Вы и мы
О временах, когда под Балабаново волки съели учительницу
Память
09.10.2025

Школьная программа по литературе включает много достойных произведений русских и зарубежных классиков. Некоторые из этих произведений непонятны современным подросткам, и чтобы объяснить их смысл, нужно литературу изучать не 2-3 часа в неделю, а часов 15-20. И это, как мы понимаем, нереально. А между тем, есть произведения, которые будут поняты даже самыми маленькими детьми. Рассказы жительницы Обнинска Любови Пермяковой - не вымысел, а самая настоящая быль. Все события реально происходили.

 

ЭКС-ГЛАВНАЯ ПО КУЛЬТУРЕ В ОБНИНСКЕ ЛЮБОВЬ ПЕРМЯКОВА

Любовь Пермякова - бывший начальник отдела культуры Администрации города Обнинска. Высшее образование получила в Калужском педагогическом институте имени К. Э. Циолковского, окончив факультет русского языка и литературы. Вышла замуж за военного и со своим мужем объездила всю страну, жила в Заполярье и на Камчатке.

Начинала свою трудовую деятельность Любовь Анатольевна в небольших военных городках. Вернувшись в Обнинск, сначала работала в городской центральной библиотеке. А с 1995 года - возглавила отдел культуры Администрации города Обнинска.

О работе Любови Пермяковой в должности главной по культуре в Обнинске помнят старожилы, а вот о ней как о писательнице знают немногие. А между тем ее рассказ «Волки», посвященный маме Екатерине Константиновне нужно читать на уроках в школах, чтобы рассказать о мужестве и стойкости русских женщин, о том, как они спокойно и буднично спасали страну, противостоя не только врагам, но и самой природе.

 

С ФАНТАЗИЕЙ ПЛОХО, А С ПАМЯТЬЮ ХОРОШО

- У меня с фантазией плохо, поэтому я пишу только то, что происходило со мной, с моей мамой и бабушкой, и моими близкими, - говорит Любовь Анатольевна. И происходили все эти события в Калужской области, Обнинске и его окрестностях. С фантазией у нашей экс-главной по культуре, может, и плохо, а вот с памятью у нее и ее мамы все отлично. Да и литературные способности сложно не заметить.

Сегодня взрослые люди регулярно жалуются на то, что им все наносит неизлечимые психологические травмы. Может, им неплохо узнать, как совсем недавно жили наши бабушки и прабабушки? В небольшом рассказе Любови Пермяковой речь идет о таком обыденном явлении, как дорога с работы, со станции «Балабаново» в деревню Старомихайловское. Вот только 80 лет назад эта дорога была сопряжена с большими опасностями.

 

НЕ ОСТАВИЛА МЛАДШИХ ДО САМОЙ СМЕРТИ

«В нашем серванте стоит небольшой портрет красивой девушки с перекинутой через плечо косой. Это моя мама Екатерина. Ей семнадцать лет, а год на дворе - военный, сорок первый, - начинается рассказ Любови Пермяковой «Волки». - Война пришла неожиданно и страшно. Первым из Катиной семьи ушел сражаться с врагом отец. Мать, Мария, осталась одна с шестерыми детьми. Но - ненадолго. Старшая из пяти дочерей, Валентина, тоже ушла на фронт вслед за своим женихом, которого любила безумно. Единственный сын, четырнадцатилетний Николай, оббивал пороги военкомата. По малолетству определили его в учебный батальон, где такие же, как он подростки, осваивали военное ремесло. Катюша, вторая в семье среди детей по старшинству, лишь заикнулась о своем желании защищать Родину, как мать заплакала и попросила не оставлять ее одну с малышней».

Вспомнит ли еще Катюша, чтобы ее мама плакала? Мама, которая бесстрашно возила еду на передовую своему мужу, мало, о чем так жарко просила дочь. Екатерина выполнила мамин наказ, не оставила малышей, даже когда они выросли, три месяца не дожила мама Катя до ста лет, проводив в последний путь всех своих уже очень взрослых сестер и брата.

 

КРАСОТУ ПРИХОДИЛОСЬ СКРЫВАТЬ

«Голос Левитана разделил Катюшину жизнь пополам. В первой, счастливой половине, была Катюша самой красивой девушкой в деревне. Зеленые глаза с огоньком, толстые темно-русые косы до пояса, веселый нрав привлекали к ней кавалеров. Но ей никто особо не нравился. Видно, не пришло еще ее время любить».

