Вы и мы
Бестолковые желтые машины
Актуально
14.01.2011

Почему обнинские службы такси не могут работать по единым и удобным для горожан правилам?

Впервые за последние несколько лет в Обнинске выросли цены на городской транспорт: маршрутки подорожали до 12 рублей, автобусы - до 10. Подхватили удобную для себя тенденцию и водители такси - стандартная поездка по городу теперь стоит 80 рублей.

Единых правил на обнинском рынке такси нет, и поэтому инициативу повышения цен поддержали не все компании-перевозчики, видимо, в надежде привлечь за счет этого новых клиентов.

 

- Себестоимость одной поездки на другой конец города - около 20 рублей, -  разъясняет Егор, в свободное от учебы время подрабатывающий в такси. - Как-то был случай. Стоял на Королева вместе с другими таксистами. Подошла женщина, и начала спрашивать, довезут ли за 50 рублей на Курчатова. Все отказались, а я поехал (ехать 5 минут от силы, лучше чем просто стоять). Так вот когда я вернулся, коллеги начали предъявлять претензии, типа меньше, чем за 70 рублей никого возить нельзя. Такие правила. Тут же подошел еще один клиент, и я громко сказал, что везу за «полтинник», хотя поездка и была на другой конец города. Из принципа. За какую хочу цену - за такую и вожу.

Единых правил действительно нет. Вообще, ситуация на рынке частных перевозок в Обнинске стабильно хаотична. Это странное определение можно расшифровать примерно так: рынок компаний-перевозчиков устоялся, но четких правил игры, регламентирующих этот не самый прозрачный бизнес, - не сформировано.  

Это свой мир, со своими «кривыми» законами. Здесь легко могут «кинуть» пассажира, выдумав невнятную причину, всеми правдами и неправдами избегать ответственности после аварии или вести под тенью легального уже другой теневой и незаконный бизнес.

 

РАБОТА ТАКСИ АДМИНИСТРАЦИЕЙ НЕ КОНТРОЛИРУЕТСЯ

1_taksi_1_350Основная проблема в том, что деятельность такси никем не регламентируется. Если автобусные перевозки - целиком и полностью в городском ведении, значительная часть маршруток - муниципальный заказ, то такси - сплошные частники.

- Администрация города не уполномочена вообще каким-либо образом проводить контроль за деятельностью компаний-такси. Тем более, контролировать вопросы ценообразования, - утверждает начальник Управления потребительского рынка Обнинска Алине ПЕТИК. - Другая ситуация с регулярным городским транспортом. Субъект Федерации устанавливает предельно допустимую стоимость услуги. С 1 января - 12 рублей. Такая стоимость проезда теперь установлена в маршрутках. Автобусы будут стоить 10 рублей.

Таксисты тоже взвинтили цену, за компанию.

В советское время машины такси были оборудованы счетчиками, то есть, цена была регламентирована. Естественно, это не касалось «бомбил», но ведь пассажир сам волен решать, с кем ехать - с водителем из официальной службы такси, или с частником. То есть эти самые счетчики не давали бы простора для фантазии в вопросах ценообразования. Километраж - отмерен. Долгое ожидание? Все зафиксировано. Дорога плохая, ехали долго? Опять же не вопрос, - заплатим, но только по показаниям аппарата. 

В некотором смысле счетчики были бы выгодны и самим компаниям «такси»: все данные зафиксированы, с водителя всегда можно спросить, если что не так. И это понимание уже приходит к фирмам-перевозчикам в соседних городах. Такси с счетчиками работают в Москве, и с недавних пор в Калуги, на вокзале Нарофоминска можно увидеть информационную табличку, на которой четко написаны цены за поездку в различные районы города.

 

ШТРАФЫ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ТОЛЬКО ЗА ОТСУТСТВИЕ ЧЕКОВ

До Обнинска этот прогресс пока не дошел. От Аксеновской площади до вокзала одна компания-перевозчик повезет пассажира за 70 рублей, другая - за 80-90, а частник может заломить и 150.

