журнал

Сегодня в коммунальном хозяйстве одной из наиболее острых является проблема бесперебойной работы лифтов.
О том, как она решается, и что в городе планируется сделать в этом направлении, наш корреспондент побеседовал с генеральным директором крупнейшего городского предприятия, обслуживающего лифты, - ООО «РусЛифт Обнинск» - Романом АНЦИФЕРОВЫМ.
ЛИБО ЗАМЕНА, ЛИБО МОДЕРНИЗАЦИЯ
- Роман Георгиевич, почему при слове «лифт» коммунальщики обычно тяжко вздыхают, а народ возмущается? Неужели в городском лифтовом хозяйстве всё так плохо?
- Прежде всего хочу сказать, что тяжелая ситуация с лифтами сейчас во многих (если не во всех) регионах страны, а не только в отдельно взятом нашем городе. Причина в том, что после перестройки в наследство досталось полуразрушенное лифтовое хозяйство. С января 2009 года наше предприятие занимается обслуживанием 780 лифтов в городе: это и в жилом фонде, и в производственных зданиях. Из них: 550 лифтов находятся в старом жилом фонде, а из этого числа 250 единиц отработали свой нормативный срок - 25 лет.
До конца года запланировано проведение диагностического обследования 102 лифтов на предмет возможности их дальнейшей безопасной эксплуатации. На данный момент из этого числа прошли обследование 78 лифтов, в которых мы провели работы по замене тех или иных узлов, чтобы продлить срок службы, хотя бы еще на период 1-3 года. Но это временная мера. Лифты требуют либо замены, либо модернизации.
- Чем отличается замена от модернизации?
- Замена - вид работ, который подразумевает полное обновление всех узлов и деталей, находящихся в шахте и машинном помещении лифта, то есть, проще говоря, полностью новый лифт, который затем вводится в эксплуатацию и получает новый паспорт. Это дорогостоящее мероприятие. Но в этом случае срок эксплуатации устанавливается на 25 лет (либо на срок, установленный заводом-изготовителем).
Модернизация - на сегодняшний день - это вид работ, выполняемый согласно рабочей документации 10-104-95 «Временное положение и условия проведения модернизации лифтов». При модернизации обязательна замена крупногабаритных узлов, таких как: лебедка главного привода, станция управления, купе кабины лифта и створки дверей шахты (последние в обязательном порядке должны быть пожаробезопасные). Это дешевле замены приблизительно на 30%. Срок эксплуатации устанавливается также на 25 лет (либо на срок, установленный заводом-изготовителем). Однако в этом случае каждые 5 лет проводится диагностика металлоконструкций, которые не были заменены во время модернизации. Существует вероятность того что, например, через 10 лет будет выявлена так называемая «усталость металла». И тогда, например, при обнаружении дефекта балки кабины, придется менять заново всю кабину. Вроде бы сэкономили, однако затем стоимость модернизации в общем может превысить стоимости замены. Прибавьте сюда и моральную сторону вопроса: лифт на время любого ремонта останавливается.
Однако, хочу сказать, что решение о том, что будет проводиться замена или модернизация, принимают собственники лифтов.
- А есть ли случаи, когда собственники вообще не хотят ремонтировать лифт? Ведь лифт - это фактически частная собственность: хочу - ремонтирую, хочу - нет...
- Разумеется, сегодня, согласно Жилищному Кодексу, никто не вправе заставить собственников заставить заплатить за новый лифт. Однако надо принимать во внимание тот факт, что лифт - это не просто собственность жильцов, это опасный объект, который должен проходить периодическое техническое освидетельствования специалистами инженерного центра.
В случае выявления нарушений, которые влияют на его безопасную работу, лифты запрещается эксплуатировать. Для ввода лифта в эксплуатацию должна быть проведена либо замена, либо модернизация (сейчас мы говорим о лифтах, которые «отбегали свой срок»). Это сравнимо с автомобилем, который не прошел техосмотр. Владеть машиной можете (ее у вас никто не отнимет), а пользоваться - нет. Можете либо отремонтировать, либо можете заменить на другую. Но, если машина совсем старая, то всегда возникает вопрос: не дешевле ли ее поменять на новую, чем без конца вкладывать деньги в ремонт.
У ПРОБЛЕМЫ ДВА ВЫХОДА
- Где же взять жителям деньги на новый лифт?
