Вы и мы
Впервые в истории Обнинска: иностранные студенты-ядерщики практикуются на БФС
Обнинск.ТЕХ
25.07.2024

Известная отраслевая задача - предоставление стендовой и экспериментальной базы для подготовки студентов технических направлений, которые очень востребованы в организациях Госкорпорации на территории Российской Федерации и на площадках, где «Росатом» сооружает различные объекты за рубежом. И вот уже впервые за всю историю ИАТЭ и ФЭИ сорок один иностранный студент смог пройти практику на экспериментальной базе Физико-энергетического института (ГНЦ РФ - ФЭИ, входит в научный дивизион Росатома).

Пилотный проект реализуется в рамках Международного научно-образовательного центра ядерных и смежных технологий «Обнинск.Тех». И это настоящий прорыв в атомном образовании.

 

ПРОБА ПЕРА СОСТОЯЛАСЬ

- Между ИАТЭ и ФЭИ подписан договор на оказание услуг в части проведения практик. Он не конкретизирует ни количество обучающихся, ни страны, из которых они приезжают. Для нас важны студенты различных направлений подготовки и образовательных программ. В этом году прошла проба пера на 2 группах. Студенты из 9 стран прошли практику в государственном научном центре, - говорит руководитель практики Владислав ЧЕРНЕЦКИЙ.

Для прохождения практического модуля в ФЭИ были направлены иностранные студенты 3, 4 и 5 курсов обучения - бакалавры, специалисты и магистры. Они обучаются по следующим направлениям: «Ядерная энергетика и теплофизика», «Автоматизированные системы управления», «Радиационная безопасность», «Теоретическая и экспериментальная физика ядерных реакторов», «Эксплуатация АЭС», «Ядерная физика и ядерные технологии».

Все это разнообразие стран, направлений и курсов создало немалые трудности, которые удалось достойно преодолеть.

 

ПРЕПОНЫ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ ПРЕОДОЛЕТЬ УДАЛОСЬ ЧЕРЕЗ 14 ЛЕТ

Пожалуй, дольше всех ждала исполнения проекта заместитель генерального директора АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» Наталья АЙРАПЕТОВА.

- 14 лет у меня ушло на то, чтобы воплотить этот проект в жизнь. И сейчас это удалось, - признается Наталья Германовна. - Были сложности на уровне законодательства, из-за которых было сложно вовлекать иностранных студентов в реальную практику.

- Как же удалось преодолеть запреты?

- Специалисты Физико-энергетического института, объединив требования с точки зрения законодательства и режима предприятия, нашли компромисс для реализации этого проекта.

 

ПРОБЛЕМЫ ЛОГИСТИКИ ЗАНЯТИЙ

- Практика двухнедельная, проходила на стендовой базе ФЭИ и сочетала лекционную, практическую и лабораторную части, - добавляет  Владислав ЧЕРНЕЦКИЙ. - Логистика занятий была построена таким образом, чтобы сначала подтянуть знания младших курсов к знаниям старших, а затем дать практические навыки в области атомной энергетики, которые будут востребованы всеми обучающимися студентами. Я считаю, мы справились.

 

ОБУЧЕНИЕ ВЕЛОСЬ НА ДВУХ ЯЗЫКАХ

Практикантов поделили на две группы: в одной были изучавшие русский язык, а во второй - те, кто практически не говорит на русском. Впрочем, выучить за год русский язык проблематично даже для очень старательных студентов, поэтому зачет по практике принимали на двух языках.

Большое разнообразие стран радует организаторов, но создает сложности для преподавателей. Тем не менее, молодые люди из стран, с которыми сотрудничает «Росатом», с интересом осваивают новый практический материал.

Девушки из Руанды, бывшей французской колонии, говорят, в основном, на французском, русского языка в активе совсем немного. Пригодилось знание французского языка одним из преподававших специалистов.

- У кого-то только английский или французский, у кого-то русский. Приходилось комбинировать, чтобы было продуктивно и интересно. Для нас это тоже новация, - рассказывает Наталья АЙРАПЕТОВА,

Специалисты Физико-энергетического института передавали иностранным студентам не только знания и профессиональные умения, но и культуру выполнения практических работ. И надо отметить, что сочетать профессию ученого с преподавательской деятельностью - это совсем непростая задача даже для опытнейших специалистов института.

 

ВОТ ТАК ВОПЛОТИЛАСЬ ЗАДУМКА

- Студентам, среди которых были бакалавры, специалисты и один магистр, все очень понравилось, - рассказывает Наталья Германовна. - Я попросила, чтобы они обязательно позвонили своим родителям во все свои страны и рассказали о том, что они прошли такой важный этап своего обучения. Действительно, ребята впервые увидели, что такое дозиметрия, поработали с уникальными приборами.

Обычно максимум, что показывали студентам - это экспонаты в отраслевом мемориальном комплексе «Первая в мире АЭС», а здесь - реальное вовлечение, реальная практика на реально действующих объектах, и это случилось впервые в истории института.

 

А ЧТО ОСТАЛОСЬ НА ПАМЯТЬ В ДОПОЛНЕНИЕ К ЗНАНИЯМ?

Теплые воспоминания и розы!

Для первой группы из 25 человек институт закупил саженцы роз, и в предпоследний день занятий студенты высадили цветы возле Комплекса быстрых физических стендов, где проходила основная часть практики. Генеральный директор ФЭИ Андрей Александрович Лебезов принял участие в процессе высадки роз вместе со студентами.

А на следующий день ребятам вручили сертификат, подтверждающий, что они прошли практику.

Сертификаты об окончании 2-недельной практики студентам стран-партнеров Госкорпорации «Росатом» вручила заместитель генерального директора АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» Наталья Айрапетова.

 

РАССТАВАЛИСЬ СО СЛЕЗАМИ

- Я очень надеюсь, что именно здесь вы получите импульс, который позволит достичь успехов в вашей дальнейшей карьере, - сказала Наталья Германовна.

Вторая группа практикантов тоже вскоре получит сертификаты об окончании обучения.

- Я педагог более чем с двадцатилетним стажем. Конечно, как преподаватель я очень довольна. Все наши преподаватели довольны. Ребята замотивированы на учебу, - говорит Наталья Айрапетова. - За две недели практики ребята так подружились между собой и с преподавателями, что даже плакали, когда расставались.

- Я считаю этот практический курс победой для нашего атомного депутата Геннадия СКЛЯРА и всей городской администрации. Такого еще не было: чтобы 41 человек за лето при непрерывности производственного процесса прошли такое обучение.

Это первый шаг.

Рената БЕЛИЧ

Поделиться