Вы и мы
Кризис коммунальных неплатежей
Коммуналка
22.07.2010

Отношения управляющих компаний и жильцов вошли в новую стадию отношений. Главное, что волнует большинство УК (и это с одной стороны правильно) - это процесс вышибания долгов из недобросовестных или просто недовольных предоставляемыми услугами граждан.

И все-таки: кто и на что имеет право, какие способы борьбы допустимы в этой войне?

 

ТЕЛЕФОННОГО «ДОСТАВАЛУ» ЗАКАЗЫВАЛИ? НЕТ? ПОЛУЧАЙТЕ!

Про новый вид жилищно-коммунальных услуг сообщила наша читательница Анна ПУДОВА, проживающая по адресу проспект Маркса, дом 49:

«Каждый час на домашний телефон звонит автоматический оператор и напоминает о том, что нужно оплатить долги по коммуналке. Если соответствует действительности, то, что должниками является почти 30 % жильцов, то вероятно, автомат работает без перерыва. Нас очень интересует вопрос: кто будет оплачивать закупку, установку и беспрерывную работу автоматического оператора?» - интересуется Анна Сергеевна.

Вопрос, конечно, риторический, потому как никто, кроме собственников жилья, ничего оплачивать не будет. Если верить жильцам, телефонный «доставала» звонит зачастую и тем, кто все давным давно заплатил.

 

БОРЬБА БЕЗ ПРАВИЛ

Судя по тому, как ситуация складывается в нашем городе, банальное обращение в суд в случае наличия задолженности используется не очень часто. Коммунальщики решили подойти к вопросу более креативно, и установка теле-автомата - это еще не самый суровый метод. В качестве аргумента сейчас рассматриваются разные методики, от опубликования списков должников до отключения воды и электричества. Причем воду пригрозили отключать целыми стояками.

- Но я же плачу! - возмутилась одна из собственниц жилья.

- Да, - согласился управляющий, - но вы, как собственник жилья, должны быть заинтересованы в том, чтобы все оплачивали коммунальные платежи.

И с этим сложно спорить - действительно заинтересованы. Но почему должны страдать добросовестные владельцы жилья - они-то, в отличие от управляющей компании, не имеют возможности воздействовать на должников? Да и законодательство не настаивает на том, чтобы наказывать тех, кто пока еще платит.

Более того, даже категорически запрещает приостановление или ограничение им предоставления коммунальных услуг. Но кое-кому, как говорит известная русская пословица, закон не писан, а если писан, то не читан: если читан, то не понят: если понят, то не так. И убедиться в этом можно на примере одного элитного дома.

 

ЗАКОН ПОЗВОЛЯЕТ ОТКЛЮЧИТЬ СВЕТ, ГАЗ И ГОРЯЧУЮ ВОДУ

Объявление на информационной доске дома 29 по улице Белкинская призывало жильцов прийти на собрание для того, чтобы выразить недоверие управляющей компании, которая «своим бездействием и равнодушием к проблемам дома и его жильцов позволила довести ситуацию до крайности».

 

 

Крайность ситуации состоит в том, что управляющая компания отключила горячую воду за долги - некоторые жильцы этого дома почему-то не спешат оплачивать коммунальные платежи. В красном кирпичном здании, с окнами на Белкинские пруды, живут известные и уважаемые в нашем городе люди, и большинство из них честно платит немалые суммы за содержание своего жилья. Но добросовестность квартиросъемщиков не защитила их от неудобств, поэтому их негодование вполне понятно.

 

Управляющая компания тоже уверена в своей правоте. Для того, чтобы привлечь внимание жильцов к проблеме неплатежей, на все той же информационной доске были вывешены списки должников. И если верить этим скорбным спискам, окажется, что некоторые небедные граждане как-то нашли деньги на то, чтобы приобрести две квартиры в элитном доме, но на этом их ресурсы, видимо, истощились, и долги теперь зашкаливают за 55 тысяч. Деньги, конечно, немаленькие, но что-то нам подсказывает, что там живет не бедная пенсионерка, с трудом сводящая концы с концами.

Не платить за жилье позволила себе даже директор школы. По словам жильцом, когда в ее квартире отключили электричество, женщина вступила в конфликт с директором управляющей компании и самовольно подключила электричество. Страшно представить, какой кризис неплатежей нас ждет, когда подрастут ученики этой директрисы. Впрочем, решать, кто прав, кто неправ в этой ситуации, должен суд.

 

 

ХОЧЕТ ЛИ УК СБРОСИТЬ С ПЛЕЧ ТЯЖКИЙ ГРУЗ?

Конечно, в случаях, когда нарушены права потребителя, всегда можно подать в суд, но если учесть, что судебные издержки платит ваша же управляющая компания, получается, что вы судитесь почти сами с собой. Вероятно, поэтому жильцы одного из домов по Маркса, решили просто сменить управляющую компанию, тем более, что директор компании господин Вайнштейн и его подчиненные неоднократно рассказывали о том, каким тяжелым грузом лежит ноша по обслуживанию дома на слабых плечах несчастной, измученной непосильным трудом компании.

- Удивительно, - делится опытом одна из инициаторов смены управляющей компании Эльвина ИВАНЮШИНА, - как только стало известно, что мы хотим сменить коммунальщиков, нас стали всячески удерживать и убеждать, что для нашего дома очень много чего сделано.

Вероятно, не так уж безрадостна деятельность коммунальщиков, как мы часто об этом слышим, даже, несмотря на то, что по официальным данным число неплатежей достигает 10 процентов.

