Вы и мы
Спорный закон
Транспорт
09.09.2011

Таксисты Обнинска готовятся выйти изтени.

«Зеленоглазое такси». В прошлом веке слова из популярной песенки не вызывали удивления и никому в голову не приходило интересоваться, почему автомобиль службы пассажирских перевозок вдруг стал «зеленоглазым». В доперестроечное время каждое такси было оборудовано не только зелеными огоньками, намекающими на то, что авто свободно, но еще и украшено шашечками. А для расчетов существовал таксометр, который отсчитывал не только километры, но и рубли.

С наступлением в стране того, что некоторые оптимистично называют капитализмом, на рынке пассажирских перевозок наступил хаос, и про многое пришлось забыть, в том числе и про ответственность водителя такси за пассажира, и про качественный сервис.  

 

СКОЛЬКО ЗАПЛАТИТ ПОТРЕБИТЕЛЬ?

Каждому жителю Обнинска хоть раз да приходилось пользоваться услугами такси. И многие могут вспомнить массу неприятных историй, связанных с некачественным обслуживанием: то не доставят машину вовремя, то хамят, то цены заламывают несусветные. И самое неприятное, что бы ни случилось, невозможно найти управу на безответственное поведение водителей, потому как за это безобразие, по большому счету, никто не отвечал.

Недавно правительство наконец обнаружило, что со службой такси в стране не все в порядке, озадачилось проблемами пассажиров и сделало попытку изменить ситуацию, приняв новые законы. Принятие многих новых законов в нашей стране обычно сопровождается тоскливым раздумьем на тему: «А сколько все это будет стоить лично мне, простому российскому гражданину?»

Первого сентября вступает в силу Федеральный закон, согласно которому вводится обязательное лицензирование легковых такси. Каждый автомобиль оборудуют таксометром, «шашечками» на крыше и светоотражающей цветовой схемой на боках. Улучшит ли это качество обслуживания, и сколько мы заплатим за эти нововведения?

 

ПЛАТА ЗА КИЛОМЕТР

Пока в Обнинске таксометров никто не видел, поэтому поездка по Обнинску может обойтись в 60 рублей, а может и в 100. А если «ловить» машину на вокзале, то можно попасть и на 120, а вечером и на 150 рублей - так сказать, спецпредложение для гостей наукограда. Возможно, привокзальным таксистам это и нравится, но вот простые граждане как-то не совсем рады такой ценовой политике.   

С появлением таксометров стоимость километра пути будет фиксирована, да еще каждому пассажиру будет выдаваться кассовый чек, подтверждающий факт поездки в случае возникновения каких-то спорных ситуаций.

 

«ЛИПОВЫЕ» ПРАВА МЕНЯЮТ НА НАСТОЯЩИЕ

35_taksi_2_320А ситуации могут быть какие угодно, особенно если знать, что сегодня в службе такси контроль за состоянием водителей и транспорта осуществляется весьма халатно.

Например, по сообщению помощника прокурора города Обнинска Александра ЛИТВИНОВА, недавно сотрудниками обнинского ГИБДД были обнаружены таксисты, граждане Таджикистана, с подозрительными водительскими правами, на первый взгляд, явно изготовленными на струйном принтере. Права эти выданы на родине таксистов, но в России по ним можно ездить. Естественно, вид таджикского водительского удостоверения может быть каким угодно, поэтому прежде чем вынести решение о том, что права действительно поддельные, их направляют на экспертизу, а владельцам «липовых» удостоверений выдают временную справку, владелец которой может водить автомобиль уже совершенно легально.  

И уж, конечно, никому нет дела до того, что несчастный таксист работает без перерыва до тех пор, пока не засыпает прямо за рулем. И если ему повезло вовремя остановиться и не врезаться в другую машину, то подобные трудовые подвиги никого не волнуют.

С принятием нового закона обязательным станет и медосмотр для водителей перед сменой, и регулярный технический осмотр авто. Возможно, и права будут проверять более тщательно. Предполагается, что пассажир будет  застрахован от того, что за рулем такси окажется шофер «подшофе», или машина развалится прямо на ходу.

 

ОБНИНСКИЕ ТАКСИСТЫ ПРОТИВ ТАКСОМЕТРОВ

 35_taksi_1_320

Владельцы обнинских фирм такси не считают новые правила ценообразования логичными.

- Если будут отрегулированы цены на проезд одного километра, - говорит Александр КАПИТАНОВ, технический директор ООО «Фокус», - то пусть будет зафиксирована цена на бензин! Пока у нас не будет единого регулирования цен на топливо, ни о каком едином тарифе на проезд и речи быть не может. Кроме того, стоимость проезда зависит от класса машины, на которой вас везут. Что касается остальных требований, мы их соблюдаем еще с 2005 года.

- В Обнинске, - вторит Владимир Викторович, директор «Такси-Прайм», - неудобно рассчитывать стоимость проезда исходя из показаний таксометра. Кто-то поедет на другой конец города, а кто-то - буквально в дом через дорогу. В таком случае нам будет просто невыгодно заниматься перевозками.

Необходимое наличие таксометров в каждом автомобиле такси также не внушает оптимизма перевозчикам:

- Мало того, что нам придется потратиться на эти приборы, - говорит Александр Иванович, - так еще и непонятно, какой именно марки их надо приобретать. Может получиться ситуация как со счетчиками в квартирах - можно купить бюджетный, но он не будет удовлетворять требованиям управляющей компании, и придется приобретать дорогой. При повышении цен на топливо нам придется перестраивать таксометры, что вновь повлечет денежные затраты.

- Те таксометры, которые указаны в реестре, будут стоить от 8 до 15 тысяч, - рассуждает Владимир Викторович. - Сейчас у нас 25 автомобилей, и мы планируем расширять парк. Несложно подсчитать, во что обойдется нам такой закон.

Помимо трат, в которые выльется приобретение таксометров, владельцев фирм такси ждут и другие расходы. Таксометр - прибор довольно сложный, и его обслуживание также может вылиться «в копеечку».

- У меня на каждой машине работают по три человека, - рассказывает Владимир Викторович, - и естественно, прибор с некоторой периодичностью надо будет сдавать в сервис. В Обнинске просто негде обслуживать таксометры! Организация, обслуживающая кассовые аппараты, от этого отказалась, а другой у нас просто нет. Значит, мне придется ездить в другой город? Это вновь дополнительные расходы.

 

ЗА ВСЕ ЗАПЛАТИТ ПАССАЖИР

Угадайте, кто будет за все это платить? Конечно, пассажиры. А таксисты сейчас заняты поиском различных ухищрений, чтобы не упустить свое.

Например, в «репертуаре» таксистов может появиться такая услуга, как «подача машины».

- Если человек едет на небольшое расстояние, - рассказывает Владимир, директор «Такси-Прайм», - нам это, конечно, невыгодно. И не исключено, что за подачу машины будем брать определенную фиксированную сумму. В итоге, стоимость проезда может существенно увеличиться.

Кое-кто из «диких» частников рассчитывает работать нелегально, снять шашечки и антенны с машин и обойтись без лицензии. В крайнем случае, всегда можно сообщить проверяющим органам, что он подвозил свата или брата. А вот владельцы служб такси должны будут обзавестись лицензией. И штрафы за несоблюдение Федерального закона будут применяться уже с декабря.

Поможет ли все это навести порядок в сфере пассажирских перевозок? Пока неизвестно. Но, как бы то ни было, новый закон - шаг навстречу цивилизованному рынку, где права потребителя начинают защищать задолго до того, когда этого начинают требовать пострадавшие.

Лариса ВАЛУЕВА


Поделиться