журнал
Первый ректор обнинского ИАТЭ НИЯУ МИФИ, профессор, доктор физико-математических наук, первый председатель Обнинского городского Собрания Юрий Казанский известен всему наукограду. Поэтому у кого, как не у него взять интервью в год 70-летия пуска Первой АЭС, 30-летия местного самоуправления и организации клуба выпускников в его честь?
Юрию Алексеевичу уже 93 года, фактически без пяти минут вековой юбиляр. Но даже несмотря на почтенные годы, в его глазах до сих пор горит огонь. Он с удовольствием рассказывает о своей жизни, делится воспоминаниями. А потом, вдруг осекается и как будто виновато отмечает, что, наверное, слишком много говорит о себе.
УДИВИТЕЛЬНОЙ СКРОМНОСТИ ЧЕЛОВЕК!
- Вы же легенда, Юрий Алексеевич, - говорю ему я.
- Я? Да кто вам это сказал? - он почти спорит со мной, но потом мягко улыбается и «сдается». Ведь действительно легенда.
В Обнинск Юрий Казанский попал совершенно случайно. В его жизни, вообще, очень много случайностей.
- Я даже не могу сказать, что к чему-то стремился, прикладывал множество усилий, оно все как-то само получалось, - говорит Юрий Алексеевич.
Будучи юношей молодой Казанский видел себя в роли поэта и писателя. Говорит, парочка его виршей даже были опубликованы. Но лучшим своим произведением считает стихи о любви.
- Я рассуждал так: надо идти учиться в мореходку, там много свободного времени, смогу писать и развивать талант, - говорит Юрий Алексеевич.
Идее с мореходкой не суждено было сбыться, так как тогдашний друг Юрия Казанского назвал его «дураком» за мысли, что будет много свободного времени, и потащил за собой в Москву поступать. Аттестат у будущего ученого был вполне приличным, школу он окончил с серебряной медалью. Так Юрий Казанский стал студентом «Бауманки», а через пару лет его и еще с десяток студентов, отличившихся в учебе, перевели в ныне известный МИФИ.
«Бауманка» в пятидесятые - место, где учился Юрий Казанский |
В 1954 году Юрий Казанский попал в Обнинск, в «Лабораторию В». В тот самый год, когда запускали Первую в мире АЭС. Да не просто попал, а был непосредственным свидетелем «волшебства»!
- Не удалось поучаствовать в запуске этого реактора, зато другой запустил! Вообще, в ФЭИ меня сразу поставили на разработку радиационной защиты для небольших свинцово-висмутовых реакторов. Преуспел. Стал старшим научным сотрудником, защитил кандидатскую диссертацию, опубликовал две работы и получил медаль «За трудовое отличие», - рассказывает Юрий Алексеевич.
Далее ученый пустился в описание лабораторных опытов и экспериментов, в которых даже кастрюля с водой могла использоваться! Говорил долго, с упоением. Мне, далекому от физики человеку, была непонятна половина его рассказа, но слушать было весьма интересно. Видно, что Юрий Алексеевич горит своим делом до сих пор. Причем, как он сам потом скажет, «артистичность никуда не делась», поэтому и получается так вдохновлено о науке говорить. Как будто стихи читает.
Зарождение ИАТЭ НИЯУ МИФИ |
- Как вы стали ректором ИАТЭ НИЯУ МИФИ?
- Случайно! Это в 1984 году было.Был праздник и мероприятие для ядерщиков. Ну, конечно, все выпили, беседовали обо всем и ни о чем. И тут мне гендиректор ФЭИ Олег Казачковский заявляет: «Юра, а не хочешь ли стать ректором института?». Тогда как раз шли разговоры о том, чтобы в Обнинске построить филиал МИФИ. А что Юра? Юра пошутил, мол, что от него избавиться хотят и заодно согласился, но с условием сохранения прежней зарплаты, - вспоминает Юрий Казанский.
Тогдашняя зарплата у Казанского в ФЭИ была довольно большой - 600 рублей. Приличные деньги, на которые можно было неплохо жить.
- Да и вы сами подумайте. Вот приду я к жене и скажу: знаешь, Люся, я теперь ректор целого института, правда, зарплата почти в два раза меньше. И куда бы я пошел потом вместе с этими заявлениями? - смеется Юрий Алексеевич.
