Вы и мы
Известного ученого-чернобыльца обхамили в обнинском магазине «Связной»!
Нравы
27.09.2012

Девочка-продавщица из магазина «Связной», наверное, еще не родилась, когда ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС боролись за ее будущее. А может быть, в южной республике, откуда она приехала, не было слышно отголосков Чернобыльской трагедии.

Из 18 ученых и сотрудников Курчатовского института, работавших на крыше 3-го блока Чернобыльского реактора, в живых остались только трое, Они работали там, где не справлялись роботы, техника выходила из строя. Эти люди шли и делали свое дело. Выживали после этого единицы, один из них - Алексей ШАШКОВ.

И погибшие, и выжившие ликвидаторы - это гордость России. Однако нашлись в Обнинске люди, считающие себя вправе оскорблять и унижать их.



СЧИТАЕТСЯ ЛИ МОБИЛЬНИК СЛОЖНОЙ БЫТОВОЙ ТЕХНИКОЙ?

Алексей Шашков, ученый и ликвидатор, живет в Москве.  18 сентября он приехал по делам в Обнинск. Курчатовские физики любят посещать наш город. Вероятно, им кажется, что он полон людей со сходным мировоззрением и жизненной позицией. На свою беду Алексей Сергеевич зашел в магазин «Связной», расположившийся на территории Аксеновского рынка, и купил мобильный телефон. Вернувшись к себе на дачу, ученый понял, что интерфейс в модели не очень удобный, да и нужных опций нет.

- Продавец не позаботился предоставить полную информацию о товаре, - сокрушается Алексей Сергеевич. - Но когда я вернулся на следующий день, чтобы сдать телефон, мне не просто отказали, но и разговаривали со мной очень грубо. Говорят, сложную бытовую технику обратно не принимают. Разве этот мобильный телефон сложная техника?

Ответы на эти вопросы ученый попытался получить в магазине, но нарвался на такое объяснение, что ставший свидетелем неприятной сцены молодой парень посоветовал Алексею Шашкову обратиться в газету «ВЫ и МЫ», чтобы разговор с юной продавщицей стал более конструктивным.


КЛИЕНТЫ «СВЯЗНОГО» НЕ УЛЫБАЮТСЯ?

Появление прессы в магазине продавцов ничуть не смутило, они продолжили разговор в таком тоне, который иначе как оскорбительным, язык не поворачивается назвать. В считанные минуты журналисту заявили, что документы его поддельные, А Алексею Юрьевичу ехидно сообщили, что они понимают, почему у него есть инвалидность и вообще наговорили кучу гадостей. Девице не нравилось все: то, что мы улыбаемся (вероятно, клиенты «Связного» обычно плачут), то, что Алексей Сергеевич плохо слышит, то, что разговор записывается на диктофон, и прочее, прочее.

Высшей точкой культуры обслуживания продавщицы стало заявление о том, что она напрямую не может общаться с клиентом и будет это делать исключительно с помощью журналиста. Почему-то барышня считала, что Алексей Шашков не ее клиент, а газеты.

Напоследок девица обвинила всех в незнании законов и продолжала препираться даже когда получила от клиента заявление на проведение экспертизы. Нам, в принципе совершенно непонятно, о какой экспертизе идет речь и почему менеджеры «Связного» заставляют покупателей писать какие-то сомнительные заявления вместо того, чтобы сразу вернуть деньги. Рядом с визжащей девушкой стояла ее мать, которая выступала как группа молчаливой поддержки. За спиной покупателей переминались вызванные продавщицей охранники, явно не понимающие, зачем их сюда позвали.

- Выведите их отсюда! - бесновалась представительница подвида менеджеров.  

Однако героическими усилиями нам все же удалось внедрить в сознание продавщицы мысль о том, что ей неплохо бы объяснить свою точку зрения без диких визгов.

Продавщица выдала клиенту ответ в виде распечатки, в которой объяснялось, что радиоэлектронная аппаратура обмену не подлежит. Подписан ответ начальником группы по претензионной работе Д.А. Клименко.

Девушка отстояла для своего предприятия стоимость мобильного телефона - чуть больше 1200 рублей. Свое имя высококлассный специалист назвать категорически отказалась.


В СВОЕ ВРЕМЯ УЧЕНЫЕ-ФИЗИКИ НАРУШАЛИ ЗАКОНЫ И ПРИКАЗЫ

Менеджер магазина «Связной» уверяет, что она законы не нарушает. А вот Алексей Шашков в свое время законы нарушал. В конце августа 1986 года ученые-физики из Курчатовского института года, рискуя своими жизнями, ходили по радиоактивной крыше 3-го блока в поисках остатков разорвавшегося реактора, и нашли его нижнюю часть. Для понимания процесса аварии эта информация была бесценной.

Опасный груз нужно было снять с крыши и загрузить на машину, которая готова была отправиться в Москву. Курчатовцы знали, что полученная ими доза радиации может быть высокой, а согласно приказу по Институту, сотрудникам, получившим 25 бэр и более, грозил выговор со всеми последствиями. Не сговариваясь, члены бригады сняли накопители и отдали их дозиметристу, они не хотели быть наказанными, в случае переоблучения, но выполнение этой работы считали своим человеческим и профессиональным долгом.

Грузили останки реактора на машину практически вручную: руководитель группы Анатолий Киселев и Алексей Шашков стояли на автомобиле, а Борис Внуков и Михаил Лебедев на тросовой растяжке поднесли радиоактивный груз на руках и передали для погрузки. Много времени ушло на то, чтобы разместить груз в контейнере. Какую дозу радиации они получили - не знает никто, но один из немногих, оставшихся в живых Алексей Шашков в 1991 году перенес первый инфаркт, через год он перенес еще три, сегодня он инвалид первой группы.

Ученые-ликвидаторы понимали последствия своей героической деятельности, они хорошо знали, к чему приводят запредельные нормы радиации, но снимали свои дозиметры, нарушая законы, потому что для них дело и спасение других людей было важнее собственного здоровья и жизни.

Почему же некоторые из спасенных ими людей позволяют себе быть такими отвратительно разрушительными? И какой Чернобыль разрушил их души и совесть?


СОТОВЫЙ ТЕЛЕФОН МОЖНО ВЕРНУТЬ В МАГАЗИН!

Когда мы уходили из «Связного», нам вслед менеджериха визжала не останавливаясь:  
- Вы не знаете законов! Вы не знаете законов! Как вы можете писать, если вы не знаете законов! Вы не знаете законов!

Ответить продавщице мы пообещали через газету. Как сообщила нам Диана ЛЕНЧИНСКАЯ, начальник отдела борьбы с нарушениями в области потребительского рынка ОМВД по городу Обнинску, согласно постановлению Правительства РФ № 924 об утверждении перечня сложных технических товаров, не подлежащих обмену, мобильные телефоны в этот перечень не входят. Поэтому на отношения по приобретению мобильного телефона распространяются положения ст. 25 Закона «О защите прав потребителей»: сотовый телефон можно вернуть или обменять в течение 14 дней, не считая дня покупки.

В случае, если магазин отказывает в возврате денег за товар или в обмене товара, то это основание для привлечения его к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП (штраф - от 10000 до 30000 рублей).

Интересно, хватит ли сил у инвалида первой группы, проживающего в Москве, привести в чувство продавщицу мобильных телефонов в обнинском «Связном»?
Или, может быть, в нашем городе есть соответствующие структуры, которые займутся этим делом?

Рената БЕЛИЧ
 
 

Поделиться