Вы и мы
Александр Ларин: «Какие бы ни были законы, их нужно знать и соблюдать!»
В гостях у ...
31.05.2012

Зачастую защищать права детей приходится правоохранительным органам: полиции, прокуратуре. С нынешнего года расследование тяжких и особо тяжких преступлений, в которых задействованы несовершеннолетние, переданы под юрисдикцию Следственного Комитета России. 

Накануне Дня защиты детей, который празднуется 1 июня, начальник обнинского отдела СУ СК России по Калужской области Александр ЛАРИН рассказал нашей газете о работе следователей с несовершеннолетними.

 

ПРОДАВЦЫ РЕБЕНКА СОБИРАЮТСЯ ЕГО ВОСПИТЫВАТЬ

- Александр Викторович, основная обязанность по защите прав ребенка обычно возлагается на родителей. Как в эти функции вписываются силовики?

- Родители бывают разные, на некоторых из них просто опасно возлагать какие-то права, не говоря уже об обязанностях. На днях, например, мы отправили в суд дело о продаже новорожденной девочки, родители которой собирались ее продать за тысячу долларов. А когда по такой цене сбыть ребенка не удалось, согласились на пятьсот.

- Помнится, тогда в дело вмешались полицейские, и сделка не состоялась. Какова дальнейшая судьба девочки и родителей?

- Ребенок был передан в больницу, а родители арестованы. В настоящее время расследование уголовного дела завершено, и оно после утверждения обвинительного заключения направлено в суд. Обвиняемые свою вину признали и сейчас заявляют, что после отбытия наказания собираются забрать ребенка и заниматься его воспитанием.

- Как интересно! У мамы в Узбекистане двое детей, которых она оставила на попечение мужа, в России она живет без регистрации и когда ее поймали на продаже ребенка, заявляла, что вернуться на родину она не может, потому как родила дочку от любовника. Неужели после всего этого ей доверят ребенка?

- В принципе, лишенные родительских прав граждане при определенных обстоятельствах могут восстановить свои права. Но на сегодняшний день мать родительских прав не лишена. А отцом по закону является ее муж, который фактически к рождению ребенка отношения не имеет. Кроме того, вряд ли можно верить всему тому, что говорят арестованные во время следствия. Но, в принципе, такая возможность у матери ребенка есть.

- Если мать не лишат прав, ребенка нельзя отдать на усыновление. Получается, девочка должна жить в доме ребенка и ждать: вспомнит ли о ней ее мамаша или нет?

- Да, так и есть. Государство предоставляет право родителям исправиться. В противном случае ребенок будет воспитываться в детском доме или опекунской семье.

           

ПЕДАГОГОВ НЕ УДИВИЛА 15-ЛЕТНЯЯ ШКОЛЬНИЦА, СТАВШАЯ МАМА

- Может быть, для девочки это будет не самым худшим сценарием развития событий? В детском доме ее права будут защищать профессиональные педагоги.

- К сожалению, в нашей практике нам приходится сталкивать с ситуацией, когда и профессиональные педагоги демонстрируют потрясающую юридическую безграмотность и странные принципы. Недавно, например, стало известно, что одна из находящихся под опекой государственного учреждения девочка в 15 лет стала мамой. 

На вопрос, почему директор детского центра не сообщила об этом факте правоохранительным органам, мы получили ответ: «Так у них все было по обоюдному согласию!» Приходится напоминать, что вступление в половую связь с несовершеннолетней - это уголовное преступление, подробности которого должны расследовать компетентные органы.

- Получается, что директорам детских учреждений нужно разъяснять то, что им почему-то не рассказали в институте? Или детские учреждения просто стараются скрывать чрезвычайные происшествия, происходящие с их воспитанниками?

- Да, некоторые директора совершенно неадекватно реагируют, и вряд ли это можно объяснить заботой о детях. Скорее всего, причина в извращенном представлении о том, как нужно заботиться о репутации учебного заведения.  

Конечно, в школе не все дети благополучны, и не всегда в правонарушениях виноваты преподаватели.

Но если преподаватели и руководители вместо того, чтобы всем миром, возможно, вместе со следователями и журналистами, стараться разбираться в ситуации, пытаются ее замолчать - тогда вместо одного происшествия педагогический коллектив получает целый клубок проблем.

 

БЕЗГРАМОТНЫЕ ПЕДАГОГИ

- Да, отдельные обнинские педагоги-руководители имеют привычку сначала заявлять, что школа не воспитывает, а оказывает услуги, а потом истерить по поводу того, почему журналисты или следователи посмели вмешаться в процесс воспитания. Такое ощущение, что люди ни о законах ничего не слышали, ни о своих профессиональных обязанностях...

- Для того, чтобы как-то выправить ситуацию с юридической безграмотностью мы проводим беседы в школах и с педагогами, и с детьми, и с руководителями. Конечно, быстрых результатов мы даже не ожидаем, но у нас достаточно терпения и сил для того, чтобы донести точку зрения закона и объяснить необходимость его исполнения.

- Когда речь идет о детях и родителях, тогда понятно, можно объяснять бесконечно, а вот когда директора школ демонстрируют юридическую безграмотность, не кажется ли вам, что люди просто не имеют право руководить коллективом и заниматься с детьми?

- Не будем так категоричны, каждый случай нужно рассматривать индивидуально. И все, кто отвечает за детей по долгу службы, обязаны знать соответствующие законы.

Мы не должны объяснять начальнику опеки и попечительства ее обязанности и вести долгие дискуссии с директорами школ, которые пытаются узурпировать право воспитывать ребенка. Ситуации, действительно, бывают разные, но попытки не выносить сор из избы - это самая проигрышная политика. Особенно, когда речь идет о детях.

Беседовала

Рената БЕЛИЧ

Поделиться