Шутки-шутками, а зарплату Казанскому организовали какую он просил. Причем, тогда существовал закон, что педагогический состав должен получать лишь на 20% меньше. Считайте, и себя, и других обеспечил.
- Когда я стал ректором института, я понял, что института-то никакого и нет! Ни кадров, ни денег, ни площадей. Один только ректор Юра Казанский! Пришлось воспользоваться научным авторитетом. Я же был тем, кто запускал первый реактор БН-600, и вот это и помогло найти деньги для ИАТЭ, - говорит Юрий Алексеевич.
Благодаря первому ректору ИАТЭ Юрию Казанскому институт вышел на лидирующие позиции и входил в список лучших вузов страны |
Многие до сих пор не понимают, как Казанскому это все удалось: построить два корпуса, спортзал, библиотеки, общежития. Честно говоря, он и сам признается, что не очень понимает. Снова череда счастливых случайностей, удачных встреч, знакомств.
И педагогов он собирал сам лично. По крупицам. Звонил, уговаривал. Так, шаг за шагом и через восемь лет ИАТЭ заработал в полную силу. Юрий Казанский на посту ректора пробыл 15 лет - до 2000 года. И все это время институт был на самом лучшем счету в Минобре, входил в список лучших вузов страны. Что еще показательно, при Казанском в «лихие девяностые» ни разу не было такого, чтобы преподавателям задержали зарплату.
Для сегодняшнего ИАТЭ НИЯУ МИФИ Юрий Алексеевич Казанский - не просто первый ректор, любимый преподаватель, мудрейший человек. Он еще и лицо института. «Казанский - это бренд», - уважительно говорят о нем в клубе выпускников.
Клуб выпускников - объединение всех тех, кто когда-то учился в ИАТЭ НИЯУ МИФИ. Его создание было связано с личностью первого ректора института. Уже даже выпущены футболки с фотографией Казанского и цитатой: «Одна жизнь - тысяча историй».
Фотограф Алексей Назаров сумел точно передать дух Юрия Алексеевича: немного мечтательный, немного взбалмошный, серьезный и устремленный мыслями в будущее |
ВСЕ-ТАКИ ОПЫТ
В 1996 году Юрий Казанский стал первым председателем Обнинского городского Собрания. И снова - не по своей воле. Юрий Казанский свою кандидатуру не собирался выдвигать, но тогдашний мэр Александр Шубин его уговорил. Так на два года ученый стал немножко политиком.
- Вообще, когда дело уже шло к выборам, я передумал. Институт все-таки приоритетнее. Но Шубин уговорил!
Тогда весь депутатский корпус насчитывал всего семь депутатов, не то, что сейчас. Но и с ними надо было придумать, что делать и как работать! В итоге удалось наладить все. Смог убедить депутатов, что все дискуссии должны приводить к общему решению, что надо работать сообща, что не должно быть никаких разделений на лагери. Все вместе, все едины, - вспоминает Юрий Казанский.
Возглавлял Горсобрание Юрий Алексеевич в сложные для Обнинска годы. Экономика почти на нуле, проблемы с финансированием. Но снова Казанскому с коллегами каким-то образом удалось удержать и город на плаву и стать теми, кто разрабатывал программу развития Обнинска как наукограда.
- Но все равно политика - не мое, - честно признался Юрий Алексеевич. - Поэтому и не смог продолжить дальше. Вернулся в науку и был счастлив.
Родители Юрия Алексеевича: Алексей Алексеевич и Надежда Антоновна |
СОВЕТ ОТ КАЗАНСКОГО
Попросила у Юрия Алексеевича поделиться мудростью с молодежью. Дать какой-то жизненный совет. А он посмотрел на меня удивленными глазами и всплеснул руками.
- Да какой совет я могу дать. Вся моя жизнь - череда счастливых случайностей, как я уже и говорил. Надо давать советы, когда ты сам понимаешь, что много работал, старался. А я...я всегда относился ко всему просто, но с огромной любовью. Может, это и будет советом молодым? Относитесь к жизни проще, но любите свое дело!
А вот ученым хочу дать совет - если ставите опыты, делаете открытия - не забывайте все регистрировать! - назидательно подняв палец вверх, сказал Казанский.