Вы и мы
Людмила Сергеева: «У наших врачей есть кодекс чести!»
В гостях у ...
23.07.2015

Заведующая детской поликлиникой Людмила СЕРГЕЕВА занимает свой пост не первый год и знает о проблемах в данной сфере, пожалуй, лучше, чем любой другой житель Обнинска. Мы решили спросить у Людмилы Александровны, какие задачи сегодня стоят перед детскими врачами наукограда.

 

МОЛОДЕЖЬ В ПЕДИАТРЫ НЕ ИДЕТ

- Людмила Александровна, перед нашей беседой я наблюдал целую очередь юных пациентов, каждого из которых вы приняли. Неужели, даже будучи руководителем и депутатом Горсобрания, вы тоже должны этим заниматься?

- Вы, наверное, знаете, что у нас в городе сегодня очень непростая кадровая ситуация  с педиатрами, поэтому приемы ведут все: и участковые врачи, и заведующие отделениями, и я, как педиатр и заведующая поликлиникой, тоже. Проблема нехватки врачей многих специальностей характерна не только для Обнинска и области, но и для страны в целом. Несмотря на то, что  руководители и города, и клинической больницы прилагают определенные усилия по улучшению обеспечения медицинскими кадрами, у нас особенно сложное положение сейчас с участковыми врачами.

- Почему именно с ними?

- Это очень непростая работа, и  даже можно сказать физически тяжелая, так как связана в большой мере  с вызовами на дом, не требующими скорой медицинской помощи. А это обход достаточно больших территорий, многоэтажных домов с порой неработающими лифтами, неисправленными кодовыми замками на дверях подъездов, лающими собаками в квартирах. Дело в том, что участковой службы, в том виде, в котором она есть в России, нет практически больше нигде в мире. Только в нашей стране в задачу государственной участковой службы входят обслуживание неэкстренных вызовов к пациентам на дому. За границей же эта услуга платная. Кроме того, врачу зачастую приходиться иметь дело не только ребенком, который не всегда может объяснить свои жалобы, но и с мамой, и с папой, и с дедушками, и бабушками. У каждого из них, как правило, свой взгляд на проблему ребенка.

Поэтому молодежь предпочитает работу по таким специальностям, как гинекология, стоматология, УЗИ-диагностика. А педиатрами молодые люди становятся неохотно и говорят, что мы не для того учились  шесть-семь лет, чтобы ходить по квартирам. Поэтому приходится обходиться теми силами, что у нас есть. Особенно тяжело пришлось минувшей  зимой, когда нагрузка на врачей была просто колоссальной.

- А можно работать детским врачом и в душе не любить детей?

- Такие люди в педиатрию просто не пойдут. А кроме того, как может взрослый здравомыслящий  человек плохо относиться к ребенку? Ведь дети - это абсолютно чистые создания, с которыми всегда приятно общаться.

 

ПРОБЛЕМЫ РЕШАЮТСЯ ПО МЕРЕ СИЛ

- Вам наверняка периодически приходится принимать сложные решения, ведь проблем в нашем здравоохранении хватает. Например, в этом году в детской поликлинике какое-то время была нехватка с детским питанием «Беллакт». Как вам удается преодолевать эти сложности?

- Дело в том, что закон о дополнительном питании беременных женщин, кормящих матерей и детей раннего возраста у нас областной, финансирование идет из регионального бюджета, и мы на него повлиять не можем. Поэтому данные перебои от нас не зависят, и детская поликлиника с нашими раздаточными пунктами выступает исключительно в качестве исполнителей.

Однако, я хочу вам сказать, что обеспечение дополнительным питанием - это мера социальной поддержки. И далеко не все субъекты РФ имеют у себя подобные возможности. Даже если взять такую житницу, как Краснодарский край, то там выдают около 150 рублей на человека в месяц и больше ничего. Да и   не во всех областях Центрального округа есть таких преимущества, как у жителей Калужской области. У нас же есть питание и для матерей, и для детей, поэтому наша область в этом плане работает очень здорово.

- Как часто вам, как руководителю, приходится принимать на себя удар? Ведь люди бывают недовольны работой государственных медицинских учреждений.

- Мы стараемся максимально оптимизировать нашу деятельность, хотя претензии от жителей к нам все-таки периодически поступают. Причем большую нагрузку выдерживает регистратура центральной детской поликлиники, так как здесь для доступности медицинской помощи детям находятся  не только педиатры и узкие специалисты, но и сотрудники других служб больницы, таких, как ЭКГ-диагностики или клинико-диагностической лаборатории. Естественно, что если в отношении их работы  появляется какое-то недовольство, то оно распространяется и на всех нас. Тем не менее, совместными усилиями  мы стараемся решать все возникающие проблемы.

Например, в последнее время отмечались сложности с забором крови. Дело в том, что в городе около 19 тысяч детей, и каждому из них хотя бы раз в год должен проводиться общий анализ крови. В среднем это около 70 анализов в день. А есть еще заболевшие дети и те, кому нужно сдать кровь при оформлении в детский сад или школу. Мы предупреждаем родителей, что медицинское оформление в образовательное учреждение проводится с начала календарного года, но многие предпочитают все делать в последний момент, то есть к началу учебного года. К тому же в город в конце лета прибывают новые жители из других регионов. В итоге, перед началом осени на нас обрушивается огромный поток тех, кому нужно срочно сдать кровь. Поэтому для того, чтобы никто не обижался, мы увеличили количество и время забора крови на анализ, сохранив при этом талонную систему, гарантирующую плановую сдачу крови в конкретный день. Сегодня этот вариант работает, но я с волнением жду августа.

 

ДОЛЖНО БЫТЬ ВЗАИМНОЕ УВАЖЕНИЕ

- А ведь есть еще те, кто жалуется качество обслуживания детских врачей. Как вы к этому относитесь?

- Вы знаете, это, наверное, примета времени. Мы перестали относиться друг к другу более уважительно и терпимо. Для многих людей нецензурная лексика стала нормой общения, и они с места в карьер начинает срывать свое, пусть даже оправданное, недовольство. Особенно сильно достается регистратуре, где сидят беззащитные женщины. Все-таки нужно понять, что только вместе и сообща врачу и пациенту можно преодолеть какие-то проблемы.

Бывает, что некоторые  жители не доверяют медикам, мотивируя полученными сведениями из Интернета. Возникает вопрос: зачем тогда вообще обращаться к врачу? Иногда доходит даже до того, что некоторые мамы проводят негласный консилиум - сначала они везут ребенка, например, в филиал детской поликлиники в 39 микрорайоне, а затем обращается в тот, что находится в 51-ом и сравнивают поставленные диагнозы и назначенное лечение. А бывают такие случаи, что врач приходит домой к пациенту, а его отец говорит о том, что необходимо подождать пока его 17-летний сын не пройдет следующий уровень игры на компьютере. Вопрос необоснованных вызовов на дом- это отдельная, больная тема. Поэтому, прежде всего, должно быть взаимное уважение.

- Может, стоит как-нибудь упорядочить работу участковых врачей, чтобы не было подобных историй?

- Им действительно приходится очень непросто. Независимо от погоды люди и в дождь и в холод ходят пешком по адресам, хотя как такового положения о вызовах участковых врачей на дом в законодательстве  не существует - это наследие советского времени. Но наши доктора, исходя из врачебного кодекса чести, все равно выполняют эту работу не за страх, а за совесть. И за это отдельное «большое спасибо» всем сотрудникам педиатрической службы клинической больницы.

Беседовал

Константин ЕРЕМЕНКО

Поделиться