Вы и мы
«Не будешь учиться - не сможешь учить!»
Образование
27.09.2013

Школы России медленно, но верно переходят на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). На областном педсовете в начале нового учебного года Министерство образования Калужской области призывало педагогов заниматься совершенствованием профессионального мастерства. Не формально, а реально.

Самостоятельное освоение заданий более высокого уровня, вновь приобретенные знания, и, как результат, методические наработки, -  бесценный багаж для движения к качественному уроку.  В освоении новых подходов к процессу обучения  активно участвуют педагоги МБОУ «Лицей «ДЕРЖАВА».  

 

МНОГООБРАЗИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

В лицее «ДЕРЖАВА» создана собственная программа повышения квалификации педагогов, которая уже принесла «золотые» плоды. Директор образовательного учреждения Оксана КОПЫЛОВА обеими руками поддерживает любые творческие начинания своих коллег и выделяет финансирование на участие учителей в проектах разного уровня.

- В лицее работает творческая группа педагогов - это наши «звездочки» программы повышения квалификации. Учитель может развиваться разными способами: дистанционно, через эксклюзивные программы, посредством олимпиад для учителей и т.д. Только тот педагог, который постоянно самосовершенствуется в своей профессии, достоин права учить других, - убеждена Оксана Николаевна.

Программой повышения квалификации педагогов лицея «ДЕРЖАВА» непосредственно занимается заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья ЕРМАКОВА. В целом  работу по творческому росту учителей возглавляет научно-методический совет, в который также входят руководители школьных методических объединений.

- На протяжении нескольких лет в лицее действуют межпредметные творческие группы, когда учителя работают совместно над определенной темой, чтобы добиться качественного результата, - подчеркивает Наталья Викторовна.

Педагоги работают в рамках программ: «Одаренные дети», «Духовно-нравственное воспитание», «Экология в системе культуры», «Здоровьесберегающие технологии».  На базе лицея создана и активно функционирует  учебная группа «Информационно-коммуникационные технологии», где учителя информатики обучают своих коллег грамотно организовывать урок с использованием компьютерной техники.  Уже третий год в лицее работает предметная олимпиадная школа, и педагоги осваивают задания, которые затем предлагают своим ученикам.

 

ПЕДАГОГ УСТУПАЕТ МЕСТО УЧЕНИКУ

Начальные классы лицея уже  третий год работают по новым стандартам образования. По словам Натальи Викторовны, все учителя прошли соответствующее обучение, умеют составлять рабочие программы, вести мониторинг формирования универсальных учебных действий, владеют современными педагогическими технологиями и продолжают учиться дальше. Основная задача лицея на сегодня -  изменить подходы к подготовке и организации современного урока у преподавателей-предметников  основной и средней школы. В связи с этим в лицее начинает активно работать группа по введению ФГОС второго поколения на основной ступени обучения.  

- Педагогам предстоит полностью пересмотреть свои взгляды на урок. Согласно новым стандартам, меняется роль учителя, во главу угла ставится ученик, организация его самостоятельной работы,- поясняет Наталья Ермакова.

Для того, чтобы научить педагога новым формам работы, существует внутришкольная система обучения, в которую входят не только педсоветы, заседания школьных методобъединений, проблемные семинары, но и ежегодный методический день с серией открытых уроков, на котором могут присутствовать все педагоги учебного учреждения. А также Дни науки, когда учителя готовят внеклассные занятия по своим предметам.

  В рамках внешкольной системы обучения лицей «ДЕРЖАВА» сотрудничает с Калужским государственным институтом модернизации образования (КГИМО),  Московской Академией повышения квалификации  педагогов начальной и основной школы по теме: «Содержание и методы обучения Образовательной системы «Школа - 2100», которая является базовой основой внедрения образовательных стандартов второго поколения. За последние пять лет лицей обучил всех педагогов, пожелавших повысить профессиональный уровень, на дистанционных курсах Московского Педагогического университета «Первое сентября», как говорится, без отрыва от работы. Сотрудники «Державы» активно участвуют в краткосрочных курсах-семинарах, которые предполагают однодневую выездную форму обучения на базе других школ. В прошлом году учителя лицея выезжали в Калугу, Людиново, Белоусово, Козельск, а также Ерденевскую среднюю школу в рамках проекта «Методический автобус».

Все наработки педагогов облекаются в методические пособия, которые складываются в методическую копилку лицея «Держава»  и публикуются на официальном сайте. Более того, педагоги участвуют в областных, всероссийских и  интернет-конкурсах методических разработок и, что главное, побеждают! Гордостью лицея являются методические пособия для учащихся и педагогов по «Основам православной культуры», «Истоковедению», разработанные учителем истоковедения Натальей КУЛИКОВОЙ, которая неоднократно становилась победителем и призёром областного конкурса «За нравственный подвиг учителя!»

СТАЖИРОВКА ДЛЯ ДИРЕКТОРОВ

На базе лицея областным Министерством образования сформирован ресурсный центр - стажировочная площадка «Модель общественно-государственного управления в школе». Это еще одна форма обучения, когда лицей готовит материалы для обучения группы директоров и их заместителей из других образовательных учреждений. Руководит стажировочной площадкой учитель начальных классов Марина БОНДАРЕНКО:

-  В прошлом году я прошла курсы на базе КГИМО по теме «Проектирование системы государственно-общественного управления образованием по вопросам духовно-нравственного развития подрастающего поколения», что позволило мне возглавить данное направление работы. После открытия стажировочной площадки нас посетили 92 слушателя из разных районов области.  Задача площадки -  научить руководителей управлять школой на примере  нашей модели государственно-общественного управления образованием. Такой формой в лицее является Совет учреждения, - рассказывает Марина Вячеславовна.

