журнал
На днях коллегия Счетной Палаты РФ обратила внимание на одну из двух главных проблем России - дороги. На чаши весов поставили два региона - калужский и воронежский.
Наша область по многим показателям проиграла своему конкуренту. Однако в калужском Миндоре считают, что подход к отчету характерно отражает вторую российскую проблему.
ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ
То, что дороги в Калужской области ремонтируют не там, где просят, не заявлял разве что ленивый. Видимо, ведомство, представившее отчет, этим качеством не отличается, поэтому и они рассказали, что шестьдесят процентов респондентов недовольны даже не ремонтом, а перечнем.
К слову, о качестве тоже зашла речь, треть жителей указали на несоответствие качества проведенных работ, а половина опрошенных обратили внимание, что большинство отремонтированных участков не пережили трех лет.
Однако больше проверяющих интересовали бюджетные деньги. Поэтому, исходя из доклада, ремонт дороги «Боровск-Медынь-Федорино-Верея» и вовсе коррупцией попахивает. Подумать только, выделять деньги на ремонт дорожного полотна здесь начали, когда не истек срок гарантийных обязательств по предыдущему ремонту.
Порядка двух с половиной миллионов «съели» эти работы. Что это - зашкаливающая наглость чиновников или самоуверенная отговорка, что растраты никто не заметит?
В Министерстве дорожного хозяйства области уверяют, что это некорректная работа проверяющих и безденежье. Интересно, почему Коллегия Счетной палаты России не потрудилась выяснить, что первый ремонт был вынужденным, и снимали только верхнюю часть асфальта? Таким образом, дорога стала нормальной на несколько лет, а потом за нее взялись капитально.
ДЕНЬГИ УТЕКАЮТ ИЗ-ЗА НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗАКОНА
Не интересовали частности контрольный орган и когда выносился вердикт по снижению платы за содержание дорог, где растет количество ДТП. Более трехсот аварий, косвенной и прямой причиной которых стали плохие дороги, произошло в Калужской области за последние два с половиной года.
При таком раскладе плата за обслуживание дорог ежемесячно должна падать на десять процентов. Однако в жизни, по словам заместителя министра дорожного хозяйства Калужской области Геннадия ОРЛОВА, реализовать это практически невозможно.
- Здесь некий юридический казус нашего законодательства. Чтобы осуществить снижение выплат, обязательно должно быть судебное решение. А когда проводилась проверка, запросили справочную информацию в ГИБДД. Например, нет краевой разметки, для ГИБДД это сопутствующие условия, а для суда - нет, - поясняет Геннадий Анатольевич.
По такому же принципу действовали проверяющие, когда обнаружили тридцать шесть незавершенных дорожных объектов, начатых еще десять лет назад и на сегодняшний день по документам потерянных.
- А ситуация простая, например, была составлена проектно-сметная документация по ремонту дороги, но сумма оказалась такая, что мы не смогли ее потянуть. Получается, деньги потрачены, а объект не завершен, - поясняет Геннадий Орлов.
РАДИ КРАСНОГО СЛОВЦА?
Неужели все эти мелочи нельзя было выяснить еще до вынесения вердикта? Понятно, что контрольно-счетный орган работает лишь с документами. Но тогда какой смысл от проведенной работы? Просто показать, что она идет?
Никто не сомневается, что дороги в Калужской области далеки от идеальных. А в других регионах не так? И почему о незавершенных объектах вспоминают лишь через десять лет? Это эффективно? А что сделали в федеральных ведомствах, чтобы изменить дорожную ситуацию? Или надо было просто сделать показательный доклад? Вот, мол, смотрите, передовой регион тратит на содержание дорог в три раза больше, чем южный. А то, что зима здесь длится дольше, не в счет?
Конечно, к расходу бюджетных денег стоит подходить взвешенно, и в идеале любую начатую работу необходимо завершить, а не выкидывать деньги на ветер. Ведь, рисуя в голове амбициозные планы, можно и нужно предполагать, в какую сумму выльется их реализация. И здесь, конечно, областному профильному ведомству можно поставить жирный минус.
Но и контролеры тоже хороши. Ведь их работа оплачена звонкой монетой. А польза от такой проверки, к сожалению, стремится к нулю.