Вы и мы
Калужане высоко оценили работу обнинской «аварийки»
Событие
23.11.2023

На этой неделе обнинское МП «УЖКХ» посетили гости из калужского МБУ «Служба жилищного обеспечения» и городской управы Калуги. Целью визита стал интерес к аварийной службе наукограда, аналогов которой нет больше ни в нашем регионе, ни во многих других: калужские коллеги решили перенять опыт её успешной работы.

 

ОБЛАСТНОМУ ЦЕНТРУ НУЖНА ТАКАЯ ЖЕ АДС

Следует отметить, что об успешной работе обнинской аварийно-диспетчерской службы (АДС) неоднократно говорил губернатор Калужской области Владислав Шапша. Дело в том, что пару лет назад в наукограде велись разговоры о том, что «аварийку» следовало бы упразднить. Дескать у нас есть управляющие компании, вот пусть они и выполняют ее функции. Но жители и городская общественность высказались категорически против такого решения, подтвердив тем самым, что данная служба городу очень нужна. И не просто нужна, но и, по мнению главы региона, должна передавать свой опыт другим муниципалитетам. Такую же «аварийку» хотят создать и в Калуге.

В областном центре на сегодняшний день имеются другие аварийные службы – похожие, но они не соответствуют необходимым требованиям и созданы частными организациями. А учитывая имеющийся там большой объём старого жилого фонда, создание такой городской службы позволит оперативно решать многие вопросы по ликвидации аварийных ситуаций, связанных с инженерными сетями многоквартирных домов.

 

ОДИН САНТЕХНИК И ОДИН ЭЛЕКТРИК

К слову, ничего похожего на обнинскую АДС нет и в других регионах. Сергей Волотовский – директор МП «УЖКХ», в структуру которого входит обнинская АДС, рассказал, что его подчиненные некоторое время назад посещали одну такую «аварийку» в соседней области. Впечатления у них остались не самые благоприятные. В помещении размером 3 на 4 метра сидела одна пожилая женщина, в распоряжении которой находился всего один дисковый телефон. Заявки от граждан там принимаются только с 17:00 и до утра, а в штате трудятся один сантехник и один электрик. Отсутствовала техническая база, отсутствовала полноценная диспетчерская служба. И так как компьютера у дамы не было, ей приходилось подолгу рыться в журнале заявок.

Кстати, один-единственный диспетчер или один-единственный сантехник могут заболеть – все мы живые люди. И как тогда быть жителям? Непонятно.

Эту службу назвать аварийной можно с большой натяжкой. Но, как отметил руководитель обнинской АДС Виктор Буторов, многие муниципалитеты на ней экономят. То, что делает наукоград для своих жителей, бюджету обходится в копеечку, но оно того стоит. Не каждый муниципалитет может себе такое позволить. А в Обнинске о людях заботятся.

Для сравнения: в МП «УЖКХ» трудятся 140 человек. Из них 80 – в аварийной службе.

 

ЗОЛОТОЙ ФОНД ПРЕДПРИЯТИЯ – ЭТО ОПЫТНЫЕ РАБОТНИКИ

Не так давно представители МП «УЖКХ» познакомились с работой аварийных служб Липецка и Белгорода, где работа ЖКХ организована на достойном уровне. Но все равно «аварийки» этих городов с обнинской не сравнить.

– В Белгороде АДС обслуживает почти весь город, а в Липецке – только его часть. В том числе и на коммерческой основе. Полного аналога Обнинска мы не нашли нигде. Наш город в этом смысле уникален, наша аварийная служба полностью финансируется из местного бюджета. И в области это всегда ценили. Какая бы коммунальная авария не случилась, данная служба наукоград всегда выручает, – отметил Сергей Васильевич.

Кстати, и в Белгороде, и в Липецке АДС принимает заявки тоже с 17:00 и до утра. Жители этих городов уже приучены к такому графику – днем они туда не звонят.