Красоту Катюши приходилось скрывать от похотливых немцев, а это было непросто, потому что немцы поселились прямо у них в доме. выселив семью с маленькими детьми в неотапливаемый сарай.

«Но как ни одевала она дочь в нищенские лохмотья, как ни прятала в погреб, чтоб не попадалась немцам на глаза, красоту не утаишь.

Один из солдат при любой возможности заговаривал с Катюшей на ломаном русском, обещал забрать ее в Берлин, где она будет кататься на мотоцикле и прекрасно жить.

Не успел. Пришли наши, вышибли фрицев из деревни, но до конца войны, до желанной Победы было еще далеко. Надо было помогать фронту, помогать семье,» - пишет Любовь Пермякова.

 

ПО БЛАТУ УСТРОИЛАСЬ НА САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ УЧАСТОК

Работать Катюша устроилась на железнодорожную станцию, заправлять паровозы углем и водой. Несовершеннолетних на такие тяжелые участки не брали, но Катю по знакомству устроил туда дядя - начальник водокачки.

Вот такой был «блат» тогда - работа по 20 часов в сутки без выходных. И никто не заикался про выгорание. Возможно. потому что работали не только чтобы выжить, но и для того, чтобы спасти страну, будущее своих родных, своих еще нерожденных детей и внуков.

Сменщицей Катюши была Оксана. Днем она учила детей в школе, а ночью шла пять километров работать на станцию. Оксанин муж воевал, на ее иждивении оcтались двое ребятишек и пожилые родители. Школьные тетрадки Оксана брала с собой на работу и в свободную минуту проверяла их в служебном бараке.

Девушки часто ездили в Калугу загружать вагоны углем. На каждого члена семьи выдавался паек, куда входили мука, комбижир, крупа, соль, спички, немного сахара.

 

«ОКРУЖЕНА СТАЕЙ ВОЛКОВ»

Летом Катюша добиралась на станцию на велосипеде, который брат собрал из разного хламья, а зимой - на отцовских охотничьих лыжах. В один из зимних вечеров девушка отправилась на лыжах домой в тридцатиградусный мороз. Сегодня в мороз свыше 22 градусов отменяют даже олимпийские соревнования, а тогда, в валенках и телогрейке было даже тепло и уютно.

Катюша миновала дом отдыха, где размещался госпиталь, поселок Глухаревку, лес и остановилась, чтобы согреть рукавицей обожжённое морозом лицо и полюбоваться звездным небом. Успела загадать желание на падающую звезду, чтобы война скорее закончилась. И тут увидела зеленые огоньки. К девушке шел волк. Остановился буквально в двух метрах от нее. Где-то совсем недалеко раздался вой, это стая звала своего на пиршество. Волки были чем-то заняты.

Катерина рванула изо всех сил и туда, где светились тусклые огоньки окон ее деревни. Дома маме ничего не сказала, чтобы не тревожить.

А на следующий день вся деревня забеспокоилась: Оксана пропала. На третий день на том самом месте, где Катя встретила волков, нашли Оксанины валенки. В них лежала записка «Окружена стаей волков. Остались три спички и одна тетрадка. Пропадаю».

«Узнав об Оксане, Катюша заплакала: - Так вот чем были заняты волки, которых я видела. Бедная, бедная Оксана...

Катюша работала на железной дороге до конца войны. Но с этого зимнего дня она никогда не ходила по прежней дороге, только по окружной - Киевскому шоссе, хотя этот путь занимал на два часа больше,» - так заканчивается одна из историй, которые рассказала дочери мама Катя. А дочь записала эти воспоминания, чтобы сохранить для нас.

 

НА СОТОМ ГОДУ ЖИЗНИ ЧИТАЛА ГАЗЕТЫ

У Любови Пермяковой еще много рассказов о том, как жители нынешних северных территорий пережили войну и тяжелые послевоенные годы. Все рассказы наполнены светом и такими сюжетами, которые написать могла только сама жизнь.

Год назад не стало мамы Кати, но остались после нее дети, правнуки и праправнуки, которых бабуле посчастливилось увидеть. За три месяца до своей смерти, Еатерина Константиновна интересовалась новостями Обнинска, читала городские газеты, буквально выхватывая их из рук дочери. Жаль, что не успели мы написать эту статью тогда, когда мама Катя, участница Великой Отечественной войны, читала наши газеты. 

Рената Белич

Поделиться