Неделя Обнинска
Слепой старик погибает в Обнинске, или Жизненная пьеса в трех актах о людях на обочине жизни
Крик души
23.06.2022

АКТ ПЕРВЫЙ:  РАБСТВО ИЛИ СПАСЕНИЕ?

Началось все с того, что прямо по проезжей части центральной улицы  в Обнинске стал ездить пожилой человек на коляске и просить милостыню. Участники дорожного движения воспринимали дедушку на коляске по-разному: кто-то добродушно клаксонил и протягивал сотенку в ладонь, а кто-то кричал: «Уйди с дороги! Жить надоело?», грозил кулаками и писал жалобы в различные инстанции.

Жалоб было много, кстати. «В нашем благополучном наукограде (!), где много лет уже нет никакого попрошайничества, вдруг такое!», - писали люди и называли инвалида-колясочника «вопиющий случай».

На мужчину на коляске, разъезжающего по проезжей части, наконец, обратили внимание соответствующие структуры. Но правоохранительным органам нечего было предъявить ему, кроме того, что он являлся помехой для других участников дорожного движения, а это пока не преступление.

Тем не менее в процессе проверки документов и выяснения обстоятельств все узнали удивительную вещь: этот пожилой мужчина- инвалид живет у... цыган. 

Нет, они не держат его силой, нет, они не забирали у него паспорт: он живет там добровольно и вполне доволен жизнью.

У него есть и паспорт, и пенсия по инвалидности, но жить как обычный пенсионер не хочет.

Просить милостыню - это его работа. Часть собранных средств он отдает цыганам, часть оставляет себе.

Там, у цыган, ему вкусно, тепло и весело. Там друзья, там кров и забота.

Звучит, конечно, эпично. Как будто речь идет не о цыганах и фактически рабстве человека с инвалидностью, который целый день дышит выхлопными газами, чтобы монетизируя жалость и эмпатию, получить денег, а о санатории.

Но факт остается фактом: мужчина находится там добровольно, уходить отказывается, а значит, слово «рабство» тут не подходит.

 

АКТ ВТОРОЙ: ДОБРО ИЛИ МАНИПУЛЯЦИЯ?

История не имела шансов стать инфоповодом для этого текста, но тут... появляется наш второй герой. Это тоже инвалид-колясочник, с документами, паспортом, пенсией, который... тоже занимается попрошайничеством, и тоже живет у цыган, и тоже... доволен своей судьбой. Причем он живет и дружит с цыганами уже 15 лет!

Это удивительно, но журналистская этика не позволяет нам врать. На предложение вернуться в обычную жизнь вне цыганского табора, оба героя отвечают категорическим отказом и рассказывают, как здорово они проводят там время, как там за ними ухаживают, и сколько там друзей.

И они довольны своей судьбой, менять ничего не хотят, а деньги просят добровольно и отдавать часть цыганам им не обидно.

Пожалуй, в этом месте можно было бы закончить наше повествование, оставив читателя наедине со своими размышлениями о человеческой природе, о попрошайничестве, о судьбе-злодейке, о пути, который проходит каждый из нас, и не пройдя которого нельзя никого судить...

 

 АКТ ТРЕТИЙ: НА ДНЕ!

Но тут появляется третий герой нашей пьесы в трех актах. Он появляется после звонка сердобольных соседей о том, что «80-летний слепой старик, инвалид, доживает свои дни в сарае, в ужасных условиях, практически гниет заживо, ну сделайте же что-нибудь!

Мы выехали на место и убедились: так и есть. У Виктора Степановича ДЕМЯКИНА нет никаких документов. Ни паспорта, ни пенсионного удостоверения. Пенсию он не получает. Хотя всю жизнь работал. Долгое время трудился в управлении строительства, в последние годы - сторожем в СНТ «Орбита». В Обнинске он живет с 1961 года. Самый что ни на есть коренной житель наукограда. А оказался на старости лет без документов, без пенсии и без жилья. Сейчас уже и без здоровья.

- Как получилось, что вы оказались на улице? У вас была квартира? - спрашиваем мы у Виктора Степановича.

Выяснилось, что в 70-е годы он и квартиру получил от управления строительства, и семья у него была. А потом развелся с женой, жилье оставил ей и маленькой дочери. Сам ушел в общежитие. Но в 90-е годы его и из общежития попросили съехать.

Стал подрабатывать на дачах. Так и оказался в СНТ «Мичуринец-1». Но пока был здоров, как-то еще себя содержал, а теперь пожилой человек буквально на грани жизни и смерти.

С родными он не общается. Одна из дачниц - женщина по имени Надежда - стала собирать документы для того, чтобы оформить ему паспорт. Соседи рассказывают, что ей удалось достать не все справки, а потом она заболела и слегла. Сейчас находится в больнице.

Ужасные, нечеловеческие условия, в которых живет потерявший документы слепой немощный старик: ест он то, что принесут сердобольные соседи, моется... не моется, годами. Смотреть невозможно, сердце рвется от жалости.

В Москве существуют специальные организации, которые работают с бездомными людьми системно: помогают восстанавливать документы, помогают, образно говоря, всплывать со дна жизни. Кстати, не все люди без определенного места жительства хотят «всплывать». Многих устраивает их положение: им бы только поесть горячего иногда да помыться - и обратно на улицу. Жизнь без обязательств многих устраивает.

Но вернемся в Обнинск. Тут таких организаций-спасательных кругов нет. И спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Но вот слепой старик спасти сегодня себя сам не может, и на девятом десятке жизни существует практически в аду. 

Без крова, без еды, без денег, без тепла...

Кто-то из соседей говорит вслух вдруг крамольную мысль: «Может, его уже цыгане подберут?»

И это ужасно, что люди так думают. Не о социальных службах, не о привлечении общественности к решению вопроса, не о депутатских запросах, не о восстановлении документов, а о цыганах, которые могут приютить инвалида и научить его попрошайничать, эксплуатируя беспомощность и беззащитность, а взамен его ждет тарелка супа, одежда и постель.

Цыганам наш третий герой не приглянулся, вероятно, потому, что слепота - это не сразу очевидная инвалидность. 

Инвалида на коляске видно издалека, а решение подать такому человеку деньги возникает импульсивно: увидел человека на коляске - укол жалости внутри - достал деньги и подал...

А слепой издалека кажется обычным человеком, жалости не вызывает, а пока вникнешь в чужую судьбу, уже мимо пройдешь...

Конечно, тут, наверное, нужны какие-то выводы. Про необходимость немедленно привлечь социальные службы для решения судьбы несчастного человека, который волею обстоятельств оказался без денег, документов, родни и без помощи.

Про то, что благотворительность - это сложная сфера, где каждый вступает в свою личную сделку с совестью.

Что цыган в этой истории сложно демонизировать: они выглядят «спасателями» от одиночества на старости лет, хотя «спасение» у них не бесплатное.

Жизнь - очень сложная штука, и старость никого не щадит. В старости догоняют людей болезни, инвалидности и накопленная от жизни усталость. Конечно, то, какой будет наша старость, во многом зависит от нас, но и обстоятельства никто не отменял. И очень страшно, когда самыми близкими друзьями и защитниками становятся те, от кого меньше всего ждешь защиты.

Удивительные судьбы, удивительное их переплетение, удивительные выводы, которые каждый, пожалуй, сделает сам...

А мы надеемся на то, что все социальные службы города Обнинска обратят внимание на человека, о котором мы написали.

Верим, что они примут непосредственное участие в его судьбе: восстановят документы, назначат пенсию по инвалидности и организуют сопровождающее проживание для слепого человека, который не способен обслуживать себя самостоятельно в силу особенностей здоровья. Хочется верить, что все мы друг другу не звери, и что мы совместными усилиями сможем спасти нашего земляка от страшной участи без «помощи» цыган.

Пусть добро победит в схватке с равнодушием!

Елена Зуева

Поделиться