Вы и мы
Кто пострадает от продажи квартиры инвалида 2 группы?
Недвижимость
25.04.2024

Квартирный вопрос стабильно портит не только нравы, но и жизнь граждан. А закон частенько только подначивает недобросовестных или неосторожных участников рынка купли-продажи жилья. Усугубляет ситуацию наличие у продавца когнитивных расстройств сознания и прочих и интеллектуальных ментальных проблем. Проще говоря, не всем инвалидам после инсульта удается соблюдать свои интересы, принимая решение о продаже и покупке квартиры.

 

ОТ ПРИПАДКОВ РЕВНОСТИ ДО ИНСУЛЬТА

Недавно 58-летнего Владимира Ивановича (имя изменено) разбил инсульт. В прошлом успешный обнинский бизнесмен, начинавший в 90-е с поездок за товаром в Турцию, достаточно долго успешно вел бизнес, и некоторые его психологические проблемы проявлялись исключительно в личной жизни.

Например, мужчина был паталогически ревнив, имел обыкновение следить за теперь уже бывшей супругой и устраивать припадки ревности, граничащие с параноидальным бредом. В нашем обществе ревность не считается психическим нарушением ровно до тех пор, пока псих не прикончит объект своего обожания. Впрочем, обеим женам удалось вовремя уйти от неадекватного ревнивца.

Бизнес развивался, а пожилой бизнесмен не только работал, но и смог закончить филиал престижного института в Обнинске.

Однако пять лет назад мужчина увлекся алкоголем, и это пагубно сказалось на его здоровье. Часть бизнеса была продана, затем дошла очередь и до квартиры. Большую обустроенную квартиру Владимир Иванович продал и купил себе однушку без отделки в скромном доме. За пять лет экс-бизнесмен так и не смог сделать какой-то приемлемый ремонт, даже раковину ему устанавливал взрослый сын, которому чуть-чуть удавалось присматривать за папашей. И тут новая беда - инсульт.

 

ИЗ «ЧЕЛОВЕЙНИКА» В САРАЙ

Владимиру Ивановичу удалось выжить после инсульта, пройти реабилитацию, но окончательно последствия не ликвидированы. Инвалидность 2 группы тому свидетельство. Сам себя в бытовом плане мужчина обслуживать не может, и заботы о нем взял на себя взрослый сын.

Жизнь после инсульта вроде бы начала налаживаться, но тут Владимир Иванович решил (или кто-то ему настойчиво посоветовал) переехать жить из «многоквартирной коробки» на природу. И вот в интернете появляется объявление о продаже однокомнатной квартиры за 5 миллионов. Вместо недвижимости в «человейнике» (как презрительно называют благоустроенное современное жилье различные эстеты и недоумки) инвалид решил переехать в деревню недалеко от Обнинска.

Конечно, вызывает некоторое сомнение возможность проживания в частном доме человека, который не может сам себя обслужить даже в благоустроенной квартире. Если речь идет о нормальном частном доме, там еще можно о чем-то подумать, помечтать о свежем воздухе и забыть о том большом ежедневном труде, который приходится выполнять жильцам частных домов.

Но тут пенсионера решили переселить (вернее, он, конечно, сам принял такое «осознанное» решение) в совсем неподходящее жилье.

- Там нет ни одной коммуникации, ремонта нет, стоит только голая коробка. Человек явно не в себе, а риэлторам все равно, лишь бы продать и получить свой процент, - возмущаются неравнодушные люди, наблюдающие за процессом превращения больного человека в бомжа.

Сам себя Владимир Иванович не обслуживает, с трудом, на ходунках, доходит до лавочки у подъезда. Как человек в таком состоянии сможет сделать даже мелкий ремонт, убрать снег, принести воды? Там нет газа, чем топить? Электричеством очень дорого. А пенсия у него всего 14 тысяч! Доедет ли туда «скорая»?

 

РИЕЛТОР УВЕРЕНА В ТОМ, ЧТО ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО

Может ли человек, находящийся в таком состоянии, принимать взвешенное решение о продаже и покупке жилья? И не окажется ли, что человек, купивший квартиру у инвалида, будет вынужден возвращать приобретенное имущество? Не окажется ли бомжом инвалид, который еле передвигается? - Такие вопросы мы задали риелтору, которая занимается продажей однокомнатной квартиры Владимира Ивановича.

Женщина заверила нас, что о состоянии здоровья продавца им все известно, и на улице он точно не останется. Покупатель, оказывается, юридически грамотный человек, поэтому никаких проблем у него не будет после заключения сделки. Вернее, после оспаривания ее в суде.

Встречаться с продавцом дама не рекомендовала, чтобы не волновать человека, который находится «в таком состоянии». Тем более, что работая от большого агентства, в котором есть юридическая служба, риелтор уверена, что все нужные справки они получили. И у нас нет оснований ей не доверять.

- Нет заключения суда, что он не дееспособен, - пояснила риелтор.

Но мы-то знаем, что человека после инсульта врачи могут признать недееспособным на момент совершения сделки и задним числом. Только вот будут ли на тот момент у инвалида деньги, чтобы вернуть их за проданное или непроданное жилье?

 

ЛЕКАРСТВА НЕ ПРИНИМАЛ, РЕЖИМ НЕ СОБЛЮДАЛ

Конечно, спасти ситуацию могли бы родственники, которых потом будут обвинять в том, что они не досмотрели за стариком. Но Владимир Иванович обладает таким жестким характером, что общаться с ним, и уж тем более на чем-то настаивать близкие люди просто не могут.

Перед его самодурством сдались даже врачи: лекарства он не принимал, лечебный режим не соблюдал. Ушел, написав расписку, что отказывается от лечения. Как только смог передвигаться. Больница насильно держать не может, если пациент не хочет сам лечиться. Так как его поведение не угрожало окружающим, то его и отпустили, порекомендовав консультацию психиатра. Но вместо этого человек пошел продавать квартиру, и поговаривают, что даже получил уже залог.

Где мы увидимся в следующий раз с Владимиром Ивановичем? В суде? На улице, просящим милостыню? В больнице? - Неизвестно. Кстати, дедушка еще может набрать кредитов и объявить себя банкротом. Банкиров не жалко, но последствия от подобных выходок могут быть самыми трагическими, сделки за 3 года признают недействительными. Печально, что таких людей закон никак не защищает от них самих.

Рената Белич

Поделиться