Вы и мы
Обнинские школьники шокированы новыми правилами поступления в вузы!
Образование
03.02.2009

Обнинские школьники озадачены новыми правилами поступления в отдельные ВУЗЫ. Два года ребята, мечтающие поступить в высшее учебное заведение, готовились сдавать 3 экзамена, но некоторые институты неожиданно ввели еще один экзамен.

Чаще всего это английский или информатика. А вот мечтающим стать медиками добавили физику.

НЕ ДЕТСКИЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

Одиннадцатиклассники бьются в истерике, родители клянут и систему образования, и родное государство, в котором правила игры меняются с такой скоростью, что подстроиться под них нет никакой возможности. Можно не сомневаться, что делается это вовсе не с целью улучшения качества образования, а для того, чтобы усложнить поступление на бесплатной основе. Иначе, как объяснить тот факт, что Министерство образования, которое в последнее время декларировало индивидуальный подход в обучении и профильные классы, вдруг резко изменило свою политику и потребовало знание всех школьных дисциплин на уровне, позволяющем сдать ЕГЭ?

На практике это выглядит так: Светлана, мечтающая поступить в медицинский институт, выбрала два года назад обучение в химико-биологическом классе и усиленно готовилась к экзаменам именно по этим предметам. Соответственно, физика в этом классе преподавалась не то чтобы факультативно, но явно недостаточно для получения достойного балла при сдаче государственного экзамена.

 

«НА МОЕЙ ЖИЗНИ ПОСТАВИЛИ КРЕСТ»

- Мне кажется, что на моей жизни поставили крест, - обреченно говорит девочка, обратившаяся в редакцию.

Конечно, взрослые люди может быть иначе отреагировали на возникшую проблему, тем более, что, прожив лет тридцать в нашей стране, начинаешь четко осознавать, что родное государство в пылу преобразований в любой момент может подсунуть какую-нибудь гадость. Но для неопытного юного человека все эти особенности российской действительности пока в новинку, поэтому «невинное» добавление еще одного экзамена для поступления в институт не только закрывает многим выпускникам дорогу в ВУЗ, но и вызывает тяжелейшую психологическую напряженность.

Для людей, которые хотели бы как-то дискредитировать ЕГЭ и вернуться к системе повального взяточничества при приеме в институты, ничего лучше просто и придумать нельзя, чем подобные метания с количеством и сменой экзаменов.

От широкой публики почему-то скрывают, а, может быть, и не ведут статистики количества жертв обычных школьных и вступительных экзаменов, мы не знаем, сколько детей получило жесточайшее расстройство нервной системы, сколько обмороков и психологических срывов сопровождали экзамены на аттестат зрелости.

 Как тяжело бывает будущим абитуриентам, знают только они сами, их родители и учителя. Именно поэтому наиболее ответственные школьники начинают заниматься с репетиторами и посещать подготовительные курсы задолго до начала экзаменов.

 

                        «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ВМЕСТО «ГЕОГРАФИИ»

            Будущие абитуриенты социально-экономического факультета ИАТЭ стали посещать курсы и учить географию, поскольку для поступления требовалось сдать ЕГЭ именно по этому предмету. Каково же было удивление детей и родителей, которые заплатили немалые деньги, когда 12 января, как раз после школьных каникул, Министерство образования России опубликовало приказ, в котором прописаны конкретные экзамены, необходимые для поступления в тот или иной ВУЗ.  

И, в общем-то, никто не стал бы возражать против унификации требований к поступающим. Однако совершенно непонятно, почему это нужно делать тогда, когда до сдачи ЕГЭ осталось 4 месяца. Узнав, что теперь вместо географии нужно сдавать обществознание, удивились не только школьники, но и руководители ИАТЭ.

Чувствуя свою вину за то, что они невольно дезинформировали будущих абитуриентов, институт решил вернуть деньги за посещение курсов по географии или провести занятия по обществознанию. Практически, институт, будучи без вины виноватым, взял на себя ответственность за порывистые и непредсказуемые действия Министерства образования.

 

КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ СДАЛ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ НА «2»

Сомнительно, правда, что все ВУЗы будут так же лояльны, тем более, что для поступления на некоторые специальности вдруг потребовалась сдача ЕГЭ по английскому языку. Например, ученик одиннадцатого класса одной из обнинских школ Игорь С. мечтал стать учителем русского языка, но теперь для этого обязательно нужно осилить экзамен по иностранному языку.

А ЕГЭ по английскому такое (!), что в прошлом году, когда сдавали его только те, кто специально к этому готовились, 25% учащихся получили неудовлетворительные оценки. Что будет нынче, когда к числу сдающих иностранный прибавятся те, кто учил язык в авральном режиме три месяца - даже представить страшно.

- У нас просто волосы на голове шевелятся от ужаса, когда мы думаем о том, что нам предстоит, - хором говорят одиннадцатиклассники Обнинска. - Говорят, что Министерство образования уже получило 132 повестки в суд. Вообще-то и от нас от всех нужно было бы подать жалобу, - мечтают абитуриенты 2009.

Но расквитаться с новаторами и реформаторами вряд ли удастся - они лучше владеют спецификой игры без правил, в отличие от наивных школьников и их родителей.

 

                        НАПУГАННЫЙ ЗМЕЕЙ ЧЕРВЯ БОИТСЯ

А вообще-то, запутавшимся в постоянно меняющихся правилах детям для начала нужно получить доступ к выпускным экзаменам. И тут тоже не все так просто и ясно, как хотелось бы.

Для начала, вместе с новостями о новом перечне экзаменов в институт, ребят порадовали известием о том, что нынче для того, чтобы получить допуск к сдаче ЕГЭ, нужно сначала сдать математику и сочинение. Особую прелесть ситуации придает тот факт, что в последние годы выпускники имели право сами выбирать, будут ли они писать сочинение или изложение. Естественно, большинство школьников выбирали изложение, и подготовка к выпускным шла в определенном направлении.

 Каким образом в последние месяцы можно срочно подготовить учеников к сдаче сочинения, никто не объясняет. Учителя жалуются, что приблизительные темы они пока еще в глаза не видели и даже не знают, кто эти темы должен готовить.

- ... И не получится ли в последний момент так, что от нас потребуют еще чего-нибудь такого...? - волнуются преподаватели русской литературы. - Оно конечно, можно воспользоваться старыми наработками, а ну как чиновники от образования придумают что-нибудь совершенно непредсказуемое?»

Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к начальнику отдела мониторинга образования Надежде Новицкой, которая пояснила, что в этом году 1 июня выпускники школ не будут писать традиционное сочинение.

«Допуск к экзаменам проводится в той форме, которую выбирает сама школа. Это может быть и сочинение, и изложение», - заверила нас Надежда Петровна.

Ну, хоть с допуском к ЕГЭ все прояснилось. Впрочем, пока абитуриенты-2009 с волнением ожидают 1 февраля. Именно в этот день Министерство образования окончательно определится с тем, чего же оно хочет. А пока дети и родители бросают одних репетиторов, ищут других, мечутся, нервничают. И как-то слабо верится, что вся эта суета имеет какое-то отношение к улучшению образовательного процесса.

Рената БЕЛИЧ

Поделиться