Вы и мы
Матушка София: «Мы перестали быть достойными детьми бога!»
В гостях у ...
21.01.2016

Заместитель директора духовно-просветительного центра «Вера. Надежда. Любовь» монахиня София ИЩЕНКО провела на днях в обнинских школах эксперимент. Его результаты, увы, не внушают оптимизма и говорят о том, что у значительной части молодежи не привиты такие традиционные ценности, как любовь к Богу и к своему Отечеству.

 

В ОБНИНСКИХ ШКОЛАХ УЧАТСЯ ЯЗЫЧНИКИ И АТЕИСТЫ!

- Матушка София, вы провели беседы со многими школьниками. В чем заключалась суть этих встреч?

- Это было исследование духовно-нравственного уровня выпускников школы. Все началось с того, я была в Краснодаре и меня попросили встретиться со старшеклассниками, чтобы поговорить с ними о патриотизме. Но для этого мне нужно было понять, с кем я говорю, и поэтому поинтересовалась, кто из собравшихся в зале 250 человек крещенный - подняли руки все. Потом я спросила: «а кто считает себя православным?» И когда таковыми себя назвали 40 человек, я решила узнать, сколько же среди них атеистов. В результате, их оказалось всего одиннадцать. Получилась странная ситуация - 40 православных, одиннадцать атеистов, а кто же все остальные? Мне на этот вопрос так никто и не ответил. И я поняла, что они об этом вообще никогда не думали и подобных вопросов им не задавали.

Когда я вернулась в свой город, то решила поговорить на эту тему и с нашими ребятами. В итоге я провела опрос среди учеников Обнинска и Малоярославца в количестве примерно 200 человек.

- И каковы же были результаты этих встреч?

- Крещенных среди них оказались 193 человека, православными себя считают 38%, 12% - атеистами и пять процентов язычниками. Причем патриотами назвались всего 23,5% всех опрошенных.

 

ГРАБИТЕЛИ ГОСУДАРСТВА

- Картина, прямо скажем, печальная. Почему она получилась такой?

- Потому что у нас нет должного патриотического воспитания. Когда я разговаривала с теми, кто дает образование и воспитывает наших детей, то мне им пришлось объяснять, какое отношение к патриотизму имеет выбор профессии и верность в браке. Следовательно, они и не вели такой работы. А разнообразные СМИ, ночные клубы, экстремистские молодежные организации разлагают их, так как нет основы, за которую они могли бы держаться и хоть как-то сопротивляться этому тлетворному влиянию. Поэтому такой результат, а ведь школа должна формировать образ гражданина даже больше, чем семья. Кроме того, если знания у детей постоянно проверяются, то уровень их нравственности и воспитанности никто не исследует. У школьников не спрашивают, как они относятся к своей Родине, своему городу, к своим близким. Не интересуются, что для них святыня и есть ли она у них.

Помните, лет десять тому назад все выпускники стали выбирать профессию менеджера, психолога и юриста. Что в это время делали учителя, куда они смотрели? Почему они не говорили: «Это вредно и опасно! Вы не устроитесь на работу, ведь на одно место этой специальности будет 20, а то и больше человек и вы просто останетесь без дела, которому будите учиться!». Почему они не рассказали детям о гражданской позиции в выборе профессии? О необходимости рабочих, инженерных специальностей, которые так нужны сегодня обществу! И не просто говорить! У хорошего педагога должен быть целый арсенал средств влияния на душу воспитанника!

- Я, кстати, был на одной из ваших встреч, и вы там как раз излагали эту идею. Неужели вы думаете, что есть более патриотичные профессии и менее? Ведь любая деятельность идет на благо государства, и неважно кто ты - юрист или врач.

- Совсем не факт. Если ВУЗ выпустит, например, 5000 юристов, совершенно не нужных обществу, то что они будут делать? Зачем же они тогда учились на это целых пять лет?!

- Они займутся чем-нибудь другим. Даже если они пойдут мыть полы, то все равно будут приносить какую-то пользу! А где учиться - это их личное дело, особенно если они закончили платное отделение.

- Как это личное дело?! Ведь когда человек платит за обучение в институте, он возмещает далеко не сто процентов от тех затрат, которые тратит на него государство. Этих денег не хватит даже чтобы покрыть зарплату одного преподавателя, особенно если это профессор. Кроме того, у вуза есть еще здания и лаборатории и их тоже необходимо содержать и на это тратятся громадные деньги. А если он учился на бюджетном? Государство, то есть каждый гражданин из своего кармана дал денежки на его обучение,  а он пойдет мыть полы? А какое он тогда имел право брать эти деньги!? Разве этот человек думал об обществе? Стремился приносить ему максимальную пользу своими способностями?! Если гражданин закончил вуз и не пошел работать по специальности, то получается, что он ограбил свою страну! А это патриотизмом никак не назовешь!

 

ОБРЕЧЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ

- Давайте вернемся к вашим встречам со школьниками. Я сам стал свидетелем того, как одна из учениц стала с вами яростно спорить. В ответ на это вы ей заявили, что она не должна так делать, поскольку не обладает тем багажом знаний, который есть у вас, а может только слушать и внимать. А вы не думаете, что потом к этой девочке придут другие люди и будут с ней разговаривать, как с равной? В результате она пополнит ряды какой-нибудь экстремистской организации...

- Конечно, такое может произойти. Дело в том, есть такие понятия, как управление и манипулирование. Я ей говорила: «послушай меня, потому что у меня есть опыт», то есть я ею управляла, как должен управлять взрослый человек, педагог, открыто и доступно объясняла и приводила факты, к сожалению, ей неизвестные. Я ее не обманывала, не манипулировала сознанием, Она могла со мной  согласиться или нет, это ее право. Подчеркиваю, не спорить со мной, а просто слушать мои слова и принимать их для себя или нет. И это будет подлинно ее выбор. Но когда придут другие, они скажут: «ты умница и красавица и во всем права. Мы тебя уважаем. Делай так, как мы. Мы твои друзья!». Думают ли они о ней так на самом деле? Конечно, нет. Просто видят, чем ее можно зацепить. Но это уже нечестно, это манипуляция сознанием, что повсеместно используют экстремисты всех мастей, и чтобы противостоять этому, нужно быть хорошо воспитанной, уважать старших и слышать их. Например, когда на востоке собирается семья, то младшие молча слушают, пока говорят старшие. Так было в нашем обществе тоже, и даже не так давно.

- А как быть нашим детям, если они получили в своих семьях такое плохое воспитание?

- Страдать. В том-то и ужас, что эта девочка, если она не пересмотрит свое поведение, свое отношение к старшим, и просто не станет вежливой, обречена!

- Что же тогда делать с нашей молодежью - просто махнуть на нее рукой и стараться правильно воспитывать более молодое поколение?

- А кто этим будет заниматься? Вы видите силу, способную изменить ситуацию? Лично я ее не вижу! Ведь надо пересмотреть преподавание предметов обществознания и литературы, истории. Нужно выработать идеологию, и опираясь на нее формировать гражданскую, нравственную позицию. А этой идеологии или стремления ее как-то определить и внятно донести до общества как-то не заметно! И от этого тяжело не только школе или вузу. Семья, как ячейка государства, тоже пребывает в некоем недоумении. В лучшем положении находятся религиозные семьи. Для них понимание святости, отношение к человеку, к Богу и Отечеству около двух тысячелетий не менялась. И речь не только о христианах, но и семьях других религий. Хотя на детей даже из верующих семей общество очень  негативно влияет. Это повсеместное стремление к материальному успеху без внутренних разумных ограничений разрушает стройную картину мира.

В общем, я сообщила о своих исследованиях структурам, для которых воспитание гражданина является непосредственной деятельностью. Все согласились, что положение безрадостное, но стремления как-то кардинально решать ситуацию не наблюдалось.

- Получается, что те молодые люди, которые заявили вам, что ни во что не верят и не являются патриотами, обречены?

- К сожалению, да. С ними просто никто не будет работать, все занимаются сдачей ЕГЭ. Да и поздно, они через несколько месяцев уйдут из школы, а ведь процесс воспитания не разовый, а длительный, ведь молодых людей нужно направить на путь осмысления высоких истин.

- Вы говорите очень грустные вещи!

- А что вы хотите, если в воспитании сейчас нет стремления к высокому, все заземлено! Сколько в древности было развитых цивилизаций и где они сейчас? Никто их уже и не вспомнит - перестали быть достойными детьми Бога, а Ему другие не нужны!

Беседовал Константин ЕРЕМЕНКО

Поделиться