Вы и мы
«Система-112»: в беде никто не останется!
Безопасность
19.05.2016

С января текущего года в нашем регионе в полном объеме развернута система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Основной Центр обработки вызовов расположен в Калуге, а резервный ЦОВ находится в Обнинске.

О том, как он функционирует, нам рассказал начальник МКУ «Управление по делам ГО и ЧС при администрации города Обнинска» Сергей КРАСКО.

 

ЕДДС И «СИСТЕМА-112»

Главное предназначение «Системы-112» - это реагирование на обращения граждан попавших в беду, которым необходима экстренная помощь. Таким людям уже нет необходимости звонить в скорую, в полицию или в пожарную охрану. Достаточно набрать на любом стационарном либо мобильном телефоне три заветные легко запоминающиеся цифры и оператор сам перенаправит поступивший звонок в нужную службу. Ведь часто попавшие в беду люди теряются, путаются и вместо газовой службы звонят в скорую помощь.

- Но ведь у нас достаточно давно и успешно работает Единая дежурно-диспетчерская служба. Разве она не справлялась со всеми этими функциями? - поинтересовались мы у Сергея Петровича.

- У ЕДДС функции шире, чем у «Системы-112», оператор которой нацелен только на принятие сигналов от населения. А значит, он не отвлекается больше ни на какие другие проблемы. Конечно, диспетчеры ЕДДС тоже принимают звонки - им звонят по номеру 39-57112, но любому человеку гораздо удобнее в экстренной ситуации набрать простые три цифры. Хотя работают обе службы в одной связке. Операторы «Системы-112» трудятся в одном здании с диспетчерами ЕДДС. Их помещения находятся рядом, - пояснил Сергей Петрович.

Всего в Обнинске работают восемь операторов «Системы-112»: в четыре смены по два человека. Помимо них звонки от населения принимают диспетчер и помощник диспетчера ЕДДС. Так что в смену заступают четверо специалистов. Все они прошли обучение и знают четкий алгоритм действий при получении того или иного звонка.

Рабочее место каждого оператора оборудовано двумя мониторами, на одном из которых имеется карта города и справочник со всеми необходимыми телефонами. Второй же монитор предназначен для заполнения информации о заявителе.

 

ОПЕРАТОРЫ - ОНИ ЖЕ ПСИХОЛОГИ

Как рассказал Краско, наш регион, наряду с еще двумя, стал пилотным проектом по введению «Системы-112». И его апробация проходит успешно. В случае если Центр обработки вызовов (как мы уже писали ранее, расположенный в Калуге) выйдет из строя, к работе автоматически подключается находящийся в наукограде резервный ЦОВ. Неоднократные проверки этой системы показали, что работает она безотказно. Резервный ЦОВ в форс-мажорной ситуации запускается молниеносно. И что особенно приятно, весь программный продукт этой системы отечественного производства.

- Для нас очень большая честь, что резервный ЦОВ решили разместить именно в Обнинске, - отметил Сергей Петрович. - Значит, наши специалисты внушают доверие. Все они имеют соответствующее образование, на должном уровне владеют компьютерными программами и, что немаловажно, - эти люди прошли психологическое тестирование на готовность работать операторами.

Дело в том, что сама работа оператора «Системы-112» обязывает их быть психологами. Они должны не только мгновенно сориентироваться и перенаправить звонок в нужную службу, записав при этом все координаты собеседника, но и уметь успокоить его, найти те нужные слова, которые приведут человека в чувство.

Хотя, как рассказывает Сергей Краско, в Калуге есть профессиональные психологи. И в особо сложных случаях, когда позвонившие в панике или в истерике, их соединяют с ними.

ЛОЖНЫЕ ВЫЗОВЫ МЕШАЮТ РАБОТАТЬ

Оперативные службы обязаны реагировать на любое сообщение и зачастую спасателям приходится сталкиваться с ложными вызовами. Ложный вызов задает специалистам МЧС лишнюю работу и приводит к бессмысленной эксплуатации спасательной техники, расходу материальных и финансовых ресурсов впустую. А ведь, возможно, уже через полчаса и людям, и машинам предстоит безотказно работать на реальном происшествии. 

Чаще всего причиной ложного вызова становится детская шалость. Количество шутников резко возрастает в дни школьных каникул, когда дети предоставлены сами себе.

- Вот недавно за один только день из 103 звонков, поступивших нашему оператору «Системы-112», 53 оказались ложными, - посетовал Краско. - Звонившие с двух мобильных номеров подростки сквернословили. Мы передали эту информацию в полицию. Конечно, родителей этих хулиганов накажут. Но упущенное время, затраченное на ненужные разговоры, никто уже не вернет. Нужно понимать, что, возможно, в то самое время, когда кто-то занимает линию из-за баловства, другие люди реально нуждаются в помощи. Мешают диспетчерам работать и обнинские мигранты. Их можно узнать по акценту. Приезжие любят набирать 112 и передавать трубку детям. Видимо, чтобы как-то их занять. А всего по статистике ложными являются более 70-ти процентов вызовов.

Хотя случается, что шалят и другие категории граждан. Сами операторы рассказали, что уже несколько дней им названивает некий пожилой гражданин с разными призывами. Сначала он предлагал спасти некую мнимую девушку, а позже стал жаловаться на распоясавшихся клещей. Дескать, спасите, они повсюду.

Тем не менее, отвечают операторы всем, никого не игнорируют. Набираются терпения и принимают следующие звонки. Ведь главная цель - помочь тем, кто действительно в этом нуждается.

  

Инна ЕМЕЛИНА

Поделиться