Вы и мы
Руководитель ГЖИ региона Татьяна Тетерина: «Жильцы не должны оплачивать штрафы управляющих компаний!»
По сути дела
05.12.2024

Уходящий год оказался непростым для Государственной жилищной инспекции Калужской области: за несколько месяцев здесь сменился третий руководитель. С июля временно исполняет обязанности начальника Татьяна Тетерина, которая трудится в инспекции более 13 лет. Мы попросили Татьяну Юрьевну рассказать об особенностях проводимой сотрудниками ГЖИ работы в настоящее время и о том, какие изменения произошли в данной сфере за последние несколько лет.

 

КОЛИЧЕСТВО ОБРАЩЕНИЙ НЕ МЕНЯЕТСЯ

- Татьяна Юрьевна, что в работе ГЖИ является самым главным?

- Цели инспекции - недопущение нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, своевременное выявление и предупреждение нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, принятие необходимых мер по выявленным нарушениям. Главной задачей ставим себе - соблюдение управляющими компаниями сроков исполнения предписаний выдаваемых инспекцией, а в случае неисполнения выданных предписаний - обязательное привлечение УК к административной ответственности.

- С какими жалобами сейчас больше всего обращаются граждане?

- Основные темы обращений, поступающих в инспекцию, как правило, меняются. Это связано с сезонностью или какими-либо изменениями в законодательстве. Например, в октябре актуальны вопросы пуска тепла (температурный режим, прогрев радиаторов отопления, закрытие теплого контура здания в отопительный период). В зимний период времени граждан волнует уборка снега и наледи с крыш зданий, а также уборка и обработка придомовых территорий. В период оттепели или дождливую погоду отмечается рост жалоб, связанных с протечками кровли. Обычно в середине лета актуальны вопросы роста платы за жилищные и коммунальные услуги, поскольку принятие соответствующих актов, как правило, приходится на 1 июля.

- Число жалоб от граждан за 11 месяцев текущего года и за аналогичный период прошлого года сильно разнится? Обращений стало больше или меньше?  

- Число обращений в инспекцию в последние годы соизмеримо с текущим показателем. За 11 месяцев 2024 года по различным каналам связи нам поступило порядка 15 тысяч жалоб, и примерно столько же мы получали за аналогичные периоды прошлых лет. Все обращения в установленном порядке отрабатываются, в случае выявления нарушений управляющей компании выдается предписание с последующим контролем его исполнения и административной ответственностью в случае невыполнения.

 

ЗА СЧЁТ ПОЛУЧАЕМОЙ ПРИБЫЛИ

- В 2023 году в Калужской области лишили лицензий 15 управляющих компаний. Жители обрадовались такому исходу, так как эти предприятия плохо работали. Но некоторые из них сменили юрлицо, поменяли название и продолжили свою деятельность. Как бороться с этим явлением? Есть ли какой-то выход?

- Законодательством не ограничено право граждан на учреждение нескольких юридических лиц. Лицензионные требования, предъявляемые к соискателям лицензии, установлены федеральным законодательством. С момента вступления в силу лицензирования инспекцией направлялись предложения по совершенствованию этой процедуры и введению дополнительных требований.

Качество управления имуществом дома во многом зависит от жильцов. Именно общее собрание является основным органом управления. Жителям многоквартирных домов надо осознать, что общее имущество, которое обслуживает управляющая организация, принадлежит им, это их собственность. И качество содержания этого имущества зависит от самих собственников, от их финансовых возможностей и желания участвовать в этом процессе.

Не стоит ждать, когда орган местного самоуправления определит временную управляющую организацию или проведет открытый конкурс по определению управляющей организации, собственникам нужно брать дело в свои руки, активно участвовать в жизни дома, организовать собрание и выбрать ту управляющую организацию, которая будет взаимодействовать с жителями и эффективно выполнять свою работу.

Если в доме живут инициативные граждане, возможно рассмотреть вопрос о создании ТСН и осуществлять управление общим имуществом товариществом.

- ГЖИ имеет право оштрафовать УК за плохую работу. Но, как показывает практика, данные штрафы потом всё равно приходится оплачивать самим же гражданам: УК включает эти суммы в квитанции по оплате за ЖКУ. Вы видите какое-то решение данной проблемы?

- Предъявление управляющими организациями собственникам помещений в многоквартирных домах каких бы то ни было дополнительных платежей, в том числе и административных штрафов, назначенных таким управляющим организациям, без решения общего собрания собственников указывают на нарушение требований жилищного законодательства. А именно - части 7 статьи 156 ЖК РФ и пункта 17 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Управляющие организации оплачивают административные штрафы за счет получаемой прибыли.

Но хотелось бы отметить, что по поступающим в адрес инспекции обращениям граждан фактов предъявления собственникам помещений в многоквартирных домах административных штрафов, назначенных управляющим организациям, не выявлялось.