 

ДАННЫХ ПО НЕПЛАТЕЖАМ НЕТ?

Впрочем, не совсем понятно откуда взялась эта цифра, продекларированная руководителями управляющих компаний. Когда мы стали обзванивать коммунальщиков и спрашивать о том, каков процент неплательщиков именно у них, от большинства чаще всего мы слышали один ответ: «У нас таких данных нет!». Интересно слышать подобные слова от хозяйствующей организации! А как же тогда подсчитали, что по городу неплатежи составили 10 процентов? Вероятно, на основании того, сколько недоплачено поставщикам ресурсов?

А вот директору управляющей компании «Бытсервис» Вадиму КАЦУ скрывать нечего, вероятно, поэтому на вопрос, не собирается ли он установить автодозвон для борьбы с должниками, Вадим Львович сказал:

- Нам это не надо: у нас всего 2-3 процента должников.

- Как вам это удается? - удивились мы.

- Мы подходим к каждому случаю индивидуально, у нас есть человек, который обзванивает клиентов и разговаривает с ними.

Оказывается и так можно!

Тем более, что закон предоставляет управляющим компаниям достаточно прав для взимания денег от должников. И сотрудники «Бытсервиса» не замедлили ими воспользоваться.

 

ОТКЛЮЧЕНИЕ С ОГРАНИЧЕНИЕМ

Тщательно изучив законодательство, обнинские коммунальщики вспомнили про постановление № 307 от 23 мая 2006 года, в котором черным по белому прописано, что допускается приостановление предоставления коммунальных услуг или коммунальных ресурсов, за неуплату или неполную оплату. Неполной оплатой в данном случае считается задолженность даже по одной услуге.

Так что, если кто-то не платит за текущий ремонт, но рассчитывается за все остальные строчки квитанции, то он тоже может оказаться без газа или без горячей воды. А обнинские юристы-коммунальщики утверждают, что и без электроэнергии.

Правда, прежде, чем что-то отключить, управляющая компания должна в письменном виде предупредить потребителя о том, что если в течение месяца не будет проведена оплата, возможно отключение... (далее должен идти перечень того, что предполагается отключить). Должнику должно вручаться подобное сообщение под роспись или отправляться заказным письмом через почту.

Но уж если и после этого оплаты не будет, тогда управляющая компания за три дня до отключения оповещает об этом снова, а потом с чистой совестью перед законом отключает все, что считает нужным и что не запрещает закон.

А закон запрещает отключать только три вещи: холодную воду, отопление и ограничивать водоотведение. Все остальное можно отключать практически в любом виде и по любой схеме. Опять же, напоминаем только тем, кто не платит.

 

ТЕМНОТА - ДРУГ КОММУНАЛЬЩИКА

Естественно, вряд ли должникам откажут в таких услугах как мытье подъезда или вывоз мусора, потому как тогда пострадают все жильцы дома. А вот отключение света - самый простой способ воздействия. Поэтому некоторые управляющие компании разослали своим клиентам извещения об отключении электричества за коммунальные долги.

Люди, конечно, возмутились. Особенно сильно возмутились те, у кого вообще нет никаких долгов. И разбираться потребители пошли уже к энергетикам, причем прихватили все квитанции по оплате. Энергетики пока успокоили тех, кому вроде бы прислали предупреждения по ошибке - разбираться-то в квитанциях коммунальщиков операторы энергосетей не должны. Будет ли, действительно, отключено электричество и у кого - пока вопрос открытый.

 

ГОРОД ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ

В общем, битва разгорается нешуточная. И если коммунальщики больше рассчитывают на отключение, то пострадавшие соседи склоняются к тому, чтобы для начала опубликовать фамилии тех, кто не платил больше шести месяцев. И в данный момент юристы рассматривают законность подобного метода воздействия. Действительно, если можно публиковать списки уклонистов от воинской службы, почему нельзя публиковать списки должников?

Впрочем, у некоторых из них есть большие претензии к коммунальщикам. Например, в доме на Аксенова, 9 уже месяца два горячая вода бывает только по большим праздникам - насос якобы ремонтируют.

«Почему бы не установить новый, если старый не тянет?» - интересуются жильцы. Тем более, что подвал дома сдается книжному магазину не за бесплатно, почему этих денег не хватает на то, чтобы решить хоть какие-то проблемы дома? Куда идут эти деньги и сколько их, никто из владельцев квартир, а, следовательно, и владельцев подвала не знает. Где отчет управляющей компании?

А как вам понравится, если у вас отключат на пару недель полотенцесушитель? Звонки диспетчеру результатов не дали. Наконец, после угроз наших читателей обратиться в газету, в подвал дома по Гагарина, 24 пришел сантехник, покрутил что-то в подвале и полотенцесушитель заработал, но вот беда, когда мужчина вышел из подвала, он как-то странно чесался. Оказалось, в подвале поселились блохи.

А процесс избавления от этих насекомых у наших коммунальщиков очень долог. Легче самому взять баллончик дихлофоса и обработать помещение. Только непонятно, для чего тогда нужна управляющая компания, чтобы получать деньги за то, что они не делают?

Кстати, очень интересно и то, как будут присылаться квитанции на оплату очистных сооружений? Как часть коммунальных платежей, от которых невозможно отказаться?

В любом случае, коммунальные войны только разгораются и битва обещает быть нешуточной.

Рената БЕЛИЧ

 

Кстати

                        В БОРЬБЕ С НЕПЛАТЕЛЬЩИКАМИ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

84. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.

80. Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя...

81-а) Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы.  

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Поделиться