Вы и мы
ЛАБОРАТОРИЯ РАДОСТИ. ПРИЮТИТ ЛИ МЭРИЯ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР ЭКСХ?
Энтузиасты
30.06.2008

27 июня город и страна отметили День молодежи России. Во все времена старшее поколение ворчало на младшее: «Ну и молодежь пошла! Разве мы такими были!». Да, мы были не такими, а наши отцы и матери были не такими, как мы. Но это не значит, что они хуже (или лучше). Они просто другие. И разные…

ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ
      Молодежь – это не единый организм. Это просто много людей одного возраста. Но, как и в любом сообществе, среди них попадаются всякие. Кто-то «двигает» вперед науку, а кто-то – собственную карьеру. Кого-то не оттащишь за уши от компьютера, а кому-то милее всего пиво и сигареты в компании разухабистых друзей.
      А есть и такие, которые занимаются искусством. Скажем в театре «Экспериментальный класс современной хореографии» (ЭКСХ) под руководством Галины БАРБАРЫКИНОЙ. Сейчас в коллективе 25 человек – от 6 до 27 лет. В этот театр принимают всех желающих, независимо от их способностей к театру и к танцу. Главный критерий – желание заниматься этим непростым делом.
      - Я беру всех. Те, кто не хочет, не может, кому не понравилось, они отсеиваются  сами в процессе репетиций. Остаются только те, кто действительно любит театр и танец, - рассказывает Галина Валентиновна
      Уровень подготовки участников ЭКСХ разный, так же как и возраст. Есть и профессионалы – те, кто уже получил образование, и кто давно танцует в коллективе. А есть и новички.
      - У нас спектакли массовые. Выступать на сцене для актера – это счастье. И я стараюсь дать это счастье  всем своим ребятам, - поясняет режиссер. - Но для того чтобы вывезти спектакль на какой-то конкурс, требуется не столько массовость, сколько мастерство. Сейчас вот  у меня есть дети, которые просто физически не расположены к театру, к танцу. Таким детям сцена подскажет – стоит ли им дальше заниматься  в этом театре. Сцена сама проводит отбор.
      Себя Галина Валентиновна ощущает больше режиссером, чем педагогом. Свои репетиции она называет экспериментами, а театр – лабораторией:
    - Практически каждая репетиция приносит сюрпризы. Репетиции с маленькими детьми я называю «в песочнице». Мы сидим, придумываем всякие истории, фантазируем, читаем друг другу стихи и сказки, они мне рассказывают о своих игрушках, о том, как они летали во сне и наяву. В каждом ребенке мне интересна, прежде всего, личность. Ведь для того, чтобы ребенок захотел сесть на шпагат или сделал какие-то другие непростые упражнения, ему надо объяснить – для чего ему это надо. И его надо увлечь! Иначе это будут слезы и «Мама, забери меня отсюда!» А дети предназначены для другого – для радости!
      Повседневная работа артиста балета сложна и рутинна. Маленькому ребенку это просто скучно. Галина Барбарыкина уверена, что главное – дать детям общение и возможности для полета фантазии. Тогда и балет получится!
    - К сожалению, из-за того, что мы часто меняем место своей дислокации, я теряю очень много детей. Детей талантливых, способных!! Иногда родителям просто лень водить их на занятия. Сейчас мы базируемся на Самсоновском проезде – некоторые родители считают, что это слишком далеко.

      ОДНА МЕЧТА СБЫЛАСЬ
      За 8 лет своего существования театр ЭКСХ активно гастролировал, выступил на множестве фестивалей и конкурсов, завоевал немало званий и наград. В 2003 году на международном фестивале в Бресте, где участвовали 14 коллективов, Театр экспериментальной хореографии завоевал Гран-при. А еще была Москва, где в 2004 году по итогам театрального фестиваля «В добрый час» театр вошел в тройку лучших молодежных театров России новых форм.
      Последний раз ЭКСХ удачно выступил на конкурсе, который состоялся в конце апреля в Екатеринбурге. Это был восьмой Всероссийский фестиваль-конкурс молодежных коллективов современного танца. В конкурсе участвовали 28 танцевальных коллективов из Москвы, Югорска, Салехарда, Новотроицка, Кыштыма, Шадринска, Перми, Самары, Казани, Брянска, Омска и других городов – всего около 300 человек.
      - Можно сказать, что сбылась моя мечта! Мы наконец-то попали на этот фестиваль, на котором мы должны были быть еще 8 лет назад! Мы прошли первый, отборочный тур, что само по себе ценно, - рассказывает Галина Барбарыкина.
      В фестивале-конкурсе коллективы соревновались в пяти номинациях. Кроме того, именитые хореографы проводили мастер-классы. Подобные фестивали проходят всего в четырех городах мира. Во французском Монпелье, белорусском Витебске, а также в Москве и теперь в Екатеринбурге.
      - Вообще, Челябинск, Пермь и Екатеринбург сегодня считаются центрами российского современного танца, - поясняет режиссер. - И я очень рада, что мои дети побывали на фестивале нашего профиля, нашего формата. Даже если бы мы ничего не завоевали, все равно это было бы очень полезно для нас. Жюри, на мой взгляд, было очень объективным, без всяких там закулисных интриг и предпочтений. В состав жюри вошли Сергей Смирнов, дважды лауреат "Золотой Маски" – основатель и вдохновитель этого самого фестиваля, Олег Петров арт-директор института танца и другие хореографы.
      Надо сказать, что в этом фестивале принимали участие не только любители, но и профессиональные коллективы – студенты, которые учатся в хореографических ВУЗах и училищах. Тем не менее, Обнинский театр ЭКСХ занял второе место в номинации модерн-танец, что очень и очень неплохо для молодого самодеятельного коллектива. А еще театр получил специальный приз от Сергея Смирнова.
     
