журнал
Новые образовательные стандарты для старшекласников опять обкатают на Обнинске?
Скандал с новыми образовательными стандартами в старшей школе начался практически сразу после их опубликования для обсуждения. Первый проект федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы был опубликован в ноябре 2010 года.
Времени на общественное обсуждение отводилось три месяца, если учесть, что как раз в это время проходили новогодние праздники, проект имел шанс проскочить без внимания заинтересованной общественности. Но общественность не отвлеклась на новогодние торжества и отреагировала мгновенно.
История скандала
«ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ СКАЗАТЬ?»
28 января - буквально за две недели до окончания срока общественного обсуждения - скандал документально оформился в открытое письмо президенту России. Чтобы обращение не затерялось, автор отправил послание председателю правительства, спикеру Госдумы и министру образования с призывом не принимать данный проект стандарта образования. критика новых стандартов простым школьным учителем оказалась настолько аргументированной, что уважаемому, многотысячному коллективу разработчиков пришлось оправдываться и объяснять, что их просто не так поняли.
Если и допустить, что это и так, то приходится признать, что наши ученые от образования документы пишут так, что полстраны понять не может. Что, собственно, ученые мужи имеют в виду? С чего бы это? Язык, вроде бы, русский. Наверное, слишком много народу трудилось над проектом. Представители РАН, РАО, РАМН, МГУ. Авторы стандартов уверяют, что были привлечены лидеры всех основных религиозных концессий, этнических групп и многие другие консультанты.
Но в результате, «неясных мест», имеющих принципиальное значение, но требующих при этом личного толкования автора текста, было выявлено несколько десятков.
В ответ на критику, разработчики проекта попытались организовать альтернативный сбор подписей в защиту проекта, выложив 1 февраля на своем сайте письмо некоего почетного работника общего образования РФ, озаглавленное "Голосую "За!" новый стандарт".
Но уже вечером следующего дня, 2 февраля, когда под письмом-протестом подписи стали появляться тысячами, премьер Путин распорядился принятие стандарта отложить. Разработчикам дали 2 месяца на доработку проекта. Время пошло!
Суть проекта
ЧТО ПРЕДЛОЖАТ СТАРШЕКЛАССНИКАМ?
Число предметов в старших классах сократится с 16-21 до 9-10. При учебной нагрузке не менее 30 и не более 36 часов в неделю количество предметов не должно превышать 9-10 предметов.
Старшеклассники будут обязаны изучать:
3 обязательных предмета: курс "Россия в мире", ОБЖ и физкультура
+ 1-2 - профильно, то есть углубленно
+ 6 предметов ученик может выбрать самостоятельно и изучать базово, то есть, так, как сейчас. Больше шести предметов ученику выбрать нельзя, чтобы не дай Бог не перетрудиться. Особый подарок преподнесли тем, кто учиться совсем не хочет, эти ребята смогут выбрать интегрированный уровень, а не базовый.
Итого: 9-10 предметов и исследовательский проект.
Если новые стандарты введут, старшеклассники смогут выбирать только один-два предмета, который они смогут изучать углубленно (профильно), то есть настолько, чтобы успешно сдать ЕГЭ и поступить в институт. Правда, практически все ВУЗы требуют 3-4 экзамена в виде сертификата сдачи ЕГЭ, но это уже проблемы учеников и их родителей.
Бездельники смогут заканчивать школу интегрировано. Выглядеть это будет примерно так, как нынче обучают детишек с задержкой развития. На одном уроке литературы учат, что была такая Курочка, на следующем, что звалась она Ряба, в течение оставшегося времени выясняют, что она снесла яичко. А исследовательский проект - вот оно яйцо, которое снесла Ряба.
Перспективы и сомнения
ДВА ТРУДА ФИЗКУЛЬТУРА И ПЕНИЕ
Вероятно, скоро история про нерадивого ученика, который на вопрос матери: «Сделал ли он уроки?» отвечал: «Да что там делать! У нас завтра два «труда», физкультура и пение» будет нормой. Даже полуграмотной крестьянке было понятно, что ребенок бессовестно врет. Но в ближайшее время мечта двоечника начнет сбываться.
Создатели нового стандарта образования продекларировали индивидуальный подход и свободу выбора учащихся. Это прекрасно! Не пугает реформаторов даже то, что теперь наши детки смогут сами решать, стоит ли им узнавать, какие проблемы волновали Толстого, Достоевского и прочих необязательных для программы старших классов писателей. Всю историю страны неокрепшие детские мозги должны были узнать к концу 9 класса, а анализировать все это российским школьникам ни к чему.
Приобщать детишек к национальному культурному достоянию, вероятно, предполагается на уроках «Россия в мире» - эдакая смесь сборной солянки непонятного содержания, по замыслу реформаторов, объединяющая знания по истории, обществознанию, географии, культурологии
и прочим предметам.
Наступление на российскую культуру, впрочем, началось не вчера. Оболванивание идет систематично и регулярно. Заменив выпускное сочинение на ЕГЭ, реформаторы избавили школьников от необходимости узнавать принципы написания научных работ, потому как последовательно и логично излагать и доказывать свои мысли на бумаге словами учили, в основном, на уроках литературы.
И проверялись эти знания именно с помощью сочинений. Вместо способности логично мыслить и наличия навыков излагать все это в связанном тексте, детишки теперь должны демонстрировать умение аккуратно ставить крестики и галочки.
УТОПИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Но если наполнение программ и курсов еще можно как-то исправить и подкорректировать, но как себе представляет многотысячный коллектив ученых механизм воплощения в жизнь своих идей - и вовсе непонятно.
Для начала, о стоимости этого проекта. В школах нынче подушевое финансирование. Это значит, что оплата труда учителя зависит от количества детей в классе. При свободном выборе предмета о равномерной наполняемости класса можно забыть: если на уроки по русскому, иностранному языку, математике придет по 20 человек, то у остальных преподавателей может оказаться по 1 ученику.
И сколько в этом случае получит учитель? Особенно, если учесть, что и нынче, при 25 учениках в классе, нашим педагогам платят жалкие копейки.
В случае возврата к почасовой оплате, становится непонятно, почему измученная математичка, вдалбливающая царицу наук 25 недорослям, заработает за урок столько же, сколько учительница экологии, мило беседующая с одним единственным любителем природы?
Как это ни печально, но для преподавателей это означает только одно: зарплата у подавляющего числа учителей старшей школы станет такая, что работать там не останется даже мать Тереза. И вот тогда наши руководители разведут руками и заявят, что кадров-то нет в школе! Некому учить детей! Все учителя стали такими корыстными: то кушать хотят, то за квартиру платить! Ну, не осталось в стране учителей химии, биологии и прочих дисциплин. Что поделаешь? А на нет, как известно, и суда нет. Хороший ход - просто отменить биологию, физику и химию как-то неудобно, а вот если избавиться от учителей эти предметы в старшей школе исчезнут сами собой.
С РАСПИСАНИЕМ НЕ ПОМОЖЕТ ДАЖЕ КОМПЬЮТЕР
Но даже если государство вдруг решит раскошелиться на зарплату учителям (во что уже никто не верит), возникнет еще более земная проблема: проблема с составлением расписания. Его уже сегодня ни одна компьютерная программа состряпать не может, а что будет при свободе выбора учеником предметов?
Сегодня несчастные завучи при составлении расписания учитывают следующие факторы: требования программы, возможности и пожелания отдельного учителя, санитарно-физиологические рекомендации и наличие кабинетов.
Когда же ко всему вышеперечисленному добавятся индивидуальные расписания 50 тинэйджеров, задачка весьма усложнится. Причем 50 учеников - это стандартная наполняемость всего двух классов, то есть одного 10-го и одного 11-го. А если в школе 5-6 старших классов?
Кстати, математики уверяют, что при выборе 6 предметов из 20 предложенных учебных курсов число вариаций составит 38760. А это значит, что 50 индивидуальных планов имеют большой шанс не повториться. (При расчете мы взяли 20 курсов, но это число приблизительное, учитывая разные уровни обучения, их может быть и больше, а авторы проекта не проговаривают четко количество предметов по выбору. Но меньше 20-и их точно не будет.)
ХВАТИТ ЛИ КАБИНЕТОВ?
Но даже если предположить, что несчастные учителя будут работать бесплатно и гениальные математики выведут алгоритм составления расписания, остается простой вопрос: где весь этот праздник индивидуального обучения будет проходить?
Сегодня, чтобы провести один урок для 50 старшеклассников нужно 2 кабинета или 4, если речь идет об уроках иностранного языка. Что будет, когда каждый из ста выберет себе свой предмет и свой уровень обучения? Сколько понадобится кабинетов и как все это впихнуть в тесные рамки расписания - на эти вопросы наши математики уже не отвечают.
Хотелось бы, чтобы многотысячный коллектив ученых, работавших над проектом, объяснил это земным учителям и простым математикам.
А заодно хотелось бы получить ответ на вопрос: наши разработчики пишут фантастические романы, утопические розыгрыши, зарабатывают деньги на пропитание или все-таки готовят реформу образования?
Обнинские учителя считают, что школы, чтобы не заморачиваться будут вынуждены в принудительном порядке составлять планы для своих учеников, исходя из своих возможностей. Ну, типа, вас много, а кабинет один! Или: «Ищите учителя, если найдете - ради бога, вон там, в подсобке уборщицы, есть место!»
РОДНОЙ ТАДЖИКСКИЙ ЯЗЫК
НА ДЕНЬГИ РОССИЙСКИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ?
Кстати, об учителях, предмет «родной язык» предполагает, что учащиеся и их родители могут потребовать от образовательного учреждения преподавания курса родного языка. Согласитесь, мило! Непонятно только, где российская школа будет искать учителя по таджикскому, узбекскому или, допустим, арабскому языку?
Нет, не подумайте ничего плохого, мы совсем не против родного языка, каким бы он ни был, хоть гоблинским, вопрос в другом: почему изыски новых стандартов должны оплачивать российские налогоплательщики? И как, интересно, будут выглядеть учебные планы и программы на всех языках мира? Кто их будет составлять и проверять их исполнение?
Возможно, составители опять неясно выразили мысль и считают родным только те языки, на которых говорят в Российской Федерации, это, конечно, существенно упрощает дело, ограничивая число языков не тысячами, а сотнями. Но в целом все равно непонятно. где директор простой обнинской школы найдет учителя татарского или ненецкого языка?
СТАНЕМ ЛИ МЫ СНОВА ПОДОПЫТНЫМИ КРОЛИКАМИ?
Авторы проекта новых стандартов сетуют на то, что нынешняя школа не справляется с проблемой воспитания и социализации школьников. Вероятно, чтобы решить эти проблемы, в старшей школе исчезнут привычные классы, потому как перемещение детишек по урокам будет напоминать броуновское движение и некоторые одноклассники смогут встретиться только на обязательных предметах. И то не факт, учитывая сложности с составлением расписания.
Возможно, это прекрасно, когда коллектива одноклассников не будет. Пугает другое: проводить образовательные эксперименты очень любят на наших обнинских детишках и учителях, как это было с ЕГЭ. Поэтому пока вся страна может спокойно ожидать 20-го года - времени, когда стандарты станут обязательными для всей страны, нам расслабляться не стоит. Для нас час «Х» может наступить в любой момент. А измученные экспериментами и реформами педагоги на этот раз проголосуют ногами, то есть просто уйдут из школы. Впрочем, кому они нужны в этой новой школе?
Министр образования Андрей Фурсенко заявил, что в случае, если стандарт не получит общественного одобрения, будет объявлен новый конкурс на его разработку, а это значит, что большой многотысячный коллектив ученых не умрет с голоду. Кстати, пока общественность скандалит по поводу старшей школы, в 2011 году на новый уже утверждённый стандарт перейдет начальная школа (1-4 классы), в 2012-м - основная (5-9 классы). Какие сюрпризы нас ожидают? - увидим в самое ближайшее время.
Конечно, реорганизация системы образования необходима, и скандал с 7 школой, не прошедшей аттестацию - это не случайность, а сто десятое предупреждение о том, что российская школа кричит о помощи. Но хаотичное внедрение псевдонаучных фантазий - это не тот путь, который приведет к созданию достойного образования для наших детей.
Рената БЕЛИЧ
ПРЕДМЕТНЫЕ ГРУППЫ
1. Филология (русская словесность, русский язык и литература, родной язык (нерусский) и литература).
2. Иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык).
Обучающийся имеет право выбора как одного, так и двух иностранных языков на базовом или профильном уровне.
3. Математика и информатика.
4. Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право).
5. Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология).
6. Искусство или предмет по выбору учащегося: это может быть «астрономия», «искусство», «технология», «дизайн» и др.,