С помещениями АДС в других городах тоже сложности. Так, в Белгороде трубы хранятся в специальных стеллажах, которые лежат прямо на улице и закрываются на замки. А в Обнинске имеются и помещения, и техническая база с автопарком, и аварийные запасы, которые постоянно пополняются. В распоряжении нашей АДС 6 сварочных постов и 15 единиц техники. А сама эта служба состоит из нескольких подразделений: инженерно-технического, диспетчерского, транспортного, а также из отделов, куда входят сантехники с электриками и отдельно электрогазосварщики.

Правда, Сергей Волотовский сетует на то, что молодежи в МП «УЖКХ» и соответственно в АДС мало. В целом на предприятии тех, кому нет 30 лет, всего пятеро, а тех, кому уже больше 60 лет, 43 человека.

– Хотелось бы, чтобы к нам шли работать молодые люди. У нас их всему обучают, – отметил руководитель.

А опытные работники – это золотой фонд предприятия, их здесь ценят. Недавно Виктор Буторов собирался уйти на заслуженный отдых, но его уговорили остаться. Сергей Волотовский рассказывает о нем, как о человеке с феноменальной памятью, который помнит в любом подвале каждую задвижку. В сфере ЖКХ Виктор Михайлович трудится около 30 лет, а обнинской аварийной службой руководит 20 лет.

Да и другие работники со стажем очень быстро ориентируются в ходе устранения аварий. Опыт есть опыт.

Часто в Обнинске управляющие компании даже и не знают о том, что в каком-то многоквартирном доме, которые они обслуживают, случилась авария. «Аварийка» справляется своими силами. Часто, но не всегда, конечно.

Так, недавно в доме №41 по улице Гагарина случились проблемы с отоплением – оно пропало среди ночи. На место приехали сантехники «аварийки», которые установили причину случившегося: вся система была забита тряпками. Дважды за ночь они промывали систему, на какое-то время теплоснабжение удалось восстановить. А утром на место приехали специалисты управляющей компании, которые довели дело до конца и полностью устранили аварию.

Даже при том, что завершала работы УК, польза аварийной службы здесь очевидна. Во-первых, ночью людям не дали замерзнуть, а, во-вторых, сэкономили время работы управляющей компании. Ведь установить причину аварии – тоже дело непростое и требует времени. Да и работать с утра, на свежую голову, гораздо проще, нежели ночью.

 

БЕЗ ПРОБЛЕМ НЕ ОБХОДИТСЯ

Проблем у аварийной службы хватает. Одна из них, как рассказал Виктор Буторов, – это сложность попадания в подвалы, расположенные в новостройках. Часто пути в эти подвалы лежат через офисы, в которых сидит охрана и не впускает сантехников. Так что, когда там случаются аварии, приходится среди ночи связываться с руководителями предприятий, расположенных в этих офисах.

Другая проблема – жильцы, вызывающие аварийную службу без повода. Например, в Обнинске живет принципиальная жительница, которой все время кажется, что у нее из крана течет не достаточно горячая вода. При этом жалобы она отправляет не в «аварийку» и даже не в администрацию города, а сразу в ГЖИ. И делает она это стабильно раз в два месяца.

Каждый раз после очередного такого обращения работникам АДС приходится комиссионно производить у нее в квартире замер температуры воды. Она каждый раз соответствует норме – от 60 до 75 градусов. Но женщина продолжает обращаться в Госжилинспекцию.

Многие пишут в ГЖИ, что у них в квартире холодно. Температуру в итоге тоже приезжают замерять работники АДС. В 99 % случаев она соответствует норме.

Случается, что электрики аварийной службы и на пожары выезжают, если в этом есть необходимость. Ведь доступ в водно-распределительное устройство есть только у специалистов. Работа АДС очень ответственная, так что на плечах Виктора Михайловича лежит довольно тяжелая ноша, с которой он успешно справляется.

 

САМЫЕ СЛОЖНЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА

Обо всем этом обнинцы рассказывали калужским гостям – председателю комитета по организации текущего и капитального ремонта, управления многоквартирными домами городской управы Калуги Тамаре Денисовой, юристу городской управы Калуги Анастасии Мезеной и руководителю МБУ «Служба жилищного обеспечения» Олегу Чугунову. Калужане в свою очередь поделились информацией об особенностях обслуживания многоквартирных домов областного центра. Как о наиболее сложных в этом плане Сергей Волотовский говорил о домах с септиком, о малоэтажных и аварийных постройках, а также о жилых зданиях, являющихся памятниками архитектуры. Последние без разрешительных документов даже ремонтировать нельзя. А в Калуге таких немало. В областном центре даже имеется несколько жилых зданий 1890 года постройки. Захочешь что-то там отремонтировать без разрешения – можешь попасть на очень большой штраф.

В января 2017 года 118 МКД в Калуге признаны аварийными. Людей оттуда пока не расселили, а значит обслуживать их необходимо. Только вот средств на такие постройки уходит на порядок больше. По логике и тариф по ним должен быть выше, но собственники с этим не соглашаются.

И если в Обнинске имеются два таких особо сложных дома, то в Калуге их около 600. В наукограде это дом с септиком – по улице Железнодорожной, 1 и дом, являющийся памятником архитектуры, – на Пирогова, 2. Как пояснил Сергей Васильевич, наличие септика предполагает регулярную откачку и вывоз бытовых отходов, а это требует дополнительных расходов. Экономически обоснованный тариф при таком раскладе должен рассчитываться, исходя из 100 рублей за квадратный метр жилья. Но так как сделать этого нельзя, то половину стоимости откачки и вывоза бытовых отходов приходится оплачивать МП «УЖКХ».

 

НИ ОДИН ИЗ ЗВОНКОВ НЕ ОСТАЕТСЯ БЕЗ ВНИМАНИЯ

Собравшиеся обсудили целый ряд экономических и юридических аспектов, касающихся работы обнинской аварийной службы. Затем Сергей Волотовский провел для гостей экскурсию по предприятию. Как всегда, большое внимание было уделено диспетчерской.

У аварийной службы не бывает спокойного периода работы. Зимой и осенью, понятное дело, много проблем с отоплением. Казалось бы, закончился отопительный сезон и количество заявок должно сократиться. Но не тут-то было… Их по-прежнему много – в этот период в АДС поступают многочисленные нарекания на работу полотенцесушителей и низкую температуру горячей воды. Так что покой работникам этого подразделения МП «УЖКХ» только снился.

По информации руководителя данного предприятия Сергея Волотовского, за сутки в АДС в среднем приходит около 80 заявок, за год – около 25 тысяч. И только 13 тысяч из них касаются непосредственно работы «аварийки». Остальные заявки диспетчеры перенаправляют в другие инстанции. В те же управляющие компании или в службу спасения. В зависимости от темы обращения. Но ни один из звонков не остается без внимания, что очень важно.

Круглосуточно здесь посменно трудятся 4 бригады. В каждой – по 10 человек: 4 сантехника, 2 диспетчера, 2 водителя, электрик и мастер. Помимо этого, ежедневно их подстраховывают 3 сварщика и 3 сантехника.

Имеющиеся на предприятии сварочные посты приходится использовать ежедневно. Это оборудование не простаивает никогда. И горожане настолько привыкли доверять этой службе, что чаще всего, даже зная телефон своей УК, звонят все-таки в АДС. Все уверены, что заявка не пропадет и будет исполнена.

Сергей Волотовский рассказал гостям о преимуществах круглосуточного аварийного обслуживания города. Жители должны быть уверены, что им окажут помощь в любое время дня и ночи. Также он проинформировал, что работники АДС проводят фото- и видеофиксацию аварий. Это требует дополнительного времени и усилий, но работники данной службы понимают, какая ответственность лежит на их плечах.

Калужские гости остались удовлетворены увиденным и услышанным.

– Понравилась организация работы, встреча оказалась очень результативной. Мы почерпнули много полезной информации. Хотелось бы пожелать обнинскому предприятию успехов и финансового благополучия. Надеемся на дальнейшее сотрудничество, – сказала в завершении Тамара Денисова.

Такое взаимодействие, без сомнения, пойдёт на пользу обеим сторонам.

 Инна Емелина

Поделиться