БЕЗДОМНЫЙ ТЕАТР
      Занятия в ЭКСХ платные, но все деньги идут на оплату аренды репетиционной и концертной базы. Вообще, с залами в Обнинске туго. Коллективов в наукограде явно больше, чем мест для их репетиций. И далеко не всем повезло быть «приписанным» к какому-либо учреждению культуры, школе или институту. У таких коллективов нет проблем с базой.
      А у театра ЭКСХ эта проблема стоит все 8 лет существования этого коллектива. Все эти годы ЭКСХ – «ничей», один, сам по себе. А значит, и выживать приходится без чьей-либо помощи и поддержки.
      - Все деньги, которые приносят дети, я отношу за аренду. Я не получаю в ЭКСХ ни копейки. Этот театр – мое любимое детище и можно сказать - хобби. Хотя, конечно, это уже несолидно - смеется Галина Барбарыкина.
      - А спонсоры у вас есть?
      - Можно сказать, что нет. У спонсоров надо уметь просить. А я не умею… Есть только ООО «Техпро». Оно помогло нам пару раз деньгами, за что я очень благодарна этому предприятию и его директору – Оксане Степановне Юрочко.
      Главная задача театра на сегодня – обрести какой-то статус, стать муниципальным. Галина Валентиновна собирается просить помощи у администрации Обнинска и у депутатов, и у всех, кого можно. Для этого готовится письмо, под которым подпишутся артисты театра (настоящие и бывшие), их родители, зрители и просто друзья ЭКСХ – все те, кому небезразлична дальнейшая судьба коллектива.
      Тезис Булгакова о том, что «Сами предложат и сами все дадут» на сегодняшний день, увы, не актуален. Никто ничего не предложит. Надо ходить, просить, выбивать, добиваться…
      - Иногда нам было немного обидно, - рассказывает Галина Валентиновна. - Скажем, когда в Екатеринбурге вывесили список выступающих коллективов, то у всех было написано «муниципальный» или какого-нибудь там завода. И только у нас в этой графе было написано просто «Обнинск». Как сироты…
      Кстати говоря, ЭКСХ хоть и не муниципальный коллектив, но участвует практически во всех городских мероприятиях. На День города артисты этого театра всегда выступают на каравелле, что стоит во дворе дома на Энгельса. Этой традиции уже лет 10 (с небольшими перерывами). Приглашают театр выступить и на День молодежи, и на церемонию награждения Человека года. Театр соглашается на все предложения, даже на бесплатные выступления, если только не уезжает на очередной конкурс.
      Кстати, театр Галины Барбарыкиной много ездит по стране, много выступает. Несет имя Обнинска, так сказать, «в массы», везде поднимая престиж города. Так почему бы муниципалитету не взять театр под свое крыло?
      Сейчас создается Молодежный Центр в сгоревшем помещении ОК-клуба на Горького. Так, неужели и там не найдется места для вполне молодежного коллектива, который отвлекая детей и подростков от улицы и всего того негативного, что с ней связано, приобщает молодежь к Прекрасному, приучает их любить Искусство и творить Добро?!
      Марина ВОРОНЦОВА

     
      ВСЯ НАДЕЖДА НА МЭРА
      Цитата из письма коллектива театра ЭКСХ на имя главы городской администрации Николая ШУБИНА:
      …Все эти годы театр существует совершенно самостоятельно на «условной материальной базе» за счет небольшой и нерегулярной помощи спонсоров и самостоятельной деятельности, в основном за счет энтузиазма участников и бескорыстной самоотверженной работы своего руководителя.
      Завоевывая почетные регалии на престижных конкурсах, в том числе и международного уровня, театр существует без какой-либо поддержки родного города. Выступая за пределами Обнинска, театр успешно побеждает коллективы, которые с гордостью представляют свои города и полностью обеспечены вниманием и поддержкой со стороны своей городской администрации.
      Во многих престижных конкурсах и фестивалях, на которые нас приглашают, театр не может принять участие, т.к. на это нет собственных средств. При всех своих уже вполне профессиональных успехах театр не может позволить себе содержать педагогов и администратора, все наши костюмы и декорации изготавливаются собственными руками. У театра нет постоянной репетиционной базы, приходится всякий раз искать и арендовать помещения не всегда соответствующие нуждам коллектива, оборудовать и обживать их, а затем искать новые.
      На протяжении более чем семи лет администрация города оставалась равнодушной и непричастной к проблемам и к творческим достижениям детей и молодежи коллектива.
    Уважаемый Николай Евгеньевич, мы понимаем важность и неотложность вопросов городской жизни, которыми Вы заняты и все же просим Вас рассмотреть возможность осуществления поддержки театра ЭКСХ на муниципальном уровне.
      В настоящее время рождается новое муниципальное учреждение культуры - ДК ФЭИ. Возможно, театр ЭКСХ сможет с Вашей помощью обрести «прописку» в его стенах, получить постоянную репетиционную базу и финансовую поддержку (ставки педагогов и руководителя).

Поделиться