Вы и мы
ИСТОРИЮ ДЕЛАЮТ ОБНИНЦЫ!
Дата
21.03.2008

      19 марта в России отметили День моряка-подводника. Обнинск, хотя и не является «портом пяти морей», но к подводному флоту имеет самое прямое отношение. Особенно с тех пор, как подводные лодки стали атомными.

А уж какие люди служат в Обнинском Центре подготовки боевых сил ВМФ имени Осипенко! Каждый – свидетель или участник событий, составляющих славную историю подводного флота!

 

ПОДВОДНИКИ – НАРОД СКРОМНЫЙ

Моряки-подводники – народ скромный. То ли профессия накладывает на них такой отпечаток – привыкли сидеть на глубине и не высовываться. То ли наоборот – в подводники идут люди с таким характером, которые не любят быть на виду. Так или иначе, но уговорить на интервью моего собеседника - капитана 1 ранга в отставке, научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории учебного Центра ВМФ Шоту Данелия было непросто, и удалось это только благодаря его начальнику – Петру Веселову.

Однако собеседником Шота Ермолаевич оказался очень интересным:

- Я родился и вырос в Севастополе. Я не помню, как и когда я научился плавать – как обычные люди не помнят, как они учились ходить. Что такое Севастополь – это море, солнце, ветер и мальчишеский задор. Мы никогда не ходили пешком – только бегали, занимались разными видами спорта. К 10-му классу у меня уже был первый юношеский разряд по гимнастике.

Мальчик Шота хотел быть шофером, геологом, моряком – нормальные мужские профессии. Тогда никто не стремился стать менеджером. Но получилось так, что профессию юноши определил за него военкомат.

- Меня направили в училище противовоздушной обороны в городе Энгельс. Зачислили меня практически без экзаменов на прожекторный факультет. Я тогда чуть с ума не сошел! Я – севастопольский пацан, в моем городе - два высших военных училища, а тут меня ставят прожекторами двигать! И я сделал так, что меня оттуда отчислили. Не потому что я не хотел быть военным, я просто не хотел быть прожектористом!

 

ВЗРЫВ «НОВОРОССИЙСКА» В СЕВАСТОПОЛЕ

Отчисленного курсанта направили служить во флот. Так Шота Данелия попал матросом на линкор «Севастополь».

- Это очень хорошая школа для будущего офицера, тем более – подводника. Там есть возможность изучить жизнь корабля досконально и изнутри, - уверен Шота Ермолаевич, который именно тогда, во время службы, будучи совсем еще молодым, стал свидетелем и участником первого в своей жизни исторического события.

Это произошло 29-го октября 1955 года в половине второго ночи. Главную базу Черноморского флота - город-герой Севастополь потряс взрыв. Взорвался линкор "Новороссийск", стоявший на рейде в ста метрах от набережной Военно-Морского Госпиталя. Разбуженный город высыпал на берег. Командующий Черноморским флотом, командир эскадры и старшие офицеры были подняты звонками дежурных, и через полчаса после взрыва были на борту корабля.

- Линкор "Новороссийск" – был мощнейшим и огромнейшим военным кораблем. Его команда насчитывала около тысячи человек. Кто и зачем взорвал линкор – неясно до сих пор. Об этом много говорят и пишут, выдвигают различные версии, но точно не знает никто, - рассказывает Шота Данелия.

Пробоина в носовой части была огромной, были пробиты насквозь все палубы линкора. Радио и трансляция на корабле были выведены из строя, матросы метались по палубе, слушая подчас противоположные команды руководства. Согласно Уставу, командование приняло решение бороться за живучесть корабля.

- Я был в составе аварийной партии, среди тех, кто спасал этот корабль, боролся за его живучесть. Мы четко знали, что делать каждому из нас. На этот случай все было расписано, были определенные схемы, проводились учения. Так что мы были подготовлены к ситуации, - вспоминает бывший моряк.

Эвакуацию с тонущего судна не проводили, считая, что незачем, раз корабль стоит на мелководье. В 4 часа утра корабль перевернулся и ушел под воду. Люди посыпались в воду, где их накрыло палубой огромного линкора. В ту ночь погибли от 600 до 800 человек, но мой собеседник не получил даже серьезных травм:

- Меня спасла моя мальчишеская закалка. Мы же постоянно ныряли, плавали, прыгали в море. Для меня прыгнуть с 10-метровой вышки, сделав перед этим стойку на руках – было обычным делом.

- А страшно было Вам тогда – совсем еще молодому, 20-летнему пацану?

- Знаете, скорее нет, чем да. Мы тушили пожар, закрывали пробоины, что-то таскали, словом, боролись за живучесть. Наверное, у нас просто не было времени бояться. А может, я просто не осознавал опасности, не думал о том, что я могу погибнуть. Я выполнял команды и делал то, что должен был делать  в данной ситуации.

Есть у Шота Данелия подозрение, что истинной целью тех, кто взрывал «Новороссийск», был на самом деле тот линкор, на котором служил он сам - «Севастополь». Просто в день, предшествующий взрыву, кто-то отдал команду, перешвартовать «Севастополь» на другое место. А на освободившиеся бочки (так моряки называют место стоянки корабля) встал злополучный «Новороссийск», вернувшийся с моря.

 

КОЛИ ВЫЖИЛ – УЧИСЬ!

После этого страшного случая матроса Шоту Ермолаевича вызвал командир линкора «Севастополь» капитан первого ранга Коровкин и сказал: «Сынок, раз ты выжил, тебе надо получать высшее образование. Юноша был не против, и его вместе с другими матросами срочной службы в составе экспериментального набора направили в Севастополь в Высшее Военно-морское инженерное училище подводного плавания.

Набор-то хоть и был экспериментальный, но «срочники» шли вместе с обычными выпускниками школ на общих основания. Так что, конкурс был большой, а среди выпускников было немало медалистов.

Правда, для срочников устроили подготовительные курсы, на которых с ребятами занимались лучшие преподаватель Севастополя, помогая вспомнить школьные науки вчерашним матросам.

Шота Данелия 5 вступительных экзаменов сдал на отлично, и только за 6-й – английский язык – получил трояк:

- Да и тот женщины из приемной комиссии мне, по-моему, поставили из личной симпатии, а также глядя на другие вполне успешные мои результаты, - улыбается Шота Ермолаевич.

Учиться было очень сложно. Тем более что 21-летнему Шоте не хотелось ударить в грязь лицом перед своими 16-летними сокурсниками.

После окончания первого курса Шоту Данелия в составе специального набора, отобранного правительственной комиссией, оправили в Ленинградское училище имени Дзержинского. Там был организован спецфакультет, на котором готовили специалистов для работы на атомных подводных лодках.

- Учеба была строго секретной, с другими курсантами училища мы практически не общались, жили в казармах. Учиться была сложно, но очень интересно, - вспоминает Шота Ермолаевич.

После училища Данелия распределили на Северный флот, и стал он командиром группы дистанционного управления ядерной энергетической установкой подводной лодки К-172. Люди сведущие в истории подводного флота вздрагивают при упоминании этой лодки, так же, как мы, штатские при упоминании АПЛ «Курск».

 

РТУТЬ НА БОРТУ

Эта история произошла практически ровно 40 лет тому назад – в марте 1968 года АПЛ К-172 отправилась в море со специальным заданием. Экипаж составляли 137 человек, плюс флагмех дивизии капитан 1 ранга Анатолий Котяш, командир капитан 2 ранга Николай Шашков, командир БЧ-5 А Шота Данелия - капитан 3 ранга.

По официальной версии, в третьем отсеке, хранилась колба со ртутью – 18 кг. Вот эту колбу, по халатности нарушив правила обращения с высокотоксичными веществами, и разбили в каюте химика перед выходом на боевую службу. Пытаясь скрыть неприятный факт от командира, химик и врач приказали провести приборку. Жидкую ртуть собирали ветошью, метелками, совками и сбрасывали в умывальник. Понятно, что такой “приборкой” ее лишь еще больше растерли по каюте и создали самые благоприятные условия для испарения. Врач и химик молчали, словно воды в рот набрав, а корабельная вентиляция тем временем разносила пары ртути по всему кораблю, по каждому из его десяти отсеков.

Однако непосредственный участник тех событий Шота Данелия утверждает, что никакой колбы на борту не было. Ртуть в подводной лодке есть в некоторых приборах, но ее количество незначительно, а самый «ртутный» прибор находится все время за бортом лодки. Так что на вопрос «Откуда взялась ртуть?», Шота Ермолаевич разводит руками и вспоминает, что история эта происходило во время Арабо-Израильско конфликта. СССР тогда негласно поддерживало арабов. Поэтому экипажу К-172 была поставлена боевая задача – уничтожить Израиль. Для этого на борту подлодки были 8 крылатых ракет "П-6" с ядерными боеголовками.

Ну, а разведка противоположной, израильской стороны, разумеется, тоже не дремала... Может быть, ртуть появилась именно вследствие этого. На своей версии бывший командир БЧ-5 не настаивает, но мне думается, что в тесной компании подводников трудно было бы скрыть факт разлития смертельного количества ртути. Да и врач с химиком – не самоубийцы же они были…

Так или иначе, но в этом специальном походе, со специальным заданием, о котором в стране знали лишь единицы, от тяжелого ртутного отравления страдал весь экипаж:

- Ощущения были жуткие, - вспоминает Шота Данелия. – Сильнейшая тошнота, неукротимая рвота каждые 5 минут, жуткие боли в животе. Люди не могли есть, худели, слабели, не могли стоять вахту. Пришлось нести все вахты Николаю Шашкову, как командиру лодки и мне, как командиру БЧ-5. А что было делать? Выхода у нас не было. Мы все похудели килограммов на 20 каждый! Нас держало только лишь чувство ответственности. А у многих моряков начались галлюцинации…

Представляете себе?! Галлюцинирующий экипаж рядом с ракетами с ядерными боеголовками… По идее, экипаж тогда надо было сразу же снимать с задания и отправлять домой. Но поскольку обстановка в регионе становилась все более угрожающей, Главком ВМФ спросил, могут ли они продержаться еще несколько недель на месте. Последовал ответ: могут.

- Вернуться с моря, не выполнив боевого задания – это позор, который может искупить лишь пуля в собственный лоб!!! – восклицает Шота Ермолаевич, даже сейчас горячо переживая те давние события!

 

НЕ ТОТ ГЕРОЙ, У КОГО «ЗВЕЗДА»

В ртутных парах экипаж прожил не дни, не неделю, а 2 месяца! Никто не знал точно – что случилось на лодке. Думали на что угодно, но только не на утечку ртути. Подозревали даже лучевую болезнь – симптомы похожие.

АПЛ К-172 прибыла на место, заняла боевую позицию, но выполнять задачу не пришлось, поскольку команды выпустить ракеты так и не последовало – что-то там поменялось в политической ситуации…

- Если бы мы выпустили эти ракеты, то ни от Израиля, ни от Ливана не осталось бы ничего! – комментирует Шота Данелия. – Да и наша подлодка вряд ли бы выжила. Ведь в те времена крылатые ракеты не могли стартовать из-под воды. Лодка должна была всплыть, чтобы их выпустить. А тех нескольких минут, пока ракеты наводились на цель, вполне бы хватило противнику, чтобы нас уничтожить. И весь экипаж знал об этом с самого начала. Вы спросите сейчас: «Было ли страшно?». Нет, опять не было. И не потому, что я такой уж смельчак. Просто я выбрал такую профессию. Да, она опасная, но я знал об этом заранее. И если бы не хотел этой опасности, то мог бы пристроиться где-нибудь в штабе, на берегу. Но раз уж я пошел в море, то бояться уже просто глупо.

Возвращаясь обратно, с К-172 эвакуировали самых тяжело больных членов экипажа.

– На них было страшно смотреть – такие они были худые и бледные, особенно по сравнению с «надводными» моряками – загорелыми здоровяками, просмоленными всеми морскими ветрами! – вспоминает Шота Ермолаевич. - А у нас к концу похода уже воспалились десны, выпали зубы и опухла гортань так что было трудно дышать…Я мог бы сказать, что после этого случая всю свою жизнь я жил «стиснув зубы», если бы не потерял свои зубы в том походе…

За этот поход Шота Данелия был дважды представлен к званию Героя Советского Союза, а позже – Героя РФ. Но так и не получил это звание официально…Что-то там «не срослось» в высших сферах, кто-то не подписал указ – из-за забывчивости или оттого, что поменялась политическая ситуация… Шота Данелия не в обиде на генералов:

- Мне «герой» не нужен, особенно сейчас, когда мне уже 73 года. Обидно лишь за то, что за правонарушением всегда следует наказание, а вот награда за подвиг далеко не всегда находит своего героя, потому, что стать героем можно лишь тогда, когда кто-то там «наверху» решит: «Да, он – герой», и поставит свою подпись…

Шота Ермолаевич уверен, что не звезда на кителе делает человека героем:

- Знаете, я видел этот ежедневный, «бытовой» героизм, когда люди даже умирая, стараются не уронить своего достоинства! Их волнует то, как они выглядят в глазах своих товарищей, потому что они – команда! И поэтому они шутят над своим положением, хотя юмор этот подчас бывает черным.

 

НЕ ПОТЕРЯТЬ ЛИЦА!

Был и еще случай в жизни подводника Данелии, когда он находился на волосок от смерти. В 1970 его подлодка столкнулась с английской лодкой на глубине 180 м. Тогда тоже были погибшие и раненые. И сам Шота Ермолаевич получил тяжелую травму позвоночника, в результате которой он - молодой мужчина, не достигший еще 40-ка лет, спортсмен, частично был лишен подвижности - ни нагнуться, ни повернуться.

- Мне неоднократно после этого предлагали списаться на берег, но я продолжал плавать до тех пор, пока меня не списали, можно сказать, насильно! – улыбается Данелия.

Так в 1972 году Шота Данелия попал в Обнинский Центр подготовки боевых сил ВМФ, где он работал сперва простым преподавателем, потом начальником отдела. А потом его, как профессионала и знатока своего дела отправили создавать аналогичный Центр на Дальнем Востоке.

- Система подготовки экипажа очень сложна, -  считает Данелия. -  Это как в симфоническом оркестре, где надо научить сначала каждого музыканта играть его личную партию, а потом свести все воедино, что невозможно без дирижера. Так и экипаж - надо подготовить каждого в отдельности, а потом всех вместе. Тогда это будет крепкая команда.

О каждом из обнинских подводников, работающих в Центре подготовки можно написать книгу, или статью. Все эти люди – профессионалы высшей пробы с громадным опытом! И к счастью, этот опыт востребован.

Но в нашей стране жизнь у военных нелегка, даже у таких легендарных. Шота Данелия, который 20 лет возглавляет Обнинский Совет ветеранов-подводников знает не понаслышке о том, как судятся военные пенсионеры со своим же ведомством за прибавки к пенсии - за то, чтобы учли и «северный» коэффициент, и то, что служили на атомных подлодках. Много чего надо доказать «паркетным» генералам, чтобы получить пенсию, на которую можно было бы жить.

И с жильем есть проблемы у военных, в том числе и у самого Данелии. Но офицеры не унывают, потому что подводник должен быть всегда подтянут, бодр и ни при каких обстоятельствах не должен «терять лица»! Такие уж это люди. С праздником вас – с днем моряка-подводника!

Марина ВОРОНЦОВА

Поделиться