Совет учреждения участвует в управленческой деятельности лицея, привлекая муниципальные и общественные организации в управление образованием. Директора школ смогли ознакомиться с системой лицея, документацией, чтобы уже на базе своего образовательного учреждения создать подобную площадку.

После освоения курса слушатели пожелали ознакомиться с другими проектами лицея по данной тематике, что, несомненно, является положительным результатом работы стажировочной площадки. 

 

ПЕДАГОГИ - О ЛИЧНОМ РОСТЕ

Педагоги лицея «ДЕРЖАВА» делятся своими впечатлениями о работе в рамках программы повышения квалификации.

Светлана ОСАДЧАЯ, учитель истории и обществознания, участница городского конкурса «Молодой учитель года - 2011», победитель  в номинации «Лучшие традиции в образовании»:

- Уже пятый год работаю по программе «Школа- 2100». В ней заложены основы построения урока, которые легли в основу ФГОС. Современный урок начинается не с рассказа учителя, а с проблемы, которая ставится перед учениками. Они анализируют предоставленные документы, находят противоречия и выводят проблему. Затем выполняют ряд заданий в специальных рабочих тетрадях, ищут ответ на поставленный  вопрос. Домашнее задание система «2100» не предусматривает, но учащиеся должны до урока ознакомиться с параграфом по новой теме. В результате на уроке ученики очень быстро находят материал в учебнике. О том, что программа работает, говорит то, что дети, обучающиеся по предмету обществознание с 5 по 9 классы, получили на экзаменах очень высокие баллы.

 

Ольга КРУШИНСКАЯ, учитель английского языка:

- Я проходила обучение стандартам нового поколения на дистанционных курсах ПУ «Первое сентября». Обучение длилось пять месяцев, поэтому было очень удобно общаться с университетом по электронной почте. Мне высылали лекции, и после каждого изученного блока материалов я писала контрольные работы. Кроме того, необходимо было провести исследование на выбранную тему. Я изучала специфику обучения иностранному языку в начальной школе по ФГОС второго поколения на примере темы «Фонологическое сознание речи». Проще говоря, это умение детей слышать и воспринимать на слух иностранную речь.

Все обучение занимает очень много времени и сил, но с другой стороны неимоверно помогает в дальнейшей работе в обучении иностранному языку. С темой исследования я выступала на городских педагогических чтениях. Мою работу опубликовали в методическом центре, и теперь любой учитель может с ней ознакомиться.

Мы, «иностранцы», также имеем уникальную возможность участвовать во Всероссийском  семинаре издательства «Титул», где анализируются учебники, с которыми работаем на уроках. На семинаре мы встречаемся с составителями этих учебников, которые  рассказывают важные нюансы, о которых можно услышать только из уст автора.

Ольга СЛЕСАРЕВСКАЯ, учитель английского языка:

- Ранее я занималась самообразованием по теме « Подготовка учащихся к ЕГЭ», а прошлый учебный год был для меня первым годом работы в начальной школе. Для основательной подготовки к урокам, я начала участвовать в онлайн-апробации учебника «Happy English». Меня выбрал автор учебника - Клара КАУФМАН, и каждый мой урок описывался в онлайн-дневнике. Учителя России могли прочитать о том, как у меня проходят уроки, и каких результатов я добиваюсь. Все это я подкрепляла фотографиями работ детей, видеоматериалами с уроков. Дневник не был исключительно положительным, были уроки, которые по разным причинам не получались. Очень важно, что помощь в коррекции занятий шла от авторов учебников и огромного количества учителей-единомышленников. Итогом апробации был семинар издательства «Титул», на котором я рассказывала о своей работе с учебниками. Это был незабываемый опыт!

Татьяна СИДОРОВА, учитель начальной школы:

-  В начальной школе не так давно введен новый курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Прежде чем начать преподавать, я  прошла курсы по теме «Духовно-нравственное воспитание на основе православной культурной традиции». Лично для меня это еще один пласт нашей культуры и истории, который должен преподаваться в школе. В рамках курса на уроки приходил священник, вместе с учениками мы ездили на экскурсии, и все поездки были выстроены  согласно программе духовно-нравственного воспитания детей. Отрадно, что мы работаем в тандеме с родителями, которые являются большими помощниками в освоении различных тем.

 

Светлана ЛИТВИНЧУК, учитель математики:

- Я являюсь участником программы «Одаренные дети». Наша задача развивать творческие способности учащихся через кружковую деятельность, урочную и внеурочную, олимпиадную школу, а также летний лагерь одаренных детей «Синяя птица». Усовершенствование своих уроков я начинала с подборки материалов, которые бы вызвали у учеников интерес к решению математических задач. Мне пришлось проработать много литературы, в том числе старой советской школы, где очень много хороших наработок. Как результат, мои дети - победители городских олимпиад по математике и участники научно-практических  конференций различного уровня. По своим материалам я вела курсы повышения квалификации для учителей математики Жуковского района.

 

Наталья ФРОЛОВА, учитель информатики:

- Моя задача - искать интересные познавательные конкурсы, связанные с информационными технологиями, и привлечь своих коллег к участию в них. На базе лицея  мы организовали обучение учителей  информационно-коммуникационным  технологиям. Весной этого года наши педагоги приняли участие во Всероссийском конкурсе компьютерных презентаций, на котором заняли призовые места. К слову сказать, на конкурс были выставлены 190 работ из 46 регионов страны. 

Поделиться