- Ответ, при данном положении дел, однозначен: без участия бюджетных вложений население не осилит собственными силами дорогостоящие работы по замене лифтового оборудования. Понимаете, собственники вносят с квартплатой небольшие деньги, которые рассчитаны только на техническое обслуживание лифтов, а не на их замену. Данная статья не рассчитана ни на установку дополнительного оборудования, ни на модернизацию.
Поэтому существуют реально два варианта приведения в надлежащий порядок лифтов: по муниципальному заказу и при участии в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ. Наиболее удачным, в этом смысле, является второй вариант, потому что он подразумевает софинансирование.
В замене лифтов по программе Фонда приняли участие федеральный, местный бюджеты и сами жители. Доля софинансирования со стороны собственников, если вы помните, была небольшая - всего пять процентов от общей суммы. Если еще в 2008 году жители настороженно относились к участию в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ, то сейчас, можно сказать, ситуация в корне изменилась: на общих собраниях практически все голосуют «за». Все убедились, что обязательства выполняются в полной мере, выгоднее заплатить небольшие деньги сейчас, чем выплачивать всю сумму потом, когда программа Фонда закончит свое действие.
- Сколько же лифтов удалось заменить в рамках программы Фонда?
- Пока только 12 единиц. Это всего лишь 7 % от общего числа. В этом году в рамках данной программы будет произведена замена еще шести лифтов в девятиэтажном доме на Ленина, 95. Жители успели подать заявку на участие в программе, иначе в следующем году эти аварийные лифты пришлось бы останавливать. Кроме того, с 14 октября вступает в силу новый Технический регламент о безопасной эксплуатации лифтов, согласно которому требования предъявляемые к состоянию самого механизма лифта ужесточаются.
- Как быть жителям, когда программа Фонда содействия реформированию ЖКХ закончит свое действие, и деньги из бюджета на ремонт перестанут выделяться?
- Специалистами нашей фирмы была разработана Программа модернизации лифтового хозяйства в Обнинске в целом. Сейчас она находится в стадии просчета рентабельности в Администрации города.
- В чем основной смысл предложенной вами программы?
- Мы предоставляем жильцам рассрочку финансирования ремонта или замены лифтов. Стоимость нового лифтового оборудования можно будет погашать в два или даже в три этапа. И у нас в городе уже есть подобный опыт. Жители одного из домов выплачивают за ремонт лифтов в рассрочку, рассчитанную на полтора года. То есть работы уже выполнены, а деньги за них отдают постепенно.
![]() | ![]() |
ЛИФТЫ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
- Роман Георгиевич, насколько мне известно, недавно ваше предприятие начало само производить лифты. Производственная база расположена в Обнинске?
![]() |
- Пока в другом месте, но в следующем году мы переводим ее в Обнинск.
- В чем преимущество ваших лифтов?
- Преимущества касаются как технических характеристик, так и дизайна. Во-первых, на новых лифтах установлен частотный преобразователь привода дверей, который влияет на плавность открывания дверей, уменьшение шума и экономию электроэнергии. Он также обеспечивает плавность хода, отсутствие толчков и рывков. Наши лифты оснащены антивандальными кабинами и вызывными аппаратами. Кроме того, система управления лифтами электронная. Данное электронное управление дает диспетчеру возможность в любой момент видеть состояние лифта. Если где-то остановится лифт, диспетчер на компьютере это моментально это увидит и срочно примет меры. Анализ можно будет проводить по работе каждого конкретного лифта. А пока всю эту работу проводит начальник аварийной службы.
- Я понимаю, что производить лифты вы начали недавно. Но все-таки хотелось бы знать, в нашем городе уже есть счастливчики, в доме которых они установлены?
- Да, на ул. Маркса, д.82 мы установили наш экспериментальный лифт. Эксперимент, на наш взгляд, оказался очень удачным. Также два наших лифта установлены в рамках реализации 185-ФЗ в г. Обнинске по ул. Аксенова, д. 11 и пр. Маркса д. 44, а в г.Калуге установили шесть лифтов производства ООО «РусЛифт-Обнинск». Так что надеюсь, работа нам предстоит большая!
- Что ж, желаем удачи!
- Спасибо!
Беседовала
Инна ЕМЕЛИНА