Вы и мы
Директор ЗЦ «Новый ковчег»: Проблема не в собаках, а в коррупционерах!
Актуально
20.03.2025

После выхода в прошлом номере публикации «Нелегальные стаи губят наших детей!», посвященной проблеме бродячих животных, получили массу откликов от читателей. Мнения, как водится, полярные.

Кто-то требует решать вопрос максимально жестко - вплоть до возвращения практики отстрелов собак на улице, кто-то напротив считает, что во всем виноваты люди, и начинать решение «собачьего вопроса» следует с повышения ответственности владельцев домашних питомцев - конечно же, через введение драконовских штрафов.

Среди прочей корреспонденции было и письмо от директора зоозащитного центра «Новый Ковчег» Анна Могильнер. Не так давно ее активно привечал у себя глава администрации Вячеслав Лежнин.

Письмо большое, полностью опубликовать не можем, но отдельные выдержки считаем возможным дать, чтобы показать другой взгляд на ситуацию. Г-жа Могильнер уверена - проблема не в неэффективности действующего федерального законодательства, регулирующего собачий вопрос. Просто на местах воруют. А где не воруют - строят приюты, питомники, финансируют стерилизацию и биркование, там собаки на людей на нападают:

 

«... Программа ОСВВ (отлов - стерилизация - вакцинирование - возврат - Е.С.) работает во всех регионах России с 2020 г., а в некоторых (Нижний Новгород, Вологда, Ленинградская обл.) - еще раньше. За это время в 29 регионах заметно снизилась численность бездомных собак, а вместе с ней и количество покусов и нападений. Например, в одном из районов Московской области в 2021 г. было более 700 обращений в медицинские учреждения, а в 2024 - около 400.  Почему? Да потому, что ОСВВ работает!

В Нижнем Новгороде в 2014 г. учтено более 15000 бездомных собак, в 2018 - менее 3000. Работает? Работает. В Ленинградской области в разы снизилось количество покусов, случаев бешенства не наблюдали более 10 лет. Работает? Работает.

Почему же в Астраханской области, Якутии, Бурятии и подобных регионах нападают на людей, почему там стаи терроризируют население, а в Нижнем - нет? Может, там собаки другие? Более интеллигентные и воспитанные? Нет, такие же там собаки. Руководство там другое. В одних местах деньги идут на выполнение программы ОСВВ, и численность собак падает в разы за несколько лет. В других деньги кладут себе в карман -  численность растет, и гибнут люди. И никакой другой причины этому явлению нет!

Чтобы решить проблему бездомных животных, необходимо одновременно:

1. Перекрыть поток попадающих на улицу животных (законодательная база, жесткий контроль за разведением, обязательная регистрация домашних питомцев, стерилизация тех, кто не имеет племенной ценности);

2. ОСВВ (уменьшение численности обитателей улиц по естественным причинам, прекращение бесконтрольного размножения);

3. Строительство приютов и помощь существующим (уменьшение количества животных, уже оказавшихся на улице).

И (самое главное) - жесточайший контроль за исполнителями всех пунктов! Воры должны сидеть в тюрьме, а не во власти!»  К сожалению, ситуация выглядит не так идеалистично, как описана.  В той же Ленинградской области в прошлом году бродячие собаки искусали 12-летнюю девочку: последняя получила рваные раны голени, бедра, поясницы и даже лица. Ребенок кое-как отбился и сам обратился за помощью. В поселке Бор (под Нижнем Новгородом) собаки разорвали семилетнего мальчика - пришлось делать тяжелую операцию. Ребенок бы погиб, но нападение увидел отец, который просто выпрыгнул в окно, высадив головой стекло, чтобы успеть спасти сына. Ему пришлось голыми руками, разжимать челюсти пса, прокусившего ногу мальчика до кости и трепавшего его как куклу...»

 

Поэтому все списать на коррупцию не получится. Проблемы есть везде: и там, где деньги доходят до распорядителей бюджетных средств, и там где их перекладывают по карманам.

Мы пишем это не для того, чтобы оставить последнее слово в дискуссии. Или как-то уязвить г-жу Могильнер.

К Анне Александнровне как раз нареканий нет: она делает большое дело, гуманным способом убирая с улиц собак, находя им хозяев, обеспечивая безопасность людей и давая шанс выжить животным, и за это заслуживает безусловного уважения.

Но и вопрос о том, что необходимо корректировать закон «Об ответственном обращении с животными» возник не на пустом месте. Закон не совершенен, препятствует эффективным мерам, а, главное, за ним не закреплено никакое федеральное софинансирование. Проблема целиком сброшена на региональные власти, которые в свою очередь переадресовали ее властям муниципальным. А те не вывозят.

Закрывать глаза на это - множить человеческие жертвы. Поэтому надо действовать. И побыстрее, пока «зверскую хронику» не пополнили Обнинск или Калуга.

Евгений СЕРКИН

Поделиться