журнал
Каждый день многие обнинцы пользуются лифтами. И не задумываются, что поездка на этом транспортном средстве может привести к настоящей трагедии.
То, что лифты периодически ломаются, уже давно стало нормой. Где-то хулиганы разбивают плафоны, и порядочные граждане вынуждены подниматься на свой родной девятый, а то и одиннадцатый этаж, в кромешной тьме; где-то ни с того ни с сего лифт останавливается между этажами…
В некоторых домах, например, на ул. Звездная, жильцы уже привыкли к тому, что лифт работает «через день».
СТАРОСТЬ – НЕ РАДОСТЬ
Фильм ужасов под названием «Лифт» можно снимать практически в каждом обнинском подъезде. Правда, падающие кабины и оборванные тросы – это сюжет американского триллера, а в российской действительности лифт скорее разрубит человека пополам или оторвет конечности. В Москве недавно лифт убил восьмиклассника, в Омске пару лет назад раздавил коляску с грудным ребенком. Просто механизм реверса дверей и блокировки не сработал или был отключен.
В такой ситуации двери кабины не только не откроются, если пассажир подставит ногу или руку, лифт вполне может поехать с человеком, зажатым между дверьми. В Обнинске никаких трагедий, правда, еще не произошло, но стоит ли уповать на то, что все будет спокойно и в дальнейшем?
Первая проблема заключается в том, что практически все обнинские лифты (кроме расположенных в новых домах) вплотную приблизились к окончанию срока эксплуатации. Средний возраст обнинских лифтов сейчас 17-20 лет. Заводской срок эксплуатации – 25. Реально же износ оборудования, по оценке областного Ростехнадзора, уже составляет около 80%.
Некоторые поломки легко устранимы. Например, замена все тех же лампочек – дело недолгое. А вот заменить подъемные тросы – уже сложнее. В любом случае, какой бы поломка ни была, пользоваться неисправным лифтом запрещено.
Впрочем, доблестные обнинцы все равно поднимаются на высокие этажи в лифтах. Порой даже не зная, что они на это не имеют права.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЫРА
Сейчас в Обнинске активно идет процесс передачи домов частным управляющим компаниям. Формально, УК заключают договор с жильцами домов, после чего получают от предыдущих «управителей» все документы на дом. Если же у предыдущей компании остались «долги», например, не выполнен необходимый капитальный ремонт дома, но бывшая управляющая компания (пока это только МУК) обязана его осуществить до полной передачи дома. Но вот с лифтами ситуация, мягко говоря, не понятная.
Дело в том, что формально владельцами лифтов являются жители дома. Лифт находится в их долевом владении (именно из этого исходили обнинские депутаты, устанавливая плату за лифт с человека, а не с площади квартиры, занимаемой людьми). Управляющая компания (либо ее сотрудник) регистрирует лифт в Ростехнадзоре на себя – как на управляющего лифтом. Управляющая компания нанимает обслуживающую организацию. Такая запутанная схема и мешает точно определить, кто за что отвечает.
Как сказал нашему корреспонденту известный обнинский юрист Сергей БАБИЦЫН, в случае трагедии, к уголовной ответственности будет привлекаться конкретный механик или инженер, который последним входил в лифтовую для ремонта (или еще чего – отследить, чем занимаются механики в спецпомещениях в большинстве случаев не представляется возможным – никаких систем видеонаблюдения в них не установлено).
В Обнинске обслуживанием лифтов порядка 20 лет занималась только МП «Обнинск-Лифт». В настоящий момент «Обнинск-лифт» обслуживает 521 лифт в жилом фонде.
Именно этой организации отходят деньги, которые горожане платят за лифты. А это – практически 60 рублей с человека. Самому «Обнинск-лифт» из них отходит 44 рубля. Остальная сумма идет в ЖЭКи за уборку в подъездах и лифтах.
В принципе, при грамотном управлении финансами, поддерживать обнинские лифты, при учете получаемых сумм, в приемлемом состоянии, даже при учете того, что в тариф заложена зарплата персонала, можно.
НЕЗАКОННАЯ РЕКЛАМА
Впрочем, лифты оказались местом для получения денег еще одной организацией – Муниципальной Управляющей компанией. Уже давно в обнинских лифтах на стендах, где обычно располагаются правила пользования лифтом (тоже глупость – какой толк в том, чтобы читать правила после, а не до того, как зайдешь в лифт?) появились рекламные щиты. На них, как и позже на квитанциях по оплате коммунальных услуг, рекламируется все подряд – от полиграфических услуг до пластиковых окон. Деньги за рекламу, как и в случае со злополучными квитанциями об оплате коммунальных услуг, уходят в МУК…
Подобная реклама абсолютно незаконна. Ведь лифт находится в долевой собственности жильцов дома! И именно они должны решать, сдавать в аренду площади (пусть и размером с лист А3) или нет. Правда, жильцы могут передать право распоряжаться площадями своей управляющей компании. Сделать это можно как на очном, так и на заочном голосовании. В любом случае, должен существовать некий протокол общего собрания жильцов. Скажите, многие ли из вас, уважаемые обнинцы, пользующиеся лифтами, разрешали своей управляющей компании пускать в лифт очередной спам?
Как рассказал нам директор МП «Обнинск-Лифт» Владимир СМИРНОВ, МУК разместил рекламу в лифтах, не посоветовавшись ни с жильцами, ни с самой обслуживающей организацией.