При обнаружении таких фактов инспекцией обязательно будут приняты исчерпывающие меры по восстановлению законных интересов граждан.

 

ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УК ИНСПЕКЦИЯ НЕ ПРОВЕРЯЕТ

- Недавно в Обнинске на руководителя одной нерадивой УК завели уголовное дело. Будет ли с Вашей стороны продолжена работа, направленная на выявление подобных фактов?

- Да, эта ситуация нам известна. Данная УК неоднократно привлекалась нами к административной ответственности. А отдельные материалы по ней передавались в правоохранительные органы.

- Имеет ли право ГЖИ проверять финансовое состояние коммунальных предприятий? В частности, УК. Нередко у граждан возникают вопросы, как потрачены их средства, а информация в большинстве случаев закрыта.

- Нет, государственная жилищная инспекция Калужской области осуществляет государственный жилищный надзор в установленной сфере деятельности исключительно в порядке, определенном императивными правовыми нормами, и только в пределах закрепленных полномочий. Проверка финансовой деятельности коммерческих юридических лиц, в том числе на предмет нецелевого расходования средств, а также движения денежных средств на лицевом счете многоквартирного дома, не относится к компетенции инспекции.

При выявлении инспекцией фактов нецелевого расходования денежных средств, собираемых управляющими организациями в качестве платы за содержание и ремонт общего имущества, информация и имеющиеся материалы направляются в правоохранительные органы для принятия мер реагирования.

В случае если у жителей имеются доказательства, подтверждающие неправомерное использование управляющей организацией денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме, целесообразно обращаться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы

 

КАК ПРИБЛИЗИТЬ СРОКИ КАПРЕМОНТА?

- Что бы Вы посоветовали жильцам, проживающим в старых домах, срок капитального ремонта которых наступит через 20-25 лет. Жилые здания могут разрушиться до этого момента, а некоторые нерадивые управляющие компании ничего не делают, чтобы сдвинуть эти сроки.

- Для начала напомню, что проведение работ по капитальному ремонту домов в Калужской области организовано в рамках реализации соответствующей региональной программы на 2014-2055 годы, которая сформирована на основании сведений о материале, типе и физическом износе конструктивных элементов многоквартирных домов, представленных органами местного самоуправления.  

В целях переноса сроков проведения капитального ремонта на более ранний период и включения работ в очередной краткосрочный план реализации региональной программы собственники помещений дома или УК от их имени могут представить в органы местного самоуправления заключение специализированной организации, подтверждающее физический износ конструктивного элемента, для подготовки предложений по актуализации региональной программы. Эта практика достаточно часто используется как жителями, так и УК.

Вместе с тем, необходимо помнить, что капитальный ремонт предназначен для продления срока эксплуатации жилищного фонда. Отдельные повреждения конструктивных элементов устраняются текущим ремонтом.

- В Обнинске был случай, когда из-за разрушившегося балкона погибли 3 человека, и на директора УК завели уголовное дело. Как можно предотвратить подобное? Ведь у нас еще много старых домов с хлипкими балконами.

- Балконные плиты, отнесенные к ограждающим несущим конструкциям, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость. С учетом технических особенностей этих конструкций балконные плиты отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме.

Предотвратить причинение вреда и здоровью граждан можно лишь осуществляя своевременный контроль за техническим состоянием и проводя плановые ремонтные работы.

В случае поступления в адрес инспекции обращений, связанных с ненадлежащим техническим состоянием балконных плит, по факту выявленных нарушений управляющим организациям выдаются предписания на их восстановление, а также проведение охранных мероприятий.

Вместе с тем, при капремонте фасадов в обязательном порядке производится ремонт всех балконных плит.

 

РУКОВОДИТЕЛЯМ УК НАДО БЫТЬ БОЛЕЕ ОТКРЫТЫМИ

- В Малоярославецком районе жители долго жаловались ГЖИ на состояние подвала, а управляющая компания забетонировала вход в него. Есть еще и вход с другой стороны дома, но правомерны ли такие действия?

- Сообщите точный адрес, и инспекция проведет соответствующие мероприятия для того чтобы разобраться в данном вопросе.

- Что бы Вы посоветовали жителям и руководителям управляющих компаний?

- Наверное, здесь вернусь к уже вышесказанному. Считаю, что жителям многоквартирных домов в первую очередь нужно осознать, что общее имущество, которым управляет управляющая организация, является их собственностью, а соответственно качество содержания этого имущество зависит от самих собственников, от тех финансовых вложений, которые они готовы понести на содержание такого имущества и от непосредственного желания участвовать в управлении общим имуществом.

А руководителям управляющих организаций хотелось бы посоветовать быть более открытыми и доступными для диалога с жителями домов, которыми они управляют. Потому что именно простое человеческое общение способно решить многие проблемные, острые вопросы, возникающие в процессе обслуживания многоквартирных домов.

Беседовала Инна ЕМЕЛИНА

Поделиться