- Живу в Старом городе, летом сдавал экзамены в ИАТЭ, - рассказывает абитуриент Дмитрий. - Маршрутка на ИАТЭ ходит по какому-то непонятному графику, да и пробиться в нее бывает сложно, поэтому вызывал такси. Так вот, несколько раз ездил, несколько раз пользовался услугами разных компаний. В первый день отвезли на новенькой «шкоде» «Фокуса», быстро и комфортно, всего за сто рублей. В другой раз - такси - на ржавой «шестерке», за 130. Где логика?

А логики здесь нет. Компаний много, тарифов, соответственно, тоже. 

- Закона, который бы обязывал таксистов устанавливать счетчики нет, - утверждает начальник отдела оперативного контроля межрайонной ИФНС России N 6 по Калужской области, советник государственной гражданской службы II класса Виталий ГОЛОВНИН. - Единственный документ, который регламентирует деятельность такси применительно к нашему ведомству - это 112-ое постановление Правительства. Согласно этому документу, водители (фрахтовщики) обязаны, по требованию клиента (фрахтователя) обязаны выдать кассовый чек или квитанцию, подтверждающую оплату пользования. За отказ от выдачи подобного документа предусмотрен штраф: 3-4 тыс. рублей с физических лиц, 30-40 - с юридических.

Выходит, что ситуация может поменяться только в том случае, если какая-либо из частных компаний проявит инициативу и введет на своих машинах систему счетчиков, скорее всего, это привлечет к ней внимание, и поможет в борьбе с конкурентами. Но инициаторов нет, компании отличаются только степенью «убитости» автомобилей, степени наглости водителей, диспетчеров и руководителей служб в вопросах ценообразования.

...Мы попросили читателей, обращавшихся в газету по разным вопросам, вспомнить истории из собственных взаимоотношений со службами такси. Можем констатировать: претензий накопилось много...

 

СИТУАЦИЯ №1

 «НАКИНЕМ СОТОЧКУ, А ПОТОМ ПРИДУМАЕМ, ЗА ЧТО»

Непрозрачные правила игры дают водителям такси дополнительный простор для махинаций, например, если пассажир по рассеянности забыл уточнить цену поездки до ее завершения.

- Нужно было съездить туда-обратно до Балабанова, - рассказывает Алексей, занимающийся бизнесом в двух соседних городах. - Документы забрать, прямо на вокзале в Балабаново меня встретили. Когда вернулись, водитель такси огласил счет: 450 рублей. За что, спрашивается? То есть, если заранее не выяснил цену, понадеявшись на то, что она фиксирована, можно легко оказаться обманутым.

Ситуация вполне типична, надеяться на то, что фиксированную цену, равно как и на то, что система организована, - нельзя. Водитель может проявить фантазию в этом вопросе и отложить в карман «соточку-другую».

- Я думаю здесь вопрос в том, что вызывая такси, пассажир не уточнил цену, - предполагает таксист Егор. - А по приезду товарищ спрашивает: «Сколько я вам должен?». Соответственно, цены не знает. В такой момент таксист может для верности переспросить что-нибудь вроде «а вам диспетчер не сказала?», а может и не переспрашивать. Понятно, что можно накинуть цену, вряд ли он из за лишней сотки или полтинника будет снова звонить диспетчеру. Да и деваться уже некуда - приехали.

Есть и другая разновидность водительской наглости в такси. Наша читательница Ирина столкнулся с откровенно бредовым поведением водителя:

- Я женщина небогатая, услугами такси пользуюсь редко, но очень спешила на электричку. Вместе с девушкой пытались поймать такси на Курчатова, я выяснила, что нам обеим нужно на вокзал. Я поймала машину и позвала попутчицу. Водитель сообщил, что поездка стоит 70 рублей (хотя ехать 5 минут). Я вслух сказала, что, значит, с нас по 35 рублей. Водитель аж покраснел от злости, и стал доказывать, что мы должны заплатить по 70 рублей, каждая! С какой радости, интересно? В общем заплатили 70, но настроение испортилось.

           

СИТУАЦИЯ №2.

«ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ МИНУТ БУДЕТЕ ЖДАТЬ?»

Когда утром нужна машина, диспетчеры в один голос предлагают «ожидать 25 минут». Это ситуация знакома, наверное, каждому обнинцу, пользующемуся услугами таксомоторных служб. Если бы компании специализировались на разных районах города, чтобы свести ожидания к минимуму, такое количество служб-перевозчиков было бы объяснимо.

- Сейчас на рынке работает множество мелких контор, - продолжает сотрудник службы такси Егор. - То есть большинство из компаний располагают, условно говоря, тремя ржавыми «шестерками» и телефоном для диспетчера, ну и пытаются наладить бизнес. Какого-либо районного распределения служб в Обнинске нет, и вряд ли будет в ближайшее время. Аргумент такой: «город маленький».

Особенно напрягают участливые речи девушек диспетчеров про 25 минут, когда пытаешься выбраться вечером из какого-нибудь темного района... А еще неприятнее когда о клиенте просто забывают.

- В новогодние каникулы вез из Москвы компьютерный системный блок, - рассказывает еще один наш читатель Сергей. - Дело в том, что в тамошних магазинах он стоил значительно дешевле. Когда автобус долго не подъезжал, пытался вызвать такси. Диспетчер «Русской тройки» пообещала, что машина приедет в течение 15 минут, но никто не приехал. Частники со стороны автостанции сказали, что внутригородскими перевозками не занимаются. А «бомбила» с внутренней стороны вокзала, увидев человека с большой коробкой, заломил цену в 200 рублей, хотя ехать от вокзала до моего дома два поворота, меньше пяти минут. Дешевле 150-ти ехать не соглашался ни в какую. Заказать, а затем мерзнуть и ждать новую машину, желания не было. В общем, дотащил пешком. Ну его - такой сервис!..

 

СИТУАЦИЯ №3

ВЫБЕЙ ИЗ ТАКСИ СВОЮ СТРАХОВКУ!

 По словам старшего инспектора пропаганды ОГИБДД города Обнинска Андрея КОЛЕНОВА, таксисты становятся участниками большого количества городских аварий. Причем чаще бьются как раз иномарки служб такси, регулярно в аварийные сводки попадают машины крупных служб такси «Рено» и «Фокус». При этом каждая такая авария может создать автомобилисту, столкнувшемуся на дороге с таксистом, множество юридических трудностей.

- Наш автомобиль спокойно стоял у магазина «Океан», - рассказывает владелица разбитой в результате столкновения с такси машины, - вдруг в седьмом часу утра сработала сигнализация. Спускаемся вниз, там нас встречает совершенно неадекватный водитель такси и спрашивает мужа: «Мужик, ты за рулем был?» - Человек был настолько сонным, что даже не понял, что он врезался в стоящую машину. Затем подъехали представители такси «Фокус» и спокойно заявили, что таких случаев десятки, поэтому ничего страшного не произошло.

Естественно, для фирмы ничего существенного не случилось, а вот владельцы автомобиля по страховке получат деньги с учетом амортизации запчастей, что составит, в лучшем случае, 60% от той суммы, которая необходима для восстановления машины. Про время, нервы и прочие «положительные» эмоции и можно и не вспоминать.

- Работают водители в основном по графику «с 7 до 19» и с «19 до 7», - поясняет наш эксперт Егор. - Поэтому в конце рабочего дня уже и концентрация внимания не та, и сил ни на что нет, доездить бы смену. Сам я в аварии, тьфу-тьфу, не попадал, но такие случаи происходят регулярно.

           

РЫНОК «САМ РАЗБЕРЕТСЯ»?

Проблемы, поднятые в статье, наиболее характерны для обнинских служб такси. И если раньше можно было говорить о том, что рынок только формируется, то сейчас об этом рынке можно говорить как об уже устоявшейся структуре.  

И структуре во многих отношениях весьма бестолковой и ненадежной. И с точки зрения организации труда, и с позиции решения юридических вопросов, и в области честности по отношению к клиентам. Муниципалитету собственная служба такси не нужна, а рынок вроде бы как «сам разберется».

Начинающие предприниматели сейчас не особо хотят делать бизнес в сфере услуг такси. Аргумент тот же - компаний много, ниша занята. Но компания, которая придет на обнинский рынок, сумев решить три проблемы, о которых говорилось выше, - определенно выиграет. А пока нужно голосовать рублем. Плохой бизнес должен либо меняться к лучшему, либо умирать. И действительно: почему обнинцы должны переплачивать по постоянно взвинчиваемым ценам за услуги весьма паршивого качества?

Александр КРЕМЕНЕЦКИЙ

 

Поделиться