– Мы только просили директора МУК Сергея ЛАПИНА, чтобы на стендах остались правила пользования лифтом. И то их сделали очень маленькими.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ
Меж тем лифт – это транспортное средство повышенной опасности, такое же, как и метро или автомобиль. Это записано федеральных нормативных документах. И как любое транспортное средство (пусть и подъемное) должен проходить техосмотр, регулярно чиниться, иметь собственный технический паспорт. Также лифт должен в обязательном порядке быть зарегистрирован в Ростехнадзоре. Правда, юридически не совсем понятно, кто же отвечает за состояние лифта, а главное, кто в случае необходимости замены лифта должен ее осуществлять.
В случае неисправности на место аварии должен прибыть механик, который для осуществления ремонта переводит лифт в режим ревизии. По сути, режим ревизии от нормального отличается тем, что он позволяет механику свободно передвигаться по шахте. В «ревизии» выключаются практически все датчики, контролируются только основные цепи безопасности – целостность кабины, состояние дверей – открыты они или закрыты, – а также фиксация лифта на верхнем и нижнем этаже. А вот неравномерная нагрузка на тросы, которая никак в режиме ревизии не определяется, может привести к перекосу лифта и, в последствии, к трагедии.
Закончив ремонт, механик должен вернуть лифт «в исходное состояние», то есть – в режим нормальной работы. В Обнинске же этого практически не делается. Как признались нашему корреспонденту представители частных управляющих компаний, подавляющее большинство лифтов в городе работает как раз в режиме ревизии.
Не отрицал этого на заседании комиссии областного Ростехнадзора, проходившем примерно месяц назад, и директор МП «Обнинск-лифт» Владимир СМИРНОВ. Тогда он сказал, что режим ревизии – мера вынужденная. Дескать, на предприятии существуют серьезные кадровые проблемы, механиков и инженеров не хватает. Причем не из-за низких зарплат, а из-за того, что молодые люди просто не стремятся учиться по техническим специальностям. Все идут «в экономисты». А при малом количестве обслуживающего персонала реагировать на каждый возможный вызов – нереально. Вот и обходится «Обнинск-Лифт» только «ремонтом по заявкам застрявших граждан».
Впрочем, режим ревизии не только опасен для людей, но… и может быть основанием для перерасчета платы за лифт. Раз уж лифт находится в режиме ревизии, значит, он находится в ремонте. А на услуги, которые предоставляются в неполном объеме или не предоставляются, должен быть сделан перерасчет.
В беседе с нашим корреспондентом директор МП «Обнинск-Лифт» не отрицал, что лифты находятся в режиме ревизии:
– В свое время мы самостоятельно меняли диспетчерское оборудование. Приобрести новое, современное, наше предприятие не может – оборудование слишком дорогое. В любом случае, главная функция – связи с диспетчером – у пассажира остается.
ЛИФТЫ – ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ
Менять и ремонтировать лифты «Обнинск-лифту» все же пришлось. Некоторое время назад в Обнинске побывала комиссия Ростехнадзора, которая установила, что 20 лифтов непригодны к эксплуатации. Эти лифты были остановлены. Понятно, что без экспертного заключения о работоспособности ввести их «назад в строй» не получилось. Другое дело, что все те лифты, которые работают в режиме ревизии, должны быть опечатаны и находиться на ремонте.
Проблема Обнинска, как уже стало привычным, в том, что он – город маленький. И неудивительно потому, что сын Юрия Егоровича АКИМКИНА – главного инженера МП «Обнинск-Лифт», – Игорь Юрьевич Акимкин является главным инспектором обнинского «Инженерного центра». Который и дает экспертное заключение о состоянии лифта. А на основе заключения и выдается разрешение на эксплуатацию. Право делать выводы мы оставляем читателям.
ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
Как рассказал нашему корреспонденту директор ООО «Сервис-Лифт» (первая в Обнинске частная компания, занимающаяся обслуживанием лифтов) Сергей АВЕРЬЯНОВ, полная замена лифта обходится примерно в миллион рублей.
– Сам новый лифт стоит порядка 350-400 тысяч. В такую же сумму обойдется монтаж. Плюс к тому, лифт может быть оснащен системами видеонаблюдения – это тоже встанет в некоторую сумму.
– Можно ли снизить затраты?
– Можно произвести не замену лифта, а модернизацию старого. Если заменить основные объекты – лебедку, двери, купе кабины и прочее, то можно снизить затраты на 30-40%. Именно таким путем пошли в Москве. Надо сказать, что модернизированный лифт после проведения работ проходит освидетельствование и постановку на учет в Ростехнадзоре и получает новый «срок годности» – новые 25 лет.
В принципе, 600 тысяч – не такие уж большие деньги, особенно, если учесть, Что это – разовое вложение. В год «Обнинск-Лифт» может менять лифты в трех домах. В принципе, больше и не нужно – лифты старятся постепенно, и если все делать своевременно, никакой катастрофы не произойдет.
В 2007 году был объявлен тендер на замену лифтов в домах №№ 15, 17 и 19 по ул. Курчатова. Лифты в этих домах – одни из самых старых в городе. Недавно был объявлен еще один тендер – на замену лифтов в домах №№17 и 19 все по той же улице Курчатова. Дело в том, что горадминистрация, делая заказ на лифты, не подрасчитала с размерами – привезенные кабины оказались «не по шахтам» – слишком большими. Правда, их все равно смогли установить, расширив лифтовые шахты.
Впрочем, 20 новых лифтов – это капля в море. Разумеется, хорошо, что лифты вообще меняют. Впрочем, кто может поручиться, что трагедии все же не произойдет?
Ксения ИГНАТЬЕВА
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Мужчина:
– Внезапно меня охватила необычайная легкость, тело стало словно пушинка! Я переплывал от одной стенки к другой, слегка отталкиваясь, ничего не стесняло моих движений.
Психоаналитик:
– Ну когда же в нашей стране научатся делать прочные канаты для лифтов!