Вы и мы
Что ждет калужских школьников в 2023 году - рассказал министр образования Аникеев
Прямой эфир
02.02.2023

О том, что ждет учеников и учителей в Год педагога и наставника, в прямом эфире рассказал министр образования и науки региона Александр АНИКЕЕВ. Родители и учителя получили возможность задать волнующие их вопросы в прямом эфире, а министр спокойно и аргументированно ответил на них.

 

НЕТРАДИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ ПРОШЛА В КАЛУГЕ

Об итогах коллегии, которая прошла в Калужском университете, рассказал министр образования и науки Калужской области Александр АНИКЕЕВ на своем первом в этом году прямом эфире.

- Это было многоступенчатое событие, построенное по принципу сессии. Традиционно отчетная коллегия проходит в начале года, на ней подводят итоги и говорят о планах. В этом году она состояла из двух частей.

Неделю назад прошла первая часть мероприятия, которая длилась 6 часов. 80 человек принимали участие в выработке предложений. Участники были разделены на 6 групп: управленцы, директора, учителя, родители, дети, лидеры общественного мнения. Им предложили 6 вызовов.

По итогам работы были сформулированы предложения, которые были доложены на пленарной сессии и легли в основу проекта резолюции.

В мероприятии приняли участие губернатор Владислав ШАПША, замгубера Константин ГОРОБЦОВ, оба депутата Государственной Думы от Калужской области, наши партнеры.

- Это было здорово и интересно, ново, нетрадиционно. Мы решили не зацикливаться на результатах, хотя они весомые, а сосредоточиться на планировании, - подытожил Александр Аникеев.

 

КОГДА ПРОЗВУЧАТ ПОСЛЕДНИЕ ЗВОНКИ И ПРОЙДУТ ШКОЛЬНЫЕ ВЫПУСКНЫЕ-2023

Министр сообщил, что последний звонок для девятиклассников прозвенит 23 мая, для одиннадцатиклассников – 25 мая. 24 июня, в субботу, выпускной в 11 классе.

- Будем отправлять в большую жизнь наших выпускников, можете шить наряды и заказывать прически и прочие мероприятия для проведения выпускных вечеров, — посоветовал Александр Аникеев.

 

ПОЧЕМУ ШКОЛЫ ЗАЩИЩАЮТ ДЕДУШКИ И БАБУШКИ?

«Почему школы защищают кто попало, чуть ли не бабушки с дедушками, а не Росгвардия?» - поинтересовались родители.

- Школы охраняют не бабушки и дедушки, а частные охранные агентства. Проводятся торги, и та организация, которая победила, становится поставщиком охранных услуг. Любая бабушка на конкурс не выйдет – нужны лицензии, которые выдаются государственными органами. Да, есть вопросы и к частным организациям. Порою они нанимают недобросовестных и непрофессиональных охранников. Но это вопрос к нашему пресловутому 44 федеральному закону, - ответил министр.

 

НУЖНА ЛИ ШКОЛЕ НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ТЕКУЩИХ ЗНАНИЙ?

- Школа сама принимает решение о средневзвешенных оценках? – спрашивает Ирина Валерьевна, по всей видимости интересуясь адекватностью и справедливостью среднеарифметической оценки знаний ученика.

- Да. Это прерогатива школы. Средневзвешенная система оценивания связана с переходом на электронную отчетность, которая автоматически выставляет средние баллы, - пояснил Александр Аникеев. - Мы видим изъяны пятибалльной системы оценивания. Возможно, пять баллов – это слишком мало, тем более, что «1» – не используется, с 2 все понятно, остается только 3 балла.

Почему-то российской школе всегда пяти баллов хватало. И «единица» была задействована – ее легко было исправить на другие оценки после того как ученик пересдавал тему и выполнял задание. Очень стимулирующая отметка, незаслуженно забытая. Странно, что родителей, которые выучились на пятибалльной системе и среднеарифметических оценках нынче в этой системе что-то не устраивает.

- Часто бывают жалобы, что разные «по весу» работы оцениваются теми же самыми отметками, - объясняет министр.

Понятно, что ответ у доски, зачет, контрольная работа, ответ с места или домашнее задание – это разные по сложности задания. И «четверка» за домашнее задание и за итоговую контрольную – это разные «четверки», но при средней оценке этот факт не учитывается. Это стало напрягать родителей. Хотя за домашнее задание в журнал отметки выставляют очень редко, и часто это просто инструмент для того. чтобы мотивировать ученика к регулярному выполнению домашних работ. Но сегодня обсуждать систему оценивания считают себя в праве и десятилетние ученики, и их недоучившиеся частенько родители.

- Средний балл – многие родители и дети не приемлют такую оценку, - рассказывает министр. - Вытребовать отметку легче по средневзвешенному баллу, родители приходят и предъявляют претензии. Были четверки в четверти, а за итоговую контрольную – «два». Можно ли ставить «тройку» в четверти? К сожалению, в массовом сознании существует погоня за отметками, а не за знаниями. Это понятно, с этими отметками ребенок идет в колледж, а там конкурс аттестатов. Так что родители и дети очень заинтересованы в хороших отметках. Но давайте задумаемся, что важнее: знание или отметки. Кому как. Пока все больше школ принимает решение о средневзвешенных оценках.

 

МИНИСТР АНИКЕЕВ СЧИТАЕТ, ЧТО ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ДЕТИ СПИСЫВАЮТ

В дискуссии о том, справедлива ли существующая система оценок знаний школьников Александр АНИКЕЕВ отметил, что домашние задания ученики часто делают с помощью родителей, списывают из готовых домашних заданий или у одноклассников.

- Почему Вы априори считаете, что дети списывают домашние задания? – возмутились родители.

- Я тоже учился в школе и полагаю, что многие домашние задания самостоятельно не делают. И это мои размышления, а не «априори», - ответил министр.

И в этом плане с ним сложно не согласиться. Далеко не все учащиеся ответственно подходят к самостоятельной домашней работе. Именно поэтому известный учитель-новатор ЛЫСЕНКОВА вообще считала, что если учитель хорошо отработал в классе, то для изучения темы домашнее задание не требуется. Впрочем, говорила она только о начальной школе.

 

ВПР ЗАКОННЫ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫ, ОЦЕНИВАЮТ ОНИ ОСТАТОЧНЫЕ ЗНАНИЯ

- Законно ли проведение Всероссийских проверочных работ и обязательны ли они для учащихся? – этот вопрос интересует и родителей, и учителей.

- Часть родителей, и это отражено в вопросах, утверждают, что ВПР не является обязательным для учащихся, и приводят 7 аргументов, что это так. Но все эти семь аргументов не соответствуют действительности. Родители уверяют, что работы незаконны, поскольку нет на них ссылки в Законе об образовании. Но есть нормы закона о мониторинге, 273 ФЗ говорит, что мониторинг - это форма наблюдения. Все в соответствии с законом. ВПР проводят как итоговые контрольные работы, следовательно, они включаются в учебный план школы и являются обязательными.

Рособрнадзор имеет право издавать нормативные акты, регулирующие деятельность в сфере образования.

- Можно ли выставлять за них отметки? ВПР оценивается с высоким весом, а материал не весь пройден. Оценки будут сильно снижены.

- Оценки имеют право выставлять, и материал будет пройден. ВПР проверяют остаточные знания, то, чему наши дети научились. Эту особенность их надо учитывать.

- Зачем ВПР в техникумах и системе среднего специального образования?

- Нужны достоверные данные об уровне подготовки нашей детей. Мы наблюдаем, что результаты ОГЭ одни, а когда проводим контрольные работы в колледжах – результаты другие. Мы должны понять, почему это происходит. Ребенок получает профобразование, и мы должны видеть все его огрехи. Без общей подготовки - никак.

- Установлены ли нормы по частоте проведению контрольных работ и тестов.

- Слишком часто происходит оценивание. Такая проблема есть. Есть нормы, которые устанавливают число тестов, но текущие проверки – не регламентированы, их количество регулируется школьными локальными актами

 

ЕГЭ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ ПОГОЛОВНОЙ КОРРУПЦИИ

- Почему нет альтернативы ЕГЭ?

- Если практика человечества изобретет другую форму оценки знаний выпускников, можно будет ее использовать. ЕГЭ гораздо более эффективно, чем традиционная система. Мы избавились от поголовной коррупции. Да ЕГЭ – это стресс, но и в обычном экзамене есть стресс. Когда ЕГЭ вступило в силу, я был рядовым учителем, мы только начали сдавать ЕГЭ, мой сын тоже его сдавал. И я вижу эту систему насквозь, досконально. И я вижу, что она работает. Есть люди, которым она не нравится. Но это субъективное мнение. Я вижу, что при всех сложностях и недовольствах ЕГЭ решает проблему объективности.

 

ОБРАЗОВАНИЕ У НАС НИКОГДА НЕ БЫЛО УСЛУГОЙ

- Образование никогда не было услугой. Где-то в бюджетном кодексе это было отмечено как услуга. Но сегодня законом запрещено рассматривать образование как услугу, - заверил Александр Аникеев.

 

БОЛОНСКУЮ СИСТЕМУ КАЛУЖСКОЕ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НЕ УНИЧТОЖИТ

- Что Вы делаете для того, чтобы избавиться от болонской системы?

- Болонская система касается высших учебных заведений, а в ведении региона находится общее, среднее профессиональное образование. Мое мнение – мы в нашей стране до конца и не реализовывали болонскую систему и сейчас есть смысл переосмыслить ее. Но рубануть и отказаться от бакалавриата и магистратуры будет сложно. Это должно быть обдуманным решением.

 

БЕСПЛАТНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- Бесплатные сертификаты позволяет посещать только одно объединение?

- Нет, не одно объединение. Только если этот сертификат предъявляется частнику. Нужно понимать, что дополнительное образование бесплатно, но только для родителей. Муниципалитет тратит на это огромные суммы, и мы хотим, чтобы эти средства расходовались эффективно. Хотим, чтобы частные организации получали эти средства, чтобы у детей были равные возможности. Сертификаты позволят учитывать движение средств. Когда это заработает на полную силу, мы увидим, куда дети идут и какие объединения они не хотят посещать. Деньги должны идти за учеником. Многим это непонятно, но мы выстроим эту систему и сделаем это открыто. Сертификат на дополнительное образование повышает конкуренцию и качество работы частных организаций.

 

КТО ОПЛАЧИВАЕТ СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ?

- Государство выделяет деньги на образование, а если ребенок находится на семейном обучении, куда уходят бюджетные средства?

- Идут туда, куда они выделены. Семейная форма образования предполагает, что родители берут на себя всю ответственность и все расходы на обучение. Государство предоставляет только государственную аттестацию. В некоторых регионах устанавливают выплату, но на мой взгляд это противоречит закону.

 

УМЕЕТ РАДОВАТЬ МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ

Калужане спрашивали о законности и допустимости пропагандистской деятельности в школе, не уточняя, что имеется в виду, и требовали скорейшей организации ячеек Молодежного движения детей и молодежи. Просили учителей учить, а не тестировать и организовать психолого-педагогическое сопровождение для детей с проблемами здоровья. Много было вопросов о строительстве новых школ, а их в нынешнем году в Калужской области откроется немало.

В целом, разговор порадовал организованностью, деловым спокойствием и погруженностью министра во все спорные и проблемные вопросы.

 Рената Белич

Поделиться