Вы и мы
Школа на пороге очередных перемен и за порогом повышения зарплат
Школа
03.11.2011

На днях в приемной обнинского отделения партии «Единая Россия» в Доме Ученых состоялся очередной круглый стол, на этот раз на тему образования.

Собравшиеся обсудили вопросы новых образовательных стандартов, повышение зарплаты учителям и субъективность оценки трудов педагогов, высказали свое мнение по поводу того, кто должен заниматься воспитанием учеников: родители или учителя.

 

ЗАМЕНЯТ ЛИ УЧИТЕЛЯ РИСОВАННЫЕ ГЕРОИ?

Директора обнинских школ и руководители управления образования рассказали о новых образовательных стандартах.

- Что изменится в процессе обучения? - поинтересовался Георгий БОБЫЛЕВ, ведущий круглого стола.

 43_stol_1_320

Одним из основных принципов образования был назван переход от репродуктивного к проблемному обучению. Особый упор предложено делать на то, чтобы ребенок мог самостоятельно найти нужные ему знания. Переобучение уже прошли не только учителя начальных классов Обнинска, но даже учителя музыкальных школ и библиотекари. Педагоги уже получили ноутбуки и учебные программы к ним, и объяснять школьникам некоторые темы будут герои анимационных фильмов.

Естественно, далекие от образовательных учреждений участники круглого стола не могли не поинтересоваться, не рано ли в начальной школе уходить от репродуктивного обучения, поскольку именно в это время ребенок должен в первую очередь научиться учиться и получить те самые навыки, которые потом ученик будет воспроизводить на протяжении всей своей жизни. Потому как сначала ребенку нужно научиться читать, писать, считать, делать домашнее задание и понять, что учеба это труд, а не развлечение.

То есть получить определенные навыки, а уж потом заниматься поиском информации. И совсем странно, если учителя на уроке будут заменять мультяшные герои - за компьютером и телевизором дети и так проводят неоправданно много времени, а живое общение с учителем вряд ли смогут заменить самые лучшие мультики. Впрочем, все зависит от преподавателя.

Будем надеяться, что педагогам удастся без ущерба для образования совместить старую, проверенную классику и новаторские идеи.

                                  

ПЕРЕОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

43_stol_2_320Судя по всему, «искать информацию» детишкам придется, в первую очередь, у родителей и репетиторов, потому как в новых учебниках рядом с некоторыми заданиями уже есть значки, означающие, что  делать задание нужно с папой или с бабушкой. Вероятно, ученые мужи и дамы, сочиняющие учебники, так оторвались от реальности, что не догадываются о том, что бабушки и папы имеются в наличии не у всех детишек. А если и имеются, то, как это ни ужасно для теоретиков педагогики, но некоторые проживают в других городах или просто работают с утра до ночи. Кстати, несколько десятков лет назад учителя начальных классов как-то ухитрялись научить 30-40 учеников читать, писать и считать без помощи семьи и репетиторов.    

-  А как же родители будут помогать детям, если их самих в свое время учили по старой системе? - заинтересовались журналисты.

Учитель начальных классов Марина БОНДАРЕНКО рассказала, что для родителей она проводит консультации и рассказывает, как объяснить ту или иную тему. Родителям нравится.

Не понятно другое: почему бы учителю самому не объяснить эту тему детям на уроке? Все-таки профессионалов пять лет учат в ВУЗах, время от времени они проходят переподготовку, имеют опыт работы с детьми. Что же мешает учителю самостоятельно растолковать, как решается задача или действует правило русского языка?

Естественно, родители не имеют права самоустраняться от процесса обучения, но они вовсе не должны дублировать работу учителя. И не получится ли так, что привыкший учить тему с родителями ребенок в старших классах плавно перейдет в руки репетиторов? Впрочем, некоторые попадают к репетиторам уже в начальной школе, и назвать это инновационным методом обучения как-то язык не поворачивается. 

Но все предложенные методики нормальные учителя уже давно удачно применяли в своей практике и спокойно справлялись без начальственных указаний, и даже без составления многостраничных рабочих программ.

 

«ГУБЕРНАТОРУ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ПАМЯТНИК!»

43_stol_3_350Руководители школ рассказали о том, как учителя отреагировали на повышение зарплаты.

- Памятник нашему губернатору нужно поставить за такой шаг! - радуется Анатолий ГЕРАСКИН, директор школы № 11. - произошло изменение психологического тонуса педагогов!

Директор обнинской гимназии Александр СУХАРЕВ, заверил, что на одну ставку (это 18 часов в неделю) учитель высшей категории со всеми надбавками теперь получает 15 тысяч рублей. Только не надо думать, что если ставка учителя 18 часов, то именно столько он и работает. В реальности, подготовка к урокам, проверка тетрадей, оформление документации занимает времени в два раза больше. Именно поэтому советская власть в свое время ограничила работу учителя 18-ю часами в неделю. А советская власть просто так ничего не делала. Именно при такой нагрузке учитель способен выдавать наиболее качественный результат.

Но большинство учителей работают на полторы и на две ставки. Самую большую зарплату получил в гимназии учитель физкультуры - 38 тысяч рублей, но для этого ему пришлось работать 40 часов в неделю, а это больше двух ставок.

Лидия ДРОЖЖА, учитель школы № 1 рассказала о том, что молодая учительница начальных классов, получив свою первую зарплату в 21 тысячу рублей, сказала, что в школу, действительно, можно идти работать, потому что платят нормально.

- Конечно, все довольны не бывают, - дружно согласились директора школ, - Потому что нет инструментария, который мог бы отследить динамику результативности работы учителя за каждый месяц.

И, действительно, стимулирующие надбавки, которые получают педагоги, распределяются через советы школ, и здесь сложно уйти от субъективности оценок. И вряд ли повлияет на ситуацию участие в школьных советах родителей и учеников.

- Ученики и родители могут судить только о работе тех учителей, с которыми они общаются, - считают руководители школ, - но в коллективе педагогов гораздо больше. О многих мероприятиях, проводимых учителем, родители могут вообще не знать, поэтому и качественно участвовать в распределении стимулирующих выплат вряд ли смогут.

Так что приходится рассчитывать только на объективность руководства школы. Впрочем, при нынешнем дефиците кадров в образовании, директора вовсе не заинтересованы в том, чтобы лишиться ценных сотрудников, а шанс удерживать специалистов с помощью материальных стимулов теперь есть - считают участники круглого стола.

Рената БЕЛИЧ


Поделиться