, по свету, по звуку. И я даю им возможность поискать музыкальный и художественный материал.

Задача это непростая, здесь проявляется и вкус юных актеров и художников, и их предпочтения, и проблемы, которые волнуют подрастающее поколение. И очень приятно, когда ребята отдают предпочтение классическим решениям.

- На что мы опираемся, когда ищем художественный материал? В «Волшебнике Изумрудного города» мы взяли за основу иллюстрации, книжки, которые мы все с вами еще в Советском Союзе читали. По иллюстрациям художника мы изготавливаем костюмы.

 

ПОСТИЖЕРЫ, ГРИМЕРЫ, РЕЖИССЕРЫ

Каждый студиец может попробовать себя в самых разных специальностях: они знакомятся с работой бутафорского цеха, занимаются изготовлением постижерских усов, бород и прочего.

- Ребята с удовольствием придумывают грим. Мы ищем какие-то блестки и ресницы, и девчонки с удовольствием гримируют всю труппу. Они учатся понимать, как меняется лицо, как глаза удлинить, нос сделать страшный. Это дает возможность не только актерски самовыразиться воспитанникам нашей театральной студии.

Очень важно именно в юности попробовать себя в самых разных видах деятельности, узнать, к чему молодой человек имеет склонность.

- Кто-то занимает позицию ближе к режиссеру, придумывает, как сделать ход той или иной сцены. И я уже понимаю, кто к чему более склонен, и говорю, вот это у меня сидит художник, вот сценограф, а это - будущий режиссер. Кто-то хорошо работает руками и может клеить, шить. И это тоже важно, потому что театру необходимы и те, кто придумывает, и те, кто воплощает идеи в жизнь.

Какую профессию ребята выберут – время покажет, но театр дарит им новые знания и счастливые мгновения открытия самих себя.

- Я верю, что через 10 и через 15 лет у нас будут ребята, которые выберут театр своей профессией, свои сценографы и костюмеры. Театр - это не обязательно актерство, он многообразен, - уверена Елена Черпакова.

Рената Белич

Поделиться