Вы и мы
Повышение цен на услуги ЖКХ неизбежно
Актуально
13.11.2010

Будет ли выгодной новая методика расчёта коммунальных платежей?

Мы уже привыкли к тому, что ежегодно повышают тарифы на жилищно-коммунальные услуги. С января 2011 года нас ждёт ещё одно ноу-хау - вводится новая методика расчета коммунальных платежей. В чём заключаются её основные принципы и как она отразится на конечной сумме этих платежей?

Разъяснение по этому поводу нашей газете дала депутат Обнинского Городского Собрания - председатель комитета по жилищно-коммунальным услугам Татьяна БАТАЛОВА.

 

НА КАЖДЫЙ ДОМ - СВОИ ТАРИФЫ

- Данное решение обусловлено соответствующим приказом министерства регионального развития, - говорит Татьяна Валентиновна. - Специалисты этого ведомства определили основные принципы и методы установления пределов роста платежей за коммунальные услуги с учетом их доступности и уровня благоустройства жилищного фонда. Очень важно, что в качестве основного принципа установления предельного индекса определена именно доступность платы за все потребляемые коммунальные услуги, которая в свою очередь определяется на основе системы критериев, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов РФ.

Критерии эти следующие: а) доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи; б) уровень собираемости платежей за коммунальные услуги; в) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; г) доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения. Числовые значения критериев доступности устанавливаются в зависимости от уровня экономического развития муниципального образования и особенностей предоставления коммунальных услуг. Если в ходе проверки обнаружится несоответствие предельного индекса изменения размера оплаты за коммунальные услуги хотя бы по одному из критериев доступности, он должен быть откорректирован в сторону уменьшения. Для населения, проживающего с наиболее невыгодным набором коммунальных услуг (при неполном уровне благоустройства) максимальный рост платы определяется отдельно от категории населения, проживающего в полностью благоустроенном жилищном фонде.

Как один из наиболее важных моментов Татьяна Баталова отметила то, что в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РФ платежи за содержание и ремонт дома устанавливаются в таком размере, который позволяет обеспечивать нормальное содержание многоквартирного дома в соответствии с его техническими и эксплуатационными характеристиками.

Многоквартирные дома имеют различный набор общего имущества, разные технические и физические характеристики, поэтому стоимость содержания и ремонта жилья должна формироваться на каждый дом в отдельности. Здесь играют роль и количество проживающих, и этажность дома, и «возраст» и степень изношенности инженерного оборудования и многие другие факторы. В комплексе это все можно обозначить как эксплуатационные и потребительские свойства дома, которые объективно будут разными в домах-новостройках и в старом жилом фонде, в малоэтажных и в высотных домах. В свою очередь такие различия вызывают необходимость применения дифференцированного подхода к определению экономически обоснованных и адекватных затрат на содержание домов разного типа.

Депутат Баталова пояснила, что в этой ситуации необходимо наличие так называемого «паспорта дома», включающего в себя все технические, энергетические и эксплуатационные характеристики жилого здания. Кроме того, такой документ должен содержать еще и количественно-качественную характеристику контингента проживающего в доме - важно знать, сколько людей в доме действительно проживает и потребляет жилищно-коммунальные услуги, сколько из них нуждаются в социальной поддержке по вопросам оплаты данных услуг, а сколько уже пользуется субсидиями.

Татьяна Валентиновна уверена, что потребители имеют право получать качественные коммунальные услуги по доступным ценам, но при этом отмечает, что, как правило, в таком случае доступность людьми воспринимается с точки зрения «как можно дешевле».

Здравый смысл же заставляет обратить внимание и на то, что управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям собираемых средств должно хватать для обеспечения требуемого объема и соответствующего качества услуг. Ведь не имея ресурсов и средств обслуживать просто невозможно.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ СТАНЕТ ПРОЗРАЧНОЙ

- Очень важно достичь верного понимания термина «эффективный собственник дома», - утверждает Баталова. - Это тот, кто умело, а значит, рационально организует хозяйствование в доме. Тот, кто четко определяет на какие виды работ, сколько средств и когда потребуется, чтобы дом был в технически исправном состоянии, и всем жилось в нем комфортно. При этом «комфортно» - не только соразмерено «аппетитам» жильцов, но еще и подкреплено их финансовыми возможностями. Еще важно осознать, что кроме вопросов ремонта дома в понятие «содержание дома» включено и поддержание порядка в нем. А вот это уже в первую очередь и напрямую является обязанностью самих жильцов. Требовать с других, чтобы было чисто, мы давно привыкли, а вот понять, что чистоту мы сами должны и можем поддерживать, увы, не стремимся. Также очень важно понять, что защита интересов и законных прав жильцов не может и не должна идти в ущерб возможностям управляющих компаний нормально выполнять свою работу по содержанию и техническому обслуживанию дома. Однако именно это определяет и тот факт, что управляющие компании просто обязаны стать «более честными и прозрачными» в отчетности перед жильцами.

Татьяна Валентиновна поясняла, что Постановлением правительства РФ «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» определены требования к составу информации о деятельности управляющих компаний, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Во многом это позволит наладить, прежде всего, взаимопонимание между всеми участниками процесса поставки и потребления жилищно-коммунальных услуг.

Жильцы будут знать, какие работы планируются и уже выполнены по их дому, какой объем платежей поступил и как эти деньги были израсходованы. А управляющие компании смогут упорядочить процесс обслуживания дома и поддержания его в надлежащем техническом состоянии, подкрепляя запланированные работы необходимыми финансовыми ресурсами.

Такой подход позволит управляющим компаниям в ситуации, когда долг по оплате услуг со стороны дома превышает в 2-3 раза стоимость требуемых работ, снять с себя необоснованные обвинения в «нежелании» выполнять те или иные работы. Повышенные и унифицированные требования к качеству обслуживания домов, строгие обязательства по полноте и прозрачности отчетов о работе управляющих компаний позволят самим компаниям стать более эффективными организациями, работать системно и планово, а не в режиме «постоянного аврала».

 

ДЕШЕВИЗНЫ ЖДАТЬ НЕ СТОИТ

Новая методика достаточно сложная, в её рамках разработан целый ряд формул. Поэтому вряд ли кто-то возьмётся сегодня утверждать, больше или меньше в конечном итоге придётся платить жильцам за коммунальные услуги.

Хотя меньше, наверняка, не придётся, потому что, как говорили в старину, «овёс нынче дорог» и тарифы с января уже по сложившейся традиции скакнут вверх. Но мы решили узнать, что думают о новой методике другие обнинские специалисты в области ЖКХ.

ЭЛЕМЕНТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

Нина ИЛЛАРИОНОВА, депутат Обнинского Городского Собрания депутатов, член комитета по жилищно-коммунальным услугам и председатель общества защиты прав потребителей:

- В этой новой методике есть элемент несправедливости. Потому что подход должен быть индивидуальным к каждому потребителю, а не к каждому дому. Например, у нас в городе на газ высокие нормативы, а на электроэнергию низкие. И если одни жильцы, скажем общежития, платят по нормативу, а другие по счётчику, то вторым это не выгодно, у них сумма выходит больше. И здесь уже имеет место нарушение закона о защите прав потребителей. Потребитель должен оплачивать потреблённую услугу, а в этом случае получается, что он её не потребил, а должен платить. И это законно. Вопрос, справедливо ли? Я считаю, что несправедливо. Не всегда у нас, к сожалению, законы совпадают со справедливостью.

 

ПОГОЛОВНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ

Сергей ЛАПИН, директор МУК:

- Индивидуальный подход к каждому дому - более справедливое решение, чем поголовное выравнивание. Если речь идёт об общедомовом имуществе, то так и должно быть. Взять, например, два одинаковых дома с единственным отличием: в одном доме есть лифт, в другом его нет. Разве жильцы обоих домов должны платить одинаково? Конечно, нет. Ведь и дома в городе все разные: есть совершенно новые, а есть и те, которые не один десяток лет эксплуатируют.

 

«НИЧЕГО РЕВОЛЮЦИОННОГО В МЕТОДИКЕ НЕТ!»

Вадим КАЦ, генеральный директор управляющей компании ЗАО «Быт-Сервис»:

- Я ознакомился с этой методикой пока поверхностно и ничего революционно-нового в ней не увидел. Расчёты за услуги ЖКХ в любом случае должны быть индивидуальными. Для этого и ведётся работа, нацеленная на установку в каждой квартире приборов учёта. Вопрос в другом: как теперь будут рассчитываться тарифы и насколько они будут обоснованными? Уверен, что новая методика не поспособствует снижению стоимости коммунальных услуг, ведь уже известно, что с января нового года они подорожают примерно на 15-20%.

Инна ЕМЕЛИНА

Поделиться