Вы и мы
КТО ОТВЕТИТ ЗА ВРАЧЕБНУЮ ОШИБКУ?
Ситуация
17.04.2008

Всем нам приходилось слышать и читать призывы медиков не заниматься самолечением, не ставить самостоятельно диагноз. И, тем не менее, многим приходилось слышать от врачей вопрос: «Что же Вы раньше не пришли?»

Люди, безусловно, бывают разные, но всегда ли виноват больной в том, что диагноз не поставлен своевременно? Всегда ли виноват пациент, что всячески оттягивает время посещения врача? В нашем случае пациентка обратилась к врачу. Как же случилось, что правильный диагноз поставлен не был?

 

«ВЫЗЫВАЙТЕ УЧАСТКОВОГО!»

19 февраля Анна (имя изменено по просьбе родителей девушки), восемнадцатилетняя жительница города Обнинска, обратилась в скорую помощь с жалобами на плохое самочувствие.

Недомогание и слабость, Аня, студентка второго курса, чувствовала давно, но считала плохое самочувствие результатом переутомления. Всем известно, что для студентов сессия - время сдачи экзаменов, и на такие пустяки как усталость и потеря веса молодые люди внимания не обращают. Сессия была мужественно сдана, а состояние Ани становилось все хуже и хуже. К слабости добавился стоматит, постоянная жажда и потеря девяти килограммов веса. «Я поняла, что со мной что-то не так. У меня было такое ощущение, что я просто таю» - рассказывает девушка.

Встревожились и родители, не зная, что делать с дочерью: то ли отправить отдыхать, то ли обратиться к врачу? Но к 18 февраля Ане стало совсем плохо, она уже с трудом передвигалась по квартире.

- Мы позвонили в скорую помощь, но диспетчер «скорой» высылать бригаду на вызов отказалась, мотивируя это тем, что температуры нет, а «плохо» и «слабость» это не повод для вызова скорой помощи. – вспоминает Аня. - Еще диспетчер порекомендовала мне обтереться водкой, укрыться теплым одеялом, сделать компресс на голову и вызвать участкового врача.

Совет вызвать врача, конечно, логичен. Но вызывает легкое недоумение способность диспетчера «скорой» по телефону не только ставить диагноз, но еще и давать рекомендации по лечению болезни. Впрочем, возможно квалификация диспетчеров скорой помощи настолько высока, что определение болезни по телефону для них не составляет никакого труда.

Очень жаль, что в этом случае диспетчер ошиблась. Советом вызвать врача, конечно, воспользовались, но только на следующий день - еще один день был потерян.

СТОМАТИТ И ОРВИ ВМЕСТО ДИАБЕТА

Пришедшая по вызову врач Галина Багманян, посмотрев на юную пациентку, ее состоянием не встревожилась. Слабость и плохое самочувствие в конце зимы - дело обычное, а то, что девушка есть не может, тоже не удивительно – у нее весь рот язвами усыпан. Болезненная худоба, благодаря модельным агентствам, уже давно не вызывает тревоги даже у врачей (в былые времена вес 41 килограмм при росте около 160 сантиметров – это если не повод к госпитализации с диагнозом «дистрофия», то уж точно серьезная причина для медицинского обследования. Тем более, если девять килограммов были потеряны за последние два месяца).

Температуры нет, давление в норме. Врач ставит диагноз глоссит (стоматит), ОРВИ под вопросом и дает рекомендацию посетить стоматолога.

Между тем, симптомы у девушки как будто взяты из медицинского справочника: потеря веса, затрудненное дыхание, слабость, тошнота, потеря аппетита, язвы во рту, запах ацетона изо рта – классические признаки сахарного диабета. И счет времени, отведенный для спасения больного, исчисляется если не минутами, то часами.

 

СЧЕТ НА МИНУТЫ

Успокоенная уверениями врача, девушка поверила, что ей нужно «просто отдохнуть». К счастью для пациентки, она не стала утешаться плиткой шоколада или лечиться чаем с медом. В противном случае неизвестно, какую картину обнаружили бы родители, придя вечером с работы домой.

Через два дня (!), когда состояние больной катастрофически ухудшилось и к перечисленным симптомам добавились нестерпимые боли в животе, «скорая» все-таки приехала. Нужно отдать должное врачу и медсестре скорой помощи. Их действия были профессиональны и тактичны. Медсестра буквально с порога уловила характерный запах ацетона («поджелудочная, диабет»). Девушку в предкоматозном состоянии доставили в реанимацию, где был поставлен окончательный диагноз «сахарный диабет».

Врачи больницы с возмущением обратились к родителям: «У вас классические признаки сахарного диабета! Куда вы смотрели?». Действительно странно, почему родители не знают классических признаков сахарного диабета?

Может быть, врачам все же следует спрашивать: «Как случилось так, что участковый врач не смог диагностировать начало диабетической комы?».

Но к своим коллегам врачи претензий не предъявляют. Что же в этой ситуации делать больным? Самим изучать медицинские справочники? Опрашивать родных и близких на предмет постановки диагноза?

- Мы понимаем, что не всегда болезни проявляются классически, не сразу можно поставить диагноз, но что делать, если врач даже не пытается его ставить? – возмущается мать пациентки. - Как можно такому врачу доверить жизнь своих близких? Почему врач не дала направление на анализы? Мы категорически не хотим, чтобы нашим участковым была врач Багманян. Руководство поликлиники уверяет нас, что, на прием в поликлинике мы можем прийти к любому врачу, а вот по вызову на дом к нам всегда будет приходить именно она. Может быть, эту проблему нужно решать со страховой фирмой? Хотелось бы получать от участкового врача если не квалифицированную помощь, то хотя бы простое человеческое участие.

ВОПРОС ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Все мы наслышаны о трудностях медицины: проблемы с кадрами, недостаточное финансирование, непрофессиональный менеджмент и т.д.

«Что делать? - разводят руками врачи, - вот такая у нас бесплатная медицина». Но медицина у нас не бесплатная, а страховая, то есть деньги за обслуживание пациентки медицинское учреждение все-таки получает. Причем из кармана простых обывателей, отчисляющих страховые взносы с каждой зарплаты. И не вина пациента в том, что этих денег не всегда хватает для достойной работы здравоохранения.

Конечно, работа врача тяжелая и сложная, часто мало оплачиваемая (хотя что лукавить, аппетит приходит во время еды – сложно сейчас найти врача, получающего меньше 10 тысяч рублей). Конечно, врачи – не боги, они могут ошибаться, но ведь и пациенты тоже люди. И ошибки врачей для них – вопрос жизни и смерти.

Во всем мире страховая медицина не считается бесплатной. И пациент не остается один на один со всей системой здравоохранения - качество медицинских услуг отслеживают страховые фирмы.

Именно страховые фирмы часто разбираются в ситуации, помогают в системном решении проблемы. Именно они должны определить, в чем причина ошибки: или это недоработка конкретного врача, или система оказания медицинской услуги такова, что ошибка будет повторяться снова и снова, только с другими людьми и другими диагнозами.

Именно для этого во всем мире существуют стандарты, которыми руководствуется врач при лечении пациента. Если эти стандарты нарушены, значит, в ошибке виноват врач. В случае, если врач все сделал по инструкции, проверяют, а правильно ли написана инструкция. Называется это стандартизацией медицинских услуг, без этого невозможно определить вину или невиновность врача, невозможно усовершенствовать медицинское обслуживание.

ВРАЧЕБНАЯ ОШИБКА ИЛИ СБОЙ СИСТЕМЫ?

Родители пациентки Ани считают, что в несвоевременной постановке диагноза виновата врач и хотят, чтобы им назначили другого участкового. Но действительно ли виновата участковый Баграмян?

Может быть, врач не должна была направлять пациентку на обследование? И есть ли уверенность в том, что история не повторится? С этими вопросами мы обратились к главному врачу обнинской поликлиники №1 Татьяне АРДАБАЦКОЙ.

- Согласно законодательству РФ об охране здоровья граждан (Раздел 4, ст. 20), пациент имеет право на «выбор участкового или домашнего врача с учетом его согласия». Пациент может написать заявление, с просьбой прикрепить его к другому врачу. Но в болезни девочки врач, конечно, не виноват. Если бы пациентка обратилась в поликлинику, у нас было бы больше возможностей для постановки диагноза. Можно было обратиться за консультацией к заведующему отделения, срочно сдать анализы. Почему она не пришла в поликлинику?

- Вероятно, потому, что ей было плохо…

- Девочка потеряла десять килограммов. Врач видит пациента только на вызове или на приеме. Она не может отследить изменения, которые произошли с пациентом. Возможно, больная не смогла оценить свое состояние, но ее родители должны были заметить, что девочка теряет вес, что ей плохо?

- Родители могут не знать признаки сахарного диабета. Именно поэтому они вызвали врача.

- Мне, кажется, они должны знать, что она не здорова. Немотивированная слабость, жажда, потеря веса – серьезный повод обратиться к врачу.

- Что делать же тем, кто не изучал медицину?

- Это обыкновенная грамотность. Передачи телевизионные есть, статьи. И, конечно, нужно прийти в поликлинику и сдать анализы.

«ОТ ОШИБОК НИКТО НЕ ЗАСТРАХОВАН!»

- Врач не направила пациента на анализы. Должен ли больной приходить к врачу со списком тех анализов, которые ему хочется сдать?

- Ей нужно было прийти к нам в поликлинику. Самому себя лечить нельзя. Если один врач не может поставить диагноз нужно идти к другому. Врач Багманян работает в нашей поликлинике около двадцати лет. Жалоб на нее от пациентов не поступало. К больным она внимательна, никогда не отказывается подменить коллег. Сама врач переживает эту ситуацию и по-человечески она очень сочувствует девушке.

-Существуют ли какие-то правила осмотра пациента на дому, то, что можно назвать алгоритмом действий врача?

-Это вопрос непрофессиональный. Врач должен действовать по ситуации.

- Действия врача в этой ситуации были профессиональны?

- Врач, безусловно, не смогла правильно оценить состояние больной, но в медицине каждый случай нужно рассматривать индивидуально. В частности, первичное выявление диабета в 18 лет - случай нестандартный.

- Медицина, конечно, наука неточная, но все-таки наука и, следовательно, поддается систематизации. Поликлиника – учреждение по оказанию медицинских услуг населению, а услуги во всем мире стремятся стандартизировать, для того, чтобы уберечь врача и пациента от банальных ошибок.

- Сегодня в отечественной медицине вводятся стандарты. Но первичный осмотр пациента, и тем более осмотр пациента на дому, стандартизации не подлежит. Институт участковых врачей в том виде, в каком он существует в России, в других странах отсутствует. Именно поэтому разработка стандартов в этом направлении медицины сталкивается с наибольшими трудностями.

- Значит ли это, что существующая система осмотра пациента на дому не дает возможности правильно и вовремя поставить диагноз?

- Мировая статистика врачебных ошибок достигает 30 процентов. И от ошибок никто не застрахован. Мы благодарны родителям пациентки, что они обратили наше внимание на этот случай. И постараемся проанализировать ситуацию и сделать соответствующие выводы для того, чтобы такие ошибки по возможности не повторялись. Ситуация с диабетом, действительно, тревожная. Только за этот год выявлено 14 случаев первичного заболевания диабетом. При этом около половины пациентов о своем диагнозе узнали именно от врачей.

Рената БЕЛИЧ


ПЕРВЫЙ ДИАГНОЗ – В РЕАНИМАЦИИ

Людмила ШАХИДОВА, врач-эндокринолог ЦМСЧ № 8:

- К сожалению, первичный диабет часто диагностируется только в реанимации. В первом квартале этого года нами выявлено 3 случая диабета у детей и подростков. У молодых людей проявляется так называемый «студенческий диабет», который фиксируется в первый раз во время сессий и именно в зимнее время.

После сорока лет врачи рекомендуют всем раз в год сдавать анализ крови на сахар. Во время последней дополнительной диспансеризации было выявлено два случая «скрытого» диабета. В Обнинске диабетическая служба на достаточно высоком уровне. Организована «Школа диабета», есть дневной стационар, выделено несколько коек в терапевтическом отделении больницы для больных диабетом. Сейчас мы предоставляем больным инсулин высокого качества.

Диабет – серьезная болезнь, пациенту работать над ней нужно систематически и только в содружестве с врачом